Новости Севморпути: героическое дооснащение атомных ледоколов и предложение включить СМП в транспортный коридор «Север - Юг»
Работы по дооснащению проводились как в порту, так и в открытом море, в акватории Северного морского пути (СМП)

Специалисты ОСК за работой в море на высоте 15 метров. Источник: ОСК / aoosk.ru
Повышение безопасности судоходства на СМП
Сотрудники Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые приняли участие в масштабном проекте по дооснащению атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «50 лет Победы», которые работают на трассе Северного морского пути, системами, повышающими безопасность судоходства, сообщила пресс-служба ОСК. Работы проводились, в основном, в суровых зимних условиях в акватории Северного морского пути (СМП).
Необычность операции в том, что, после получения опыта по установке систем на одном из ледоколов – «Арктика», стоящем в Мурманске, аналогичные работы на ледоколах «Сибирь» и «Урал» велись уже в море: специалисты работали в суровых арктических условиях при температуре до -40℃, шквалистом ветре и постоянной качке. Перемещение работников между судами проходило в открытом море при помощи кранов и специальной люльки на высоте более 15 метров.
Специалисты ОСК смонтировали на ледоколах бортовую автоматизированную информационно-измерительную систему (БИК) и комплексы мониторинга ледовой обстановки на базе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это оборудование позволяет в режиме реального времени оценивать состояние льда – его толщину, количество снега, торосистость и ледовое сжатие, – и передавать данные на берег, что значительно повышает безопасность судоходства по Севморпути. Кроме того, было применено инновационное, по словам ОСК, решение, влияющее на безопасность судоходства по СМП: на БПЛА размещено радиолокационное оборудование, позволяющее планировать маршруты судов даже при отсутствии данных со спутников. Опыт, полученный ОСК, будет использован в модернизации и дооснащении судов, работающих в условиях Крайнего Севера.
Эксперт: Севморпуть нужно включить в МТК «Север - Юг»
Северный морской путь (СМП) необходимо включить в международный транспортный коридор «Север - Юг» для увеличения грузопотока, считает эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев, передаёт ТАСС. Интеграция СМП в логистическую систему позволит нарастить поставки природных ресурсов, добываемых в Арктической зоне РФ, в дружественные страны.
Кроме того, – по мнению эксперта, необходимо создавать и радиальные транспортные коридоры к Севморпути для вывоза минерально-сырьевых ресурсов из арктических районов – железнодорожные подходы, которые будут вести к трассе Северного морского пути.
Межправительственное соглашение о создании транспортного коридора «Север – Юг» протяженностью 7 200 км было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году, позднее состав участников расширился до 14. Россия и Иран рассчитывают, что коридор «Север – Юг» станет альтернативой Суэцкому каналу и сократит время транспортировки грузов по Евразии. Западная сухопутная ветка коридора проходит по территории Азербайджана, восточная - по территории Туркмении и Казахстана, водный маршрут проходит по Каспийскому морю.