Ледокольный танкер «Алексей Косыгин», строящийся на судоверфи Звезда» для проекта «Арктик СПГ-2», передан заказчику – «Совкомфлоту»
Первый построенный в России танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в арктических условиях будет ходить по Северному морскому пути
Танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» – головное судно серии, которую строит ССК «Звезда» в интересах ПАО «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот» для проекта «Арктик СПГ-2», – передан заказчику, «Совкомфлоту». Первый построенный в России танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в арктических условиях будет ходить по маршрутам Северного морского пути (СМП), самостоятельно преодолевая лед толщиной свыше 2 м, передают пресс-служба «Роснефти» и ТАСС.
Генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов отметил, что ледокольный танкер представляет собой новое поколение арктического грузового флота, которое должно обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении СМП. Игорь Тонковидов подчеркнул, что в России еще не строились суда подобной инженерной и технологической сложности. Во всем мире технологией строительства газовозов обладают всего несколько судостроительных предприятий. Как сообщил «Интерфакс», гендиректор «Совкомфлота» рассчитывает на поставку во флот компании еще двух газовозов в течение 2026 года – они «немедленно войдут в работу и начнут реализацию той большой задачи, которую нам поставила наша страна».
«Алексей Косыгин» был построен и спущен на воду с помощью сухого дока – уникального гидротехнического сооружения, одного из крупнейших в мире: его размеры составляют 485х114х14 метров. Каждый газовоз серии вмещает более 172 тыс. куб м сжиженного природного газа. Длина судна составляет 300 м, ширина – 48,8 м, мощность силовой установки – 60 МВт.
По информации «Корабел.ру», напомнившего ход событий, в 2019−2022 годах южнокорейская компания Samsung Heavy Industries получила от ССК «Звезда» 22 заказа на проектирование. Условия контрактов предусматривали поставку блоков для сборки, оборудования и обеспечение технической поддержки для 15 газовозов ледового класса и 7 челночных танкеров общей стоимостью 4,2 млрд долларов. Позднее из-за введенных санкций Samsung Heavy Industries поставила «Звезде» пять корпусов СПГ-газовозов, один из которых – «Алексей Косыгин». Из 15 СПГ-танкеров Arc7, сооружение которых планировалось осуществить силами ССК «Звезда», пять («Алексей Косыгин», «Петр Столыпин», «Сергей Витте», «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин») уже спущены на воду.
Судно названо в честь советского политического и государственного деятеля Алексея Косыгина (1904-1980), возглавлявшего правительство СССР (председатель Совета министров СССР) с 1964 по 1980 год – дольше, чем кто-либо в истории, и прославившегося в качестве инициатора Косыгинской реформы 1965 года – попытки модернизировать советскую экономику путём предоставления предприятиям большей самостоятельности. Под его руководством 1970-е стали самым благоприятным десятилетием советской эпохи. В 1979-м Алексей Косыгин стал единственным из членов Политбюро, не поддержавшим вступление Советской армии на территорию Афганистана.