Ледоколы проекта 22220: «Полный вперед!»

Транспорт и логистика
Валентин Юшкевич
2 Августа, 2020 | 04:16
Ледоколы проекта 22220: «Полный вперед!»
Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод»

 

Сказать, что сегодня «Балтийский завод» живет ледоколами, значит ничего не сказать. Если посмотреть на загрузку петербургского предприятия, структурно входящего в «Объединенную судостроительную компанию» (ОСК), то на 93 процента она состоит из работ по созданию серии новых атомных ледоколов проекта 22220. Три из них – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» – с разной степенью готовности уже стоят у достроечной стенки, а один («Якутия») ждет своей очереди для спуска на воду.

Сейчас из всей четверки основное внимание приковано к головному ледоколу «Арктика». Совсем недавно судно вернулось со своих первых ходовых испытаний по Балтийскому морю. Двадцать одни сутки прошли без эксцессов, и все, кто имел хоть какое-то отношение к созданию первенца, испытывают вполне объяснимое воодушевление. Ведь даже с учетом того, что ни одно серьезное начинание не обходится без проблем, на долю «Арктики» их выпало с избытком.

Во-первых, хоть на заводе и гордятся тем, что подавляющее большинство военных и гражданских судов с ядерной энергетической установкой построены именно здесь, но атомные ледоколы не выходили отсюда с 2007 года, когда был спущен на воду «50 лет Победы». Поэтому неудивительно, что найти узких специалистов и возобновить уникальное производство оказалось непросто. Тем не менее, сделать это удалось. Во всяком случае, по проектируемой мощности, габаритам, а также тем, что он двухосадочный (т.е. может работать как в море, так и в устье полярных рек), кораблю проекта 22220 аналогов в мире просто нет.

«Каждая новая серия ледоколов – она все больше и больше по размерам, и по мощности, – отмечал сдаточный капитан «Арктики» Олег Щапин перед выходом в море. – На ледоколе «50 лет Победы» сейчас работает экипаж из 110 человек, а у нас будет 53 человека. То есть ледокол больше, мощнее, а экипаж почти в 2 раза меньше».

Он объяснил это применением большого числа средств автоматизации, электронной картографии и других технических достижений XXI века.


DJI_0977.JPG

Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод»


Во-вторых, заложив «Арктику» в ноябре 2013 года, коллектив завода не смог его сдать в срок в 2017-м по вполне объективным причинам. Сначала после известных событий на Украине прекратил поставку комплектующих Харьковский турбинный завод. Затем наша страна испытала на себе давление западных экономических санкций. К слову, сейчас можно уверенно говорить, что проект 22220 практически «до последнего винтика» возводится из отечественных узлов и материалов.

«При строительстве головного универсального атомного ледокола использовались инновационные решения, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками, – отмечал перед началом ходовых испытаний генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» оборудован системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. На судне установлены главные генераторы высокого напряжения, специально спроектирована для данного проекта паротурбинная установка. Все оборудование на ледоколе произведено российскими компаниями. Во время ходовых испытаний будет проведена оценка взаимодействия гребной электрической установки с ядерной энергетической установкой и главными турбогенераторами. Мы вышли на заключительный этап испытаний, предшествующий вводу судна в эксплуатацию».

В-третьих, сами ходовые ждали с особым волнением еще и потому, что в феврале 2020 года во время пусконаладочных работ произошел отказ обмотки носового стартера правого гребного электродвигателя (поставщик – Ленинградский машиностроительный завод). Созванная межведомственная комиссия установила, что он не подлежит ремонту, а на демонтаж и замену потребуется до 15 месяцев. В этих условиях госкорпорация «Росатом», как основной заказчик, решило принять атомный ледокол, не дожидаясь установки нового гребного электродвигателя и отправить его на ходовые испытания.


25 05_2.jpg

Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод»


Здесь следует особо пояснить, что при наличии на борту трех двигателей указанная нештатная ситуация приводит к потере мощности не более, чем на 10 МВт при запланированных 60 МВт и это продолжает делать «Арктику» самым мощным ледоколом в мире. Со своей стороны специалисты ПАО «ЦКБ «Айсберг» (как разработчики технического проекта атомохода) заверили, что отклонения от проектных характеристик судна будут незначительными.

