Из-за отсутствия ледокольной проводки российский газовоз застрял во льдах на Северном морском пути
Даже в летний период ледовые условия на СМП остаются непредсказуемыми, что создаёт серьёзные вызовы для судов без ледовой защиты

Arctic Metagas. Источник: vesselfinder.com/ru
Ледовая обстановка на Северном морском пути (СМП) в Восточно-Сибирском море 2 сентября 2025 года помешала движению танкера Arctic Metagas, доставляющего сжиженный природный газ (СПГ) с российского проекта «Арктик СПГ-2». Газовоз оказался вынужден дрейфовать у кромки ледового поля, сообщает Avia.pro. Судно, не имеющее ледового класса, вышло из Мурманска 19 августа и должно было прибыть в Петропавловск-Камчатский 10 сентября, но, согласно данным АИС, уже пятеро суток не может продолжить движение по маршруту, маневрируя на кромке льда.
Даже в летнюю навигацию ледовые условия на СМП остаются непредсказуемыми, что создает опасную ситуацию для судов без ледовой защиты, подобных масштабному газовозу Arctic Metagas, способному перевозить до 80 млн кубометров СПГ.
Кьелл Эйкланд, управляющий директор компании Eikland Energy, занимающейся аналитикой и мониторингом, касающимся СПГ, – подчёркивает, что вероятная причина задержки судна – отсутствие ледокольной проводки. По оценке Главсевморпути, стоимость эскорта по оставшимся двум зонам маршрута может превысить 600 тыс. долларов. В районе уже работают атомные ледоколы «Сибирь» и «Ямал», однако договорённость о сопровождении пока не достигнута. Параллель напоминает август 2023 года, когда танкер ледового класса «Великий Новгород» также вынужден был маневрировать в Восточно-Сибирском море до подхода ледокола.
Проект «Арктик СПГ-2», запущенный в декабре 2023 года, и с ноября того же года находящийся под санкциями США, уже отправил четыре танкера с СПГ в Азию; первая поставка потребителям состоялась на прошлой неделе.
У Arctic Metagas повреждений пока не зафиксировано, и фрахтователь, вероятно, в ближайшее время договорится о ледокольной проводке для продолжения рейса. Ситуация, как отмечено в Avia.pro, в очередной раз демонстрирует проблемы арктического судоходства и влияние санкций на логистику российских энергоносителей.