Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Неарктические государства выходят в Арктику

Неарктические государства выходят в Арктику
26 Июля, 2018, 11:42
Комментарии
Поделиться в соцсетях
На фото: Китайские наблюдатели на заседании Арктического совета. 

Арктика с каждым годом всё больше интегрируется в мировые экономические, политические и энергетические процессы. Активная деятельность по добыче природных ресурсов, в свою очередь, придаёт новые импульсы проектам по развитию инфраструктуры, транспорта, логистики и охраны природы. Особую важность приобретают проблемы безопасности, мира и устойчивого развития региона.

Причём интерес к Арктике проявляют не только те страны, границы которых лежат за 66 параллелью, но и так называемые «неарктические» государства. Наиболее активные из них – Китай, Япония, Индия, Великобритания, Германия, Италия, Южная Корея и Сингапур – не только инвестируют средства в экономические проекты, но и участвуют в работе международных арктических организаций (наблюдатели в Арктическом совете[1]).

Наиболее активно арктическую политику в качестве «внерегиональных игроков» реализуют азиатские страны. Пожалуй, одним из самых заметных в Арктике является Китай. Свои первые шаги в Арктике государство сделало более чем 90 лет назад – в 1925 году присоединилось к Свальбардскому договору (Шпицбергенский трактат). С середины 1990-х годов Китай начал хорошо финансировать арктические исследования и даже участвовать в добыче минеральных ресурсов. Пять арктических экспедиций было проведено совместно с учёными других стран, открыта исследовательская станция «Хуанхэ» на территории Шпицбергена. В 1996 году государство присоединилось к Международному Арктическому научному комитету. В период с 2007 по 2010 годы КНР принимала участие в проекте Международный полярный год, с 2007 года Китай получил статус специального наблюдателя в Арктическом совете.

Можно сказать, что научные исследования стали своеобразной «мягкой силой» Китая в Арктике. Не имея возможности напрямую участвовать в принятии решений об использовании арктических ресурсов или установлении международных правил охраны Арктики, КНР реализует «научную дипломатию»: выводит научные изыскания в Арктике на глобальный уровень, участвует во множестве форумов, посвящённых изменению климата, привлекает иностранных, в том числе и российских, учёных к исследованиям, экспедициям и прочее. Это, безусловно, способствует упрочению авторитета и значимости государства на «полярной арене». Получив статус постоянного наблюдателя, представители Китая подтвердили, что их страна признаёт установленные в Арктическом совете правила, уважает нормы международного права и будет стремиться к тому, чтобы содействовать развитию арктического сотрудничества.

Мировое сообщество долго ожидало: примет ли государство официальную арктическую стратегию. И вот, в январе 2018 года Китай опубликовал «Белую книгу» - новую Политику Китая в Арктике[2]. Этот ёмкий, чётко сформулированный документ описывает, какова сейчас ситуация в арктическом регионе и каких изменений следует ждать в будущем. Устанавливаются приоритеты государственной политики и принципы, которым страна будет следовать при изучении и использовании Северного полюса. Интересно, что Китай позиционирует себя как одного из «основных игроков в арктических делах»: «Поскольку из неарктических государств Китай расположен к полярному кругу ближе всего, все арктические процессы влияют на страну – её климат и экологическую ситуацию». Китай делает упор на то, что его экономика, сельское хозяйство, рыбная и лесная промышленность, морские перевозки напрямую зависят от состояния окружающей среды, военной безопасности в Арктике. Китай выделяет пять направлений, по которым он планирует и дальше работать в арктическом регионе:

1)    Научные исследования

2)    Охрана окружающей среды и климатические изменения

3)    Безопасность и правовое регулирование использования природных ресурсов

4)    Международное сотрудничество и управление Арктикой

5)    Мир и безопасность региона

Амбициозная программа развития Арктики уже не раз включается в пятилетние планы Китая. Один из проектов – Полярный шёлковый путь, то есть развитие морских торговых путей и инфраструктуры в арктическом регионе. Подступиться к этому проекту Китай может только в тесном сотрудничестве с Россией. Причём выгоды от использования новых путей могут быть для обеих сторон.

Не остаются в стороне от Северного полюса и другие азиатские страны. Хотя традиционно Индия была заинтересована, скорее, в Южном полюсе, но уже более десяти лет освоение Арктики признано здесь важной государственной программой. Основным арктическим вектором государства, также как и Китая, являются научные исследования. В 2007 году была организована индийская научно-исследовательская станция на Шпицбергене в Ню-Олесунне, проводятся экспедиции в Арктику под руководством индийского национального Центра антарктических и океанских исследований Министерства наук о Земле. Арктическая стратегия Индии очень схожа с китайской, среди приоритетных направлений можно назвать оценку арктических ресурсов и изучение возможностей их эксплуатации; регулярное проведение арктических экспедиций; военная безопасность в Арктике (например, продвижение идеи безъядерного статуса).

Аналогичные причины заставляют повернуться в сторону Арктики и Японию, Южную Корею и Сингапур. Хотя деятельность этих государств на Северном полюсе не так интенсивна, тем не менее, все они приобрели статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Основой их интереса к Арктике является широкий круг политических и экономических вопросов, возможности сотрудничества с арктическими государствами и потенциальное влияние на развитие региона в целом. Позиция этих стран в том, что арктический регион должен быть максимально интернациональным. Волнуют их и вопросы изменения климата – ведь это прибрежные государства, а таяние арктических льдов может привести к подъёму уровня океана.

Основная цель деятельности Китая, Индии и других азиатских стран в Арктике – укрепить свои политические и экономические позиции в мире. Их интерес к Арктике вызван возможностью сократить расходы на грузоперевозки при эксплуатации Северного морского пути. Также «через Арктику» отдалённые от Северного полюса государства хотят развивать сотрудничество с Канадой, Данией, Европейским Союзом, Норвегией, Россией, США и другими странами. Возможно, в будущем «неарктические» государства хотели бы получать дивиденды от разработки богатых арктических ресурсов – ведь по Конвенции ООН по морскому праву (ст. 137) суверенные права на ресурсы Ледовитого океана и морского дна не принадлежат ни одному государству за границами их континентального шельфа. Волнуют «неарктические» государства и вопросы безопасности: общеизвестно, что Россия, Норвегия, Дания и другие арктические страны размещают и поддерживают необходимый боевой потенциал в этом регионе. Поэтому эти государства и пытаются как можно больше участвовать в совместных обсуждениях арктических вопросов – например, как наблюдатели Арктического совета они обеспечивают себе постоянный мониторинг за развитием политико-дипломатических и стратегических процессов в Арктике. Также активизироваться их заставляют такие арктические проблемы, как изменение уровня океана, состояние льдов, изменение погодных условий, т.е. всего того, что может оказать влияние на ситуацию в странах с преобладающим развитием сельского хозяйства.

Активно позиционируют себя в Арктике и европейские государства – Германия, Франция, Италия. Их интересы являются больше экономическими и политическими – усиление собственного влияния, формирование внешней политики. Германия – одна из самых известных стран, борющихся с глобальным потеплением, так как от этого зависит её собственное выживание. С этой целью тесно переплетены интересы Германии в экспорте зелёных технологий, в которых немецкие компании весьма успешны. В Германии также разработана и принята Арктическая стратегия, рассматривающая возможности, риски, потенциал Арктики для ФРГ. 

Одной из самых влиятельных неарктических стран остается Великобритания. Арктика рассматривается Соединённым Королевством как перспективный регион с точки зрения развития экономики, научных исследований в сфере охраны окружающей среды, а также по инвестиций в будущее развитие. Доклад Правительства Великобритании «За границей льда: политика Великобритании в Арктике», опубликованный в 2018 году, основной акцент делает на развитии полярной науки, изучении природных ресурсов, арктической дипломатии и сотрудничестве, защите окружающей среды.

Как видно, интересы всех неарктических государств в Арктике аналогичны – научные исследования, особенно в области климата, поиск возможностей добычи ресурсов, продвижение на рынок своих наилучших технологий, ну и конечно – политическое влияние. Интересно, что большинство официальных стратегий неарктических государств принято совсем недавно. Долгое время эти страны ограничивались лишь обсуждением своих интересов в Арктике, но сейчас стали все явственнее формулировать свою позицию. С правовой точки зрения нет никаких препятствий для «арктической повестки» других стран. Международного договора, определяющего правой статус Арктики, не существует, международный правовой режим Арктики сейчас представляет сложную комбинацию из международных конвенций и деклараций, норм мягкого права (т.е. не обязательных, а рекомендательных правил). Очевидно, что в современном мире происходит интернационализация Арктики, и количество «внерегиональных» игроков всё увеличивается. Учитывая эту тенденцию, России нужно использовать её в своих интересах – во-первых, закрепить свой правовой статус в международных документах, во-вторых, выстраивать собственную стратегию сотрудничества с неарктическими азиатскими странами, в частности, с Китаем.

Ведь можно выгодно использовать своё стратегическое партнёрство с азиатскими странами, придать новый импульс экономическому росту, позиционировать роль РФ как усиливающейся глобальной державы. Это принесёт солидные дивиденды как России, так и Китаю, Индии. Например, поможет «перекроить» в определённой степени карту мировой энергетики, выстроить новые цепочки перевозок и логистики.

Национальная арктическая политика России сейчас сталкивается с некоторыми проблемами – например, недостаточное финансирование проектов, отсутствие необходимых технологий, зависимость от западной промышленной продукции (оборудование для освоения шельфовых месторождений). Поэтому, при грамотном выстраивании отношений с Китаем, мы можем использовать его экономический и научный потенциал и успешно реализовывать начатые программы на условиях, устанавливаемых в соответствии с национальным законодательством нашей страны. Развитие сотрудничества в Арктике взаимовыгодно и отвечает интересам обеих стран. Например, перспективными считаются проекты по перевозке грузов из Азии в Европу через Северный морской путь. 

Китайская компания COSCO уже изучает возможности регулярных операций на северном маршруте и планирует купить или построить соответствующие ледокольно-транспортные судна. Выгодным для России будет и совместное судостроение, технологиями которого обладают Китай, Южная Корея – но только в том случае, если производство будет размещено на территории России и на партнёрских условиях.  
 

Также Россия может успешно заимствовать опыт своих партнёров по регулированию энергоэффективности, отраслевым стандартам и наилучшим имеющимся технологиями в области изменения климата.

Надо действовать так, чтобы арктическая повестка не разобщала, а способствовала сближению «арктических» и «неарктических» стран. Будучи крупнейшей арктической державой, Россия должна стать лидером среди своих экономических и политических партнёров в арктическом направлении и сама формулировать чёткую позицию в отношении Арктики.

Автор: Елена Фёдоровна Гладун, канд. юр. наук, доцент кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета. Участник международной программы "Арктическая инициатива Фулбрайта".

Фото заставки - из архива Арктического совета



[1] https://arctic-council.org/index.php/ru/about-us/arctic-council/observers

[2] http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm




Комментарии