Таким образом, ожидаемые ходовые испытания действительно превращались в очень важный этап для всего проекта в целом. И атомоход не подвел. По возвращении испытатели в один голос оценили его возможности в превосходных тонах.

«На ходовых испытаниях мы сдали практически 80 процентов всех систем. Единственный вопрос остался – немножко затопить электродвижение, но я думаю, что на следующем выходе мы этот вопрос закроем. Самое главное, что мы получили – это проектантом заложенную скорость. Двадцать один с половиной узел мы дали, и я считаю, что это успех. Потому, что корабль все-таки большой и догнать до таких скоростей… Это практически 40 км/ч на автомобиле!» – делится впечатлениями старший строитель кораблей АО «Балтийский завод» Константин Митрофанский.

С ним согласен и заместитель руководителя заказа «Арктика» Игорь Чунихин:

«За время ходовых испытаний, я считаю, ледокол показал себя очень достойной машиной. Аналогов, я думаю, еще не будет в мире долгое время. Ходовые качества, остойчивость корабля были идеальны... Мы дали 21,6 узла и он управляется, как катер. Это просто бесподобно. На одном борту этот пароход может развернуться практически на месте».

DJI_0969.JPG

Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод»


Более того, по данным источников в «Росатоме», на испытаниях «Арктика» смогла выдать мощность в 58 МВт. Другими словами, ситуация с выходом из строя одного из шести двигателей (по два на каждом из трех гребных валов ледокола) не просто не привела к критическим рискам, а показала серьезные резервные возможности судна, заложенные в него проектировщиками.

И хоть в море без нюансов не обошлось – некоторые узлы приходилось менять или ремонтировать непосредственно в походе – все ответственные лица заверяют, что предстоящий сентябрьский контрольный выход окажется идеальным, и ледокол отправится к месту приписки в Мурманск, где «Арктику» будут ждать последние, теперь уже ледовые, испытания.

«Это новый корабль, первый головной проект, поэтому были какие-то недочеты. Сейчас на данном этапе мы замечания заказчиков учли, замечания представителей классификационного органа – Российского морского регистра – учли, проектант их сейчас отрабатывает, мы до следующего выхода должны это все устранить, чтобы прийти и передать корабль заказчику», – резюмирует Константин Митрофанский.

А пока на ледоколе полным ходом идет своеобразная генеральная уборка. На всех палубах судна (размером с восьмиэтажный дом) отдраивают и подкрашивают металлические детали, устраняют последние недочеты. При этом старожилы отмечают несоизмеримо лучшие условия, созданные для работы и проживания экипажа. Каждый (от матроса до капитана «Арктики») будет иметь свою одноместную каюту с душевой и всеми удобствами. На борту также имеются спортивный и тренажерный залы, сауна и бассейн.


IMG_20200626_115547_602.jpg

Фото: отдел по связям с общественностью АО «Балтийский завод»


Тем самым, проект 22220 задал определенный стандарт «ледокольного качества», с которым придется считаться всем остальным державам «арктического клуба». И если учесть, что в ближайших планах России возведение на дальневосточном заводе «Звезда» нового атомного ледокола «Лидер» с рекордной мощностью в 100 МВт, то можно констатировать наше неоспоримое первенство в этом вопросе. Во всяком случае пока. Ведь нельзя сбрасывать со счетов и две недавние международные новости. Президент США Дональд Трамп распорядился о разработке программы по приобретению ледоколов для обеспечения интересов своей страны в Арктике и Антарктике. В свою очередь КНР известила о первом арктическом плавании своего ледокола «Снежный дракон – 2».

То есть налицо своеобразная международная ледокольная гонка, в которой «Балтийскому заводу» отведена одна из ведущих ролей. Согласно имеющимся планам «Росатома», флотилия проекта 22220 должна состоять из пяти кораблей (1 головной и 4 серийных). Значит, только этим заказом предприятие будет загружено вплоть до 2028 года. Кроме того, в перспективе для них потребуется строить судно перезагрузки ядерного топлива. А если добавить к этому, что завод располагает единственными в нашей стране профессионалами по установке атомной спецэнергетики, то очевидно, что их ждут длительные командировки на Дальний Восток для строительства «Лидера». Другими словами, в Санкт-Петербурге есть предприятия, по отношению к которым совершенно обоснованно можно применить известный морской термин «Полный вперед!».

 

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic
далее в рубрике