Грузопоток Севморпути прирастет сжиженным природным газом

Северный морской путь Полезные ископаемые
Мария Кутузова
23 Ноября, 2021, 05:37
Грузопоток Севморпути прирастет сжиженным природным газом
Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


Россия наращивает поставки арктического СПГ. Проект «Ямал СПГ», акционерами которого являются «НОВАТЭК» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%), в прошлом году вышел на производство 18,8 млн т СПГ. В текущем году, итоги которого еще предстоит подвести, объемы поставок уже превышают прошлогодний уровень. Тогда как в 2022 году российская компания планирует достичь уровня производства в 20 млн т сжиженного природного газа в год в рамках этого арктического проекта.  

Следующим крупнотоннажным проектом должен стать «Арктик СПГ 2», в рамках которого планируется построить три технологические линии по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая. Общая же мощность нового арктического СПГ-проекта запланирована на уровне производства 19,8 млн т сжиженного природного газа и порядка 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год. 

«Арктик СПГ 2» реализуется с использованием оснований гравитационного типа в целях снижения капитальных затрат и минимизации воздействия на экологию российской Арктики. Ресурсной базой проекта станут запасы Утреннего месторождения, оцененные по стандартам PRMS в 1 434 млрд куб. м природного газа и 90 млн тонн жидких углеводородов. Запуск первой линии запланирован на 2023 год, запуск второй и третьей линии предполагается в 2024 и 2026 годах соответственно. 

К ноябрю 2021 года «НОВАТЭК» полностью сформировал пул инвесторов для финансирования «Арктик СПГ 2». Участниками проекта являются «НОВАТЭК» (60%), TotalEnergies (10%), CNPC (10%), CNOOC (10%) и Japan Arctic LNG, консорциум Mitsui & Co, Ltd. и JOGMEC (10%). В начале ноября «НОВАТЭК» сообщил о готовности строящейся первой линии «Арктик СПГ 2» на 69%, а всего проекта – на 52%. В планах компании старт продаж сжиженного природного газа с первой технологической линии в 2023 году.



Гыданский полуостров. Фото: Софья Евдокимова / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


В октябре газовоз «Маршал Василевский», принадлежащий другому российскому газовому флагману – «Газпрому», впервые прошел с грузом сжиженного природного газа по маршруту Севморпути. Переход по маршруту от порта Сабетта на Ямале до индийского Дабхола занял ровно месяц. «Маршал Василевский» был загружен партией российского СПГ, произведенного на заводе проекта «Ямал СПГ». 

Сжиженный природный газ поставляется «Газпромом» в Индию в рамках долгосрочного контракта с индийской компанией GAIL. «Маршал Василевский» является единственной в России плавучей регазификационной установкой, обладает ледокольным классом Arc4 и может использоваться в качестве танкера для перевозки сжиженного природного газа. Газовоз смог пройти по трассе Севморпути до возникновения серьезных проблем, с которыми столкнулись на СМП в конце октября – начале ноября суда с аналогичным ледовым классом. 

Сложная ледовая обстановка и тяжелые погодные условия осложнили прохождение маршрута более чем двадцати судам. Эксперты отмечают недостаток ледокольного флота, тогда как, согласно планам, в 2023-2024 годах навигация по Северному морскому пути должна стать круглогодичной, а объемы грузоперевозок предполагается значительно нарастить. По словам заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, главной задачей, стоящей перед Россией в арктическом регионе, остается увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн т в год к 2024 году. По его словам, рост стоимости перевозки по Суэцкому каналу в несколько раз открывает новые возможности для развития арктического маршрута. Однако перед российскими структурами стоит вопрос обеспечения безопасности прохождения Северного морского пути. 


marshal-vasilevskij-01.jpg

Фото: Газпромнефть


Так, министерство транспорта РФ предлагает увеличить мощности «Морспасслужбы» за счет судов тяжелого ледового класса с высокой автономностью, которые смогут работать в удаленных районах. Минтранс России совместно с «Росатом» оценят возможности строительства дополнительных ледоколов МФАСС 18 МВТ для наращивания группировки судов «Морспасслужбы» в восточном секторе российских арктических акваторий. Новые спасательные станции появятся в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. МЧС планирует развивать комплексные аварийно-спасательные центры в Арктике. В Архангельске предполагается создать федеральный центр арктической медицины. По информации губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, центр может быть создан в виде консорциума с управляющей компанией, как автономная некоммерческая организация на базе Северного государственного медицинского университета.   

По информации главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, объемы грузопотока по Севморпути за последние пять лет выросли в шесть раз. Цель, стоящая перед Россией, заключается в увеличении грузоперевозок по СМП до 100 млн т к 2034 году, в том числе за счет строительства нового ледокольного флота и контейнеровозов. В результате Северный морской путь станет «самым быстрорастущим мировым морским коридором». По словам министра транспорта Виталия Савельева, России необходимо использовать выгодное географическое положение и предоставить транспортным компаниям эффективную альтернативу Суэцкому каналу: доставка грузов по СМП создаст, согласно оценкам Минтранса, преимущество в две недели.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic


далее в рубрике