Министр транспорта поднял тему появления на СМП подводных газовозов, которые смогут транспортировать газ от месторождений за 12 суток
Проект атомного подводного газовоза с 2024 года разрабатывает Курчатовский институт, а с 2018 года – конструкторское бюро «Малахит»

Источник: strana-rosatom.ru
Министр транспорта РФ Роман Старовойт в преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который состоится 18-21 июня, рассказал о проекте подводных газовозов и об Арктическом транспортном коридоре, передаёт ТАСС. По словам главы Минтранса, проект подводных газовозов, которые будут работать на Северном морском пути, доставляя газ от месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО – Ямале) до Мурманска и Камчатки, сейчас разрабатывает Курчатовский институт, и вполне возможно, что скоро они появятся на линиях. Роман Старовойт также отметил международный интерес к расширению Северного морского пути, назвав маршрут Санкт-Петербург – Мурманск – Владивосток Арктическим транспортным коридором.
Название расширения Северного морского пути, по мнению GoArctic, пока не устоялось и официально не утверждено, поэтому – «плавает». Изначально, на VI Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в Мурманске президент РФ впервые сообщил о транспортном Трансарктическом коридоре (ТАК), который пройдёт от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока. Потом было озвучено понятие Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Сейчас Роман Старовойт рассказал об Арктическом транспортном коридоре. Стоит надеяться, что будет принято официальное именование этого маршрута и его верная аббревиатура.
Тема подводного газовоза для СМП впервые была представлена президентом Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский институт» Михаилом Ковальчуком в октябре 2024 года на Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ), передавал портал Paluba.media. Необходимость разработки подводного судна пояснялась тем, что основные месторождения газа в России сосредоточены в Арктике, и единственным эффективным способом транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) является морской транспорт. Но даже самые современные газовозы не могут обеспечить круглогодичную навигацию и требуют ледокольного обеспечения. В настоящее время на СМП работают всего 12 ледоколов, включая 8 атомных. И создание атомного подводного газовоза в настоящий период представляется одним из наиболее простых и рациональных способов увеличения объёмов перевозки СПГ по морю без необходимости ледокольной проводки, Кроме того, за счёт отсутствия контакта со льдом скорость движения газовоза составит около 17 узлов, что сократит время рейса с 20 до 12 суток. В ноябре появилась информация о том, что НИЦ «Курчатовский институт» заключил с «Газпромом» договор на разработку подводного атомного газовоза.
Но известно, что атомный подводный газовоз для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) с российских арктических проектов с 2018 года разрабатывался в АО «Санкт–Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"», которое специализируется на разработке подводных лодок (подводный газовоз – это, по сути, гражданская подводная лодка). И пять лет назад проект газовоза под названием «Пилигрим» уже был представлен на форуме «Арктика – территория диалога» и на выставке «Нева-2019». КБ «Малахит» входит в состав «Курчатовского института.
«Пилигрим», кадр из презентации СПбМБМ «Малахит». Источник: paluba.media
Михаил Ковальчук же на презентации проекта в 2024 году отметил, что атомный газовоз может быть и беспилотным, но для этого нужно сделать реактор необслуживаемым, а эту задачу ещё надо решать.
Длина атомного подводного газовоза должна составить около 360 м (укладывается в длину самого большого причала порта Сабетта в ЯНАО); ширина – около 70 м; высота – около 30 м; осадка – 12‒13 м. Работу трёх гребных электродвигателей мощностью по 30 МВт каждый обеспечат три ядерных реактора «Ритм – 200». В основном судно должно передвигаться на глубинах от 100 до 150 метров со скоростью до 17 узлов. Участки с меньшими глубинами будут преодолеваться со скоростями 5-7 узлов по нижней поверхности ледового поля.
В КБ «Малахит» потребность в таких газовозах оценивали на уровне 5-7 единиц, в 2024 году Михаил Ковальчук высказывал мнение, что достаточно пары таких газовозов, которые станут неким мобильным газопроводом по дну Северного Ледовитого океана: «На условной Приразломной, где добыча идет под водой, вы заполняете его, дальше он приходит в нужную точку и, не всплывая, отдает все. Они ходят вдвоем, и фактически у вас есть подвижный газопровод». Но у специалистов вызывает сомнение возможность в ближайшее время строительства подобного судна – в условиях нехватки судостроительных мощностей и комплектующих.