К Дню Северного морского пути в 2025 году впервые все восемь судов атомного ледокольного флота обеспечивают зимнюю навигацию
Атомные ледоколы работают в Обском и Енисейском заливах Карского моря, где расположены значимые для грузопотока на СМП порты и перевалочные пункты
Фото: Слава Степанов. Источник: gelio.livejournal.com
К 17 декабря, когда отмечается День Северного морского пути (СМП), впервые на его маршруте одновременно задействован весь атомный ледокольный флот из восьми атомоходов: четырёх – старого поколения («Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы») и четырёх – новейших, проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия»). Ледоколы осуществляют проводку грузовых судов в Обском и Енисейском заливах Карского моря. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор корпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
«Таймыр», «Ямал», «Арктика», «Якутия», «Сибирь» и «50 лет Победы» работают в Обском заливе с 14 декабря, обеспечивая движение судов, связанных с «Воротами Арктики» – нефтеналивным терминалом «Газпром нефти» для круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения, с проектом «Ямал СПГ», поставляющим сжиженный природный газ, и другими добычными и перерабатывающими проектами. При этом – «Ямал» взял под проводку первое судно под руководством первой женщины-капитана атомного ледокола Марины Старовойтовой. Ледоколы «Урал» и «Вайгач» выполняют задачи в Енисейском заливе, обеспечивая доступ к портам и промышленным объектам в глубине Сибири.

Фото: Слава Степанов. Источник: gelio.livejournal.com
День Северного морского пути, как рассказал GoArctic в «Арктическом календаре», отмечается с 2019 года, и в 2025-м у СМП минимум две «вехи»: 93 года назад, 17 декабря 1932 года, было образовано Главное управление Северного морского пути (в честь чего и учреждена памятная дата), а 500 лет назад, в 1525-м, русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые упомянул о возможности проложить морской маршрут вокруг Евразии, – о Северо-Восточном проходе (это историческое название Северного морского пути – кратчайшего морского маршрута вдоль арктического побережья России, соединяющего Европу и Дальний Восток через Северный Ледовитый океан). Поморы и новгородцы ходили по северным морям ещё в X-XI вв., европейские моряки с XVI века искали в северных морях альтернативу южным маршрутам, но только в конце XIX-го СМП полностью, с запада на восток, прошла экспедиция шведа Нильса Адольфа Эрика Норденшёльда на судне «Вега» (в 1878-1880 годах – и с зимовкой). А первый сквозной проход через СМП за одну навигацию (без зимовки) осуществила советская экспедиция под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. Отто Шмидт стал и первым руководителем созданного ГлавСевморпути.
А символическое значение письму русского дипломата 500-летней давности, в котором был упомянут Северо-Восточный проход, придали в настоящее время: был издан указ «О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути» и весь 2025 год шли мероприятия, посвященные этой концепции, о чём много писал GoArctic.