Нужен ли Русской Арктике ледокол «Лидер»?

Северный морской путь Транспорт и логистика
Валентин Юшкевич
25 Января, 2020 | 12:34
Нужен ли Русской Арктике ледокол «Лидер»?
Это может быть просто совпадением, но одним из последних документов российского правительства (от 15 января), которое подписал Дмитрий Медведев перед своим уходом в отставку, стало постановление о выделении из федерального бюджета 127 млрд 576 млн 979 тыс. руб. на строительство атомного ледокола нового поколения «Лидер». Эта сумма будет выделяться из федерального бюджета разными долями в течение семи лет, начиная с 2020-го и заканчивая 2027 годом, когда «Лидер» должны ввести в эксплуатацию. 

Если говорить о стоимости, то с момента обнародования идеи до подписания финансового документа она существенно изменилась и, разумеется, в большую сторону. В 2017 году заместитель Минэкономразвития Александр Цыбульский называл ориентировочную цифру необходимую для строительства суперледокола в 70 млрд руб. Два года назад глава «Росатома» Алексей Лихачев (со стороны заказчика) обозначил сумму без НДС и дополнительных расходов в 98,6 млрд руб., а уже в апреле прошлого года «поднял» ее до 120 млрд руб. И как показывает российская практика (на примере стадионов к Чемпионату мира по футболу) и эта сумма, закрепленная Медведевым, может оказаться не окончательной.

В этой связи возникает масса вопросов, главным из которых является целесообразность такого, во всех смыслах грандиозного, но чрезвычайно дорогостоящего проекта.
 
Справочно
 «Лидер» - атомный турбоэлектрический ледокол нового поколения проекта 10 510. Его планируемая мощность (120 МВт), вдвое превосходит возможности универсальных атомных ледоколов проекта 22 220, которые сейчас возводятся на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге. 
Со своей стороны «Лидер» станет первым в мире, способным круглогодично преодолевать Северный морской путь с коммерческой скоростью около 10 узлов при толщине льда до четырех метров. 
В конце 2019 года российское правительство утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП), согласно которому Госкорпорация «Росатом» планирует до 2033 года ввести в эксплуатацию три ледокола типа «Лидер». Они будут возводиться на строящемся дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда», полный ввод которого запланирован на 2024 год
 
Руководство «Росатома» неоднократно заявляло, что, будучи единственным инфраструктурным оператором Севморпути, госкорпорация намеревается решать поставленные задачи в три временных этапа: 

- сначала к 2024 году выполнить майский указ президента Владимира Путина и увеличить грузооборот по СМП до 80 млн тонн;
- затем в соответствии с утвержденным планом по инфраструктурному развитию СМП, в период с 2025 по 2030 гг. организовать круглогодичное судоходство по всей акватории СМП; 
- наконец, третьим этапом с 2030 по 2035 гг. должен стать переход к полноценному использованию Северного транспортного коридора (а не только СМП) в интересах всего международного бизнес-сообщества. «Это амбициозная цель - значимо изменить всю евразийскую логистику, предложив более привлекательные экономические условия для передвижения по Северному коридору в сравнении с Суэцким каналом», - говорил на полях считает глава корпорации Алексей Лихачев.

Совершенно очевидно, что выполнить все три указанные задачи без использования нашего атомного ледокольного флота практически невозможно. И если первый из них гипотетически еще можно осуществить при помощи существующей (старой) атомной флотилии ледоколов («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», Вайгач» и подоспевшей новой «Арктики»), то второй и третий этап потребуют ввода новых мощностей. 

По сути «Ямал», «Таймыр» и Вайгач» уже выработали свой ресурс и сейчас «живы» только благодаря запасу прочности, заложенному в них еще советскими разработчиками, а также профессионализму специалистов «Атомфлота», ОКБМ «Африкантов» и других, которые смогли продлить ресурс этих ледоколов со 100 тыс. часов эксплуатации до 235-260 тыс. часов. Однако, в любом случае они обречены на списание с 2025 по 2027 годы. 

Таким образом, во всех плановых документах «Росатома» по целевой расстановке арктического ледокольного флота важной временной отсечкой значится 2028 год, когда (при идеальном раскладе) для обслуживания Севморпути к ледоколу «50 лет Победы» (дата окончания эксплуатации 2039 год) должны присоединиться три ледокола типа «Арктика», а также тот самый ледокол «Лидер».

Именно им предстоит доказывать всему миру жизнеспособность самой идеи обеспечения круглогодичