Сейчас в Архангельске

14:29 2 ˚С Погода
18+

Не нефтью единой: в Арктике осваивают СПГ

В российском сегменте Арктики, помимо нефти и металлов, находятся и колоссальные запасы природного газа

Полезные ископаемые Энергетика
Максим Майоров
27 сентября, 2020 | 00:54

Не нефтью единой: в Арктике осваивают СПГ

Фото: Александр Семенов, ТАСС


В российском сегменте Арктики, помимо нефти и металлов, находятся и колоссальные запасы природного газа. По словам Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, сейчас их объём составляет 53,4 трлн. м³. Однако специфические климатические явления, вроде полярной ночи, экстремально низких температур, сильных ветров и метелей делают очень трудным их извлечение и транспортировку до конечного потребителя. Одной из технологий, которая может серьезно упростить и удешевить этот процесс, является производство сжиженного природного газа (СПГ).

Сжиженный природный газ – это обычный природный газ, приводимый в жидкое состояние путем охлаждения. Всё начинается с добычи обычного природного газа и последующей отчистки его от различных примесей и ненужных компонентов. Затем происходит процедура сжижения: очищенный газ сжимают и затем охлаждают до температуры -160°С, уменьшая его объем примерно в 600 раз. Делать всё это можно как на больших заводах, так и на малогабаритных установках.

СПГ имеет ряд преимуществ перед обычными минеральными ресурсами, металлами, углём и нефтью. Он не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. И, что немаловажно, экологически чист: в случае попадания на открытое пространство он возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. Кроме того, СПГ экономически выгоднее: его можно транспортировать в труднодоступные регионы той же Азии, в которые невозможно протянуть трубопровод. А при поставках на расстояние свыше 6 тысяч километров его транспортировка обойдётся дешевле, чем строительство газопровода, которое занимает годы и не даёт возможности резко нарастить поставки. Немаловажно и то, что доля нефти и угля в мировом энергобалансе уже сейчас сокращается, а вот сегмент природного газа будет только расти: темпы роста потребления природного газа в мире составляют 1,6% в год, а за последние 10 лет спрос на газ вырос на 40%. Поэтому в перспективе СПГ станет единственным ископаемым источником энергии, доля которого в мировом энергобалансе со временем не сократится, а только увеличится.

Неудивительно, что на него очень быстро обратили внимание все ведущие государства мира, в том числе и Россия.

«По некоторым оценкам, через 5-10 лет на долю СПГ будет приходиться половина мировой торговли газом. С учётом этих тенденций мы разрабатываем ресурсную базу Арктики, развиваем Северный морской путь и наш транспортный флот, он является в то же время транзитным, расширяем географию поставок российских углеводородов», – сказал Президент РФ Владимир Путин, выступая на «Российской энергетической неделе» в октябре 2019 года.


«Ямал СПГ». Фото: radio-duplex.ru


Зачем нам нужен СПГ

На сегодняшний день, по данным Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО, в Арктике есть несколько СПГ-проектов, находящихся на разных стадиях готовности. На данный момент полноценно функционирует только один – «Ямал СПГ», находящийся на полуострове Ямал и состоящий из завода по производству СПГ мощностью около 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Проект «Ямал СПГ» примечателен тем, что на нём используется опытно-промышленная линия «Арктический каскад» – отечественная технология, которая использует арктический холод для сжижения газа, позволяя снизить стоимость производства СПГ на 30%.

В стадии строительства находятся «Арктик СПГ 2» и Архангельский СПГ. «Арктик СПГ 2» – проект компании «НОВАТЭК». Он предусматривает строительство трёх технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн. т. в год. Пуск первой из них запланирован на 2023 год, вторая и третья начнут работать в 2024 и 2026 годах. Вполне возможно, что «Арктик СПГ 2» также будет работать на «Арктическом каскаде». Постройка Архангельского СПГ общей мощностью 120 тыс. тонн в год должна быть закончена в 2024 году. Кроме того, планируется строительство СПГ-заводов в Якутии, Анадыре и Норильске. К 2035 г. может быть реанимирован СПГ-проект на базе Штокмановского месторождения.

Учитывая имеющиеся объёмы газа и постоянный рост его добычи, появились предложения по переводу на СПГ целых регионов страны, в том числе и Арктики. С такой инициативой недавно выступил Общественный совет Минприроды. По мнению общественников, в случае перехода с нефтяного топлива на СПГ, будет исключён риск аварийных разливов нефти в регионе. В Минвостокразвития поддерживают эту инициативу.

«Это предложение, безусловно, является разумным с точки зрения обеспечения экологической безопасности в Арктике», – сказал Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.


Строительство «Арктик СПГ 2». Фото: glas.ru 


Производство СПГ даст возможность решить ряд важных для экономики задач и на федеральном уровне. Одной из которых может стать завершение газификации всей страны. По данным Минэнерго, сейчас доступ к газу имеет только 68% населения страны. Главная проблема здесь заключается в стоимости транспортировки и подключения, доходящей до сотен тысяч рублей. Использование СПГ же поможет сильно продвинуться в этом направлении, поскольку, по расчётам экспертов Санкт-Петербургского политехнического университета, газификация за счёт малотоннажного СПГ завода обойдётся в два раза дешевле, чем за счёт обычного газопровода.

СПГ может быть использован в качестве морского топлива. Оно будет не только дешёвым, но и безопасным, соответствуя ужесточившимся экологическим требованиям к судоходству, вроде сверхнизкого содержания серы в топливе, – в СПГ она отсутствует. Уже спущены на воду газовые контейнеровозы, нефтяные танкеры, сухогрузы и круизные лайнеры. Так что эффективность и безопасность судоходства в Арктике на СПГ доказана на практике.


Танкер «Проспект Королёва», использующий СПГ в качестве топлива. Фото: PortNews


И, наконец, использование СПГ в качестве моторного топлива. Ещё в 2013 г. Президент России Владимир Путин поставил задачу к 2020 г. в городах-миллионниках перевести на газомоторное топливо до 50% общественного транспорта и муниципальной техники. В городах с населением более 300 тыс. человек – до 30%, а в населённых пунктах с населением 100 тыс. человек и более – до 10%. Ожидается, что это сократит на 50% расходы автолюбителей и улучшит экологическую обстановку в населённых пунктах, в разы снизив выбросы CO2 и CO, сажи и оксида азота. При этом на СПГ планируется перевести не только автомобили, но и железнодорожный транспорт: в 2018 г. первый серийный локомотив российского производства (газотурбовоз ГТ1h-002), работающий на СПГ, совершил экспериментальную поездку без дозаправки на расстояние в 700 км с грузом 9 тыс. тонн. 

В целом, по прогнозам Министерства транспорта РФ, численность автотранспортных средств, которые будут использовать газомоторное топливо, будет только расти: с 144,7 тыс. единиц до 456 тыс. к 2022 г. Объём потребления СПГ железнодорожным транспортом возрастет с 6 тыс. тонн до 136,6 тыс. тонн к 2022 г.

 

Газомоторные автобусы в Петропавловске-Камчатском. Фото: pkgo.ru 


Игра стоит свеч 

Освоение газовых ресурсов Арктического региона позволит сделать их драйверами развития отечественного ТЭК и через это закрепиться на мировом рынке, войдя в тройку крупнейших экспортёров газа. Но пока до этого еще идти и идти, преодолевая проблемы, возникающие на каждом шагу. Например, до сих пор не ликвидирована зависимость производства СПГ от иностранных технологий. 

«Сегодня 80% всего программного обеспечения, которое используется на заводах СПГ, – зарубежного производства. Надо уже сегодня формировать определённый четкий государственный заказ, вносить точечные изменения и на горизонте 2025 года стремиться к тому, чтобы перейти полностью на российское программное обеспечение», – говорит Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике.

Кроме того, отсутствует и хорошая спутниковая система для обеспечения безопасной навигации в Арктике, особенно на Азиатско-Тихоокеанском направлении, на котором, к слову сказать, находятся одни из крупнейших потребителей СПГ в мире – азиатские страны во главе с Японией и Китаем. Пока нет налаженной инфраструктуры по всему пути следования судов, требует внимания и экологическая обстановка в регионе. Не дремлют и конкуренты: США и Катар активно пытаются вытеснить Россию с этого рынка, используя протекционистские методы.


Фото: lngexports.com


Но, несмотря на всё это, есть к чему стремиться. Потенциальная доля России оценивается отечественными экспертами и чиновниками в 30-40% всего мирового рынка СПГ, при нынешних 7%. 

«Есть огромная ниша, огромные возможности для того, чтобы Россия поучаствовала на мировых рынках в разделении этой ниши, и мы могли бы до 30-40% этой ниши занять, с учётом наших возможностей по природной ресурсной базе, с учётом нашей конкурентоспособности», – говорит Александр Новак, Министр энергетики Российской Федерации.

Для этого сейчас делается многое, в том числе планируется постройка ещё трех СПГ-заводов, а также сети терминалов по перевалке сжиженного газа по всему Севморпути, начиная от Мурманска и заканчивая Анадырем и Сахалином. Ожидается, что постройка нужного количества объектов вкупе с использованием на них отечественных технологий добычи приведёт к снижению стоимости российского газа, позволив, таким образом, обойти всех конкурентов. Так что все заявленные российскими чиновниками планы потеснить крупнейших мировых поставщиков СПГ вполне реальны. Осталось только их реализовать на деле. 


***
Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике