Круглогодичная навигация по Севморпути и затопление Гренландии

Нероссийская Арктика Северный морской путь Экология
Денис Ивановский
8 Июня, 2020 | 07:41
Круглогодичная навигация по Севморпути и затопление Гренландии
Фото seanews

Расширение Северного морского пути

Россия на шаг ближе к достижению круглогодичной навигации в Арктике. Специализированный танкер-ледокол осуществил самую раннюю в сезоне доставку СПГ в Китай по Северному морскому пути, сообщает норвежское издание High North News.

Москва уже несколько лет доставляет сжиженный природный газ с СПГ-завода на полуострове Ямал в страны Азии через Арктику, используя 15 специализированных танкеров ледового класса Arc7. Всё это время такие путешествия были привязаны к ледниковому сезону и были возможны с июля по ноябрь.

В этом году ледокольный СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» отправился в свой заплыв почти на два месяца ранее обычной навигации – во второй половине мая. Судно, сопровождаемое атомным ледоколом, уже завершило часть маршрута в 4 тысячи километров, покрытую льдом, всего за двенадцать дней и ожидается в Китае 11 июня.

В предыдущие годы поставки СПГ с Ямала в Азию не происходили до июля, нынешний экспериментальный заплыв был организован на 8 недель раньше.

«Новатек», который и занимается организацией перевозок СПГ в Азию, активно работает над увеличением навигационного сезона по Северному морскому пути и рассчитывает на дальнейшее развитие государственной поддержки этого торгового маршрута за счет расширения ледокольных возможностей. Успешный проход СПГ-танкера «Кристоф де Маржери» ещё на шаг приблизил Россию к реализации полного транзитного потенциала Северного морского пути.

Суда ледового класса Arc7 способны на самостоятельное плавание в однолетних арктических льдах толщиной до 1,4 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летнее-осеннюю. При этом при проходе в канале за ледоколом судна такого класса способны идти в арктических льдах толщиной до 2,0 м в зимнее-весеннюю и до 3,2 м в летнее-осеннюю навигацию. Даже с учётом сложностей и замедленного хода Северный морской путь в нынешний период позволяет значительно сократить продолжительность рейса, доставляющего СПГ в порты Азиатско-Тихоокеанского региона, по сравнению с использованием маршрута через Суэцкий канал.

В настоящее время Россия занимается модернизацией и расширением своего парка атомных ледоколов. Четыре судна уже строятся, в следующем году запланирован спуск на воду ещё одного атомного ледокола. С их помощью «Новатэк» надеется увеличить навигационный сезон по Северному морскому пути с мая по январь. Конечная цель - обеспечить круглогодичные навигационные возможности, для чего Россия строит новый супер-ледокол, способный сопровождать СПГ-танкеры даже в зимний период. Ожидается, что первое судно такого типа будет сдано в эксплуатацию в 2027 году.

 

Очередные арктические учения США



Фото ВВС Норвегии

Воздушный флот США провёл очередную тренировку в Арктике. Об этом сообщает американское военное издание Military Times.

Четыре американских самолета B-52 провели учебную тренировку на больших расстояниях, пролетев из Северной Дакоты (США) до европейского континента через Арктику. Учения прошли совместно с норвежскими военными самолётами F-16 и F-35 с привлечением бомбардировочной авиации. Полёты осуществлялись над Северным Ледовитым океаном и морем Лаптевых.

«Арктика является стратегическим регионом с растущим геополитическим и глобальным значением, и эти миссии с бомбардировщиками демонстрируют нашу приверженность и способность сдерживать и защищать во всё более сложной среде», - заявил глава Командования ВВС США в Европе (USAFE) генерал Джефф Харригян, не уточнив, от кого или от чего именно США и их союзники готовы защищаться.

За последние несколько недель ВВС США провели ряд учебных полетов дальнего следования в Европу с участием бомбардировщиков. К этим «трансарктическим» военным учениям привлекались военно-воздушные силы Польши, Украины, Румынии, Швеции и других союзных стран.

 

Глобальное потепление



Фото Ian Joughin

Британский таблоид Express опубликовал новое научное исследование NASA с неутешительными прогнозами о росте уровня океана в связи с таянием арктических льдов.

Если нынешний темп таяния ледяного покрова Арктики сохранится или увеличится, то к концу столетия могут быть затоплены многие прибрежные города, в том числе и Нью-Йорк. Наиболее пострадавшей территорий станет Гренландия, которая потеряет огромную часть суши, где сейчас ведётся хозяйственная деятельность. Серьёзные последствия наступят и для Британских островов, заключают исследователи NASA.

Крупнейшим источником повышения уровня моря станет таяние ледяных шапок и ледников, расположенных в семи регионах: Аляске, Канадском Арктическом архипелаге, Южных Андах, Высокогорной Азии, Русской Арктике, Исландии и норвежском архипелаге Шпицберген. И именно на циркумполярные регионы приходится львиная доля таяния льда.

С каждым годом в этих регионах таяние льда ускоряется, что приводит к ускоренному истощению ресурсов пресной воды, от которой зависят сотни тысяч людей на Крайнем Севере.

Планета продолжает нагреваться, и учёные утверждают, что глобальная температура повысилась примерно на 0,15-0,20 градусов за прошедшее десятилетие. Это привело к видимой потере льда в Заполярье.

Но большую угрозу приносит и таяние замёрзшей воды под поверхностью, предупреждают учёные. Вечная мерзлота миллионы лет хранит почву, остатки растений и микробов. Это значит, что и углекислый газ мёртвых растений и микробов также оказался в естественном морозильнике Земли. По оценкам учёных, в вечной мерзлоте хранится до 1,5 триллиона тон углекислого газа, и с таянием льдов весь он начнёт высвобождаться.



далее в рубрике