Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Национальный стандарт экологической безопасности

Национальный стандарт экологической безопасности
16 Марта, 2018, 13:21
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» разработан по инициативе ПАО «Россети». Это свод правил поведения в Арктике для всех организаций, которые там работают или хотят работать. Стандарт является общественным договором между обществом и предприятиями, который не регламентируется государством, не вступает в конфликт с существующей нормативной базой, а лишь дополняет её. Основная практическая задача: определить чёткие принципы организации собственной работы предприятий для обеспечения экологической безопасности.

 

Российская Арктика вместе с мор­ской экономической зоной и континентальным шельфом занимает 30% территории страны. В Арктической зоне РФ создается 12–15% ВВП и обеспечивается около четверти экспорта. 43% площади Арктического региона планеты приходится на долю российского сектора. Это около 9 млн кв. км. Здесь проживает более 2,5 млн человек, что составляет 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики.

Можно выделить несколько групп интересов, которые присущи как правительствам стран, так и крупным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Ар­ктической зоне.

Экономические интересы:

- наличие углеводородных депозитов большой ёмкости, которые в настоящее время являются технологически доступными и способными обеспечить потребности миро­вой экономики (только на разведанных запасах) на сто лет вперёд;

- наличие потенциальных углеводородных депозитов будущего – метангидратов, кото­рые в настоящее время технологически недоступны по причине высокой стоимости добычи и переработки, что делает конечный продукт неконкурентоспособным в настоящих экономических реалиях, однако при исчерпании традиционных запасов и росте цен на углеводородное сырьё метангидраты будут представлять собой конку­рентоспособный ресурс даже при использовании современных технологий;

- наличие континентальных месторождений рудных и нерудных ископаемых, техно­логическая доступность которых растёт с исчерпанием аналогов в других климати­ческих зонах, изменением технологий добычи и изменением климата, кроме того, в Арктической зоне открыты запасы минералов, которые могут уже в настоящее время служить альтернативным сырьём для получения цветных металлов, легированных сплавов, новых керамических материалов;

- наличие значительных запасов пресных вод;

- возможности получения электроэнергии из возобновляемых источников – энергии ветра, приливов и отливов, океанической биомассы;

- наличие традиционных международных зон лова рыбных ресурсов, а также новых морских биоресурсов, появление на рынке которых обусловлено, во-первых, сокраще­нием традиционных ресурсов, во-вторых, развитием технологий переработки нетра­диционного сырья, обеспечивающих получение качественных белковых продуктов;

- наличие возможностей организации новых безопасных транспортных схем, таких как «Северный морской путь», актуальность которых определяется не только сокращени­ем расстояния доставки товаров из Азии в Европу, но и безопасностью с точки зрения пиратства и терроризма (в отличие от южных транспортных схем).

Военно-стратегические интересы:

- защита национальных экономических интересов при добыче углеводородных ресур­сов и ископаемого сырья;

- защита отечественных рыболовных судов на свободных для международного лова ар­ктических территориях;

- защита территориальных вод и морских территорий двухсотмильной российской аркти­ческой зоны от браконьерства и несанкционированного доступа;

- размещение стратегических ракет и компонентов противовоздушной и противоло­дочной обороны на арктических территориях и на средствах морского базирования, оптимального как с точки зрения времени подлёта, так и по скрытности базирования;

- организация логистических схем быстрой переброски техники и живой силы через территорию страны;

- размещения неядерных средств обороны и сил быстрого реагирования.

Экологические интересы:

Обусловлены, в первую очередь, тем, что Арктика яв­ляется коллектором загрязнений Северного полушария. Глобальный водный и атмосферный перенос загрязнений с низких широт на фоне изменений климата приводит к накоплению загрязняющих веществ в различных компонентах природных систем Арктики и снижению их устойчивости к внешним воздействиям. Что, в свою очередь, приводит к исчерпанию биоло­гических ресурсов, устойчивости экосистем различного уровня, ухудшению качества окру­жающей среды и к существенным затруднениям в обеспечении качества жизни населения, исторически проживающего в Арктике, либо населения занимающегося добычей природных ресурсов в Арктической зоне, а в конечном итоге – к снижению эффективности экономической деятельности. Кроме того, развитие знаний в области экологии Арктики даёт дополнительные возможности для защиты национальных интересов в международных судах, при рассмотре­нии исков, связанных с нанесением вреда окру­жающей среде, как к правительствам стран, так и к компаниям.

К экологическим факторам, характеризующим специфику Арктической зоны, относятся глобальные изменения климата, снижение устойчивости арктиче­ских экосистем к внешним воздействиям; глобальное и региональное загрязнение атмосферы; уязвимость природных комплексов Арктики и зависимость их от изменений окружающей среды и климата; трансформация естествен­ного геохимического фона и нарушение естественных биогеохимических циклов хи­мических элементов; низкие потенциал и скорость самоочищения природных сред, ведущие к деградации природных вод, почв, грунтов, естественного растительного покрова, биоты в целом; антропогенные и природные инвазии новых биологических видов, способных ради­кально нарушить биологическое разнообразие и устойчивость экосистем в целом; специфические природные условия, требующие специальных, более энергозатратных технологий, и негативное влияние индустриальной деятельности на флору и фауну Арктики, не учи­тывающее адаптационных возможностей природных комплексов.

    

В то же время наблюдается непрерывное нарастание международного интереса к Арктике:

- увеличение количества исследований, включая геологоразведочные, геофизические, гидрологические, океанологические, климатические, биологические, экологические;

- увеличение количества межгосударственных разногласий и обращений в международ­ные инстанции по вопросу принадлежности спорных территорий морского шельфа;

- нарастание экономического интереса со стороны стран, не имеющих прямого выхода в арктические широты и оспаривание статуса акваторий и территорий Арктической зоны.

Всплеск активности всех участников процесса освоения Арктики стал возможен по сле­дующим причинам. Во-первых, появились новые технологические возможности освоения традиционных видов ресурсов, а также новые виды ресурсов; второй по зна­чимости причиной является частичное или полное исчерпание ресурсов в более низких широтах. Третье: ввиду процессов гло­бального потепления становится доступной для освоения территория океана, ранее не ис­пользуемая из-за постоянного ледового покрова. Наконец, четвёртое: в настоящее время нет ни одного международного документа, который определял бы стандарты деятельности, обеспе­чивающие экологическую безопасность Арктической зоны.

Россия как арктическое государство, обладающее самой большой площадью арктиче­ских территорий в мире, должна иметь основополагающий документ национального харак­тера, который бы определял стандарты экологически-безопасной деятельности в Арктике, поскольку вне экологической безопасности не может существовать экономическая деятель­ность, являющаяся основой социального развития страны.

Основной причиной необходимости национального стандарта «Экологическая безопасность Арктики» является то, что существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природополь­зования в Арктической зоне. Происходит это не потому, что нормативная база несовершенна, а потому, что огромное количество аспектов не может быть встроено в закон, не всегда есть необходимость жёстко регулировать деятельность, зачастую достаточно руководствоваться определёнными принципами в её организации для снижения рисков экологических катастроф.

Кроме того, при росте интенсивности использования Арктической зоны будут возникать новые принципы хозяйствования и новые риски, нормативная база не может оперативно ре­агировать на такие изменения, в этом случае Стандарт, включающий в себя базовые принци­пы природопользования и обеспечения экологической безопасности, вполне может если не заменить закон в полной мере, то хотя бы обеспечить общественно-приемлемые форматы деятельности в арктических регионах.

Для стандартизации деятельности в Арктической зоне требуется доработать и формализовать на национальном уровне принципы рационального и эффектив­ного использования природных ресурсов Арктики, исключающие прямой перенос «южных» технологий без прохождения процесса региональной адаптации и апробации. Кроме того, следует заменить изживший себя на настоящем этапе развития отраслевой подход освоения природных ресурсов Арктики, поскольку при современном уровне разделения труда невоз­можно в рамках одной отрасли, а тем более в рамках одного предприятия решить все пробле­мы обеспечения экологической безопасности производства. В первую очередь стандартиза­ция должна касаться существующей нормативной базы, которая не соответствует документу «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В процессе стандартизации должны быть реше­ны такие проблемы нормативной базы, как множественность и ведомственность нормативно-правовых актов, стандартов, регу­лирующих экологические вопросы по разным направлениям (в том числе распростра­няющихся на Арктическую зону РФ, но не учитывающих её природные особенности); проблема отсутствия механизма получения новых знаний о структурно-функциональной орга­низации арктических экосистем; проблема определения допустимого антропогенного воздействия и нагрузок на арктические экосистемы и так далее.

Поэтому Национальный общественный стандарт экологической без­опасности в Арктике:

- должен исключать ведомственный или отраслевой подход;

- должен являться базовым документом для формирования территориальных актов;

- объектом стандартизации является отдельное предприятие.

Национальный характер стандарта выражается в том, что он разработан для примене­ния на суверенных территориях Российской Арктической зоны с учётом российского зако­нодательства для работы в российском правовом поле. Стандарт является функциональным продолжением документов «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Экологической доктрины Рос­сийской Федерации», «Морской доктрины Российской Федерации».

Общественный характер стандарта выражается, прежде всего, в принципе добровольно­сти, то есть стандарт не является обязательным к исполнению, однако организации, прини­мающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осознавая важность сохранения целостности окружающей среды, соблюдения норм безопас­ности и ответственности за качество жизни перед будущими поколениями. Проверить своё соответствие принципам стандарта и заявить о принятии норм стандарта организация мо­жет самостоятельно. Однако функционирование стандарта как системы подразумевает создание экспертного совета, который возьмёт на себя функции проверки соответствия деятельности сертифицируемой организации нормам стандарта. Экс­пертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, научных работников и представителей власти. Состав и численность экспертного совета, а также его полномочия определяют на его первом засе­дании представители организаций, готовых принять стандарт.

Шпицберген 

Автор: Владимир Алексеевич Маслобоев, д.т.н., ФИЦ Кольский научный центр РАН, г. Апатиты.


Фотографии сделаны научным сотрудниками ФИЦ КНЦ РАН Валентином Жигановым (северное сияние) и Владимиром Маслобоевым (Шпицберген).
Комментарии