Алексей Чекунков рассказал о расширении портовой инфраструктуры и флота для развития Трансарктического транспортного коридора
Об этом шла речь на совещании в Архангельске по вопросам обеспечения функционирования расширенного транспортного маршрута

Алексей Чекунков. Источник: /t.me/government_rus/20225
На совещании по развитию Трансарктического транспортного коридора, которое провёл в Архангельске помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков доложил о работе по расширению мощности действующих арктических портов, создания новых морских терминалов, развития инфраструктуры, информирует пресс-служба правительства России. GoArctic писал о том, что Северный морской путь (СМП) становится частью транспортного Трансарктического коридора (ТАК) – президент РФ сообщил это в марте 2025 года на пленарном заседании VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Мурманске.
На заседании в Архангельске Николай Патрушев отметил: «Сейчас особое значение приобретает укрепление транспортного каркаса страны и обеспечение свободного выхода в Мировой океан, в том числе за счёт комплексного развития транспортно-логистических маршрутов. Одним из ключевых таких маршрутов должен стать Трансарктический транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока, обеспечивающий гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми активно развиваются торговые связи».
Алексей Чекунков рассказал, что в арктическом бассейне в настоящее время – 14 морских портов грузооборотом около 100 млн тонн в год. Порт Архангельск – один из интенсивно развивающихся и наращивающих объёмы экспортно-импортных отгрузок. В 2024 году через архангельский порт прошли 10 из 14 рейсов китайских судоходных компаний, движущихся по Северному морскому пути (СМП), в том числе «Арктический экспресс». По словам Алексея Чекункова, в базовом сценарии развития Северного морского пути к 2030 году прогнозируется увеличение грузопотока от 70 до 109 млн тонн. Для этого, кроме иных мер, предусмотрено расширение действующих и строительство новых морских терминалов, создание грузовых подходов к ним с целью наращивания объёмов перевозок угля, удобрений, контейнеров.
В ходе совещания обсуждались и вопросы потенциала морской и речной логистики, строительства флота – в том числе для проведения дноуглубительных работ. Потребность в дноуглублении при отсутствии достаточного количества специальных судов в России ежегодно растёт, а аренда соответствующего флота у зарубежных судовладельцев привела к резкому росту стоимости работ – в 6 раз в 2024 году. Такая динамика может привести и к росту портовых сборов более чем в 10 раз. По словам Алексея Чекункова, решением проблемы может стать формирование российского дноуглубительного флота – приобретение 16 специальных судов с использованием механизмов льготного финансирования позволит существенно снизить себестоимость работ и нарастить их объёмы.
Ещё одной проблемой является усиливающийся разрыв между темпами списания устаревших судов и скоростью строительства нового флота. Это напрямую влияет на ставки фрахта и стоимость товаров, которые транспортируются в Арктику и на Дальний Восток в ходе северного завоза. Водным транспортом доставляется 3,1 млн из 3,4 млн тонн грузов северного завоза, в процессе задействовано 444 судна. Минвостокразвития совместно с Минпромторгом и Минтрансом проведут комплексный анализ состояния флота, задействованного для обеспечения северного завоза и каботажных перевозок – с целью выработки наиболее эффективных решений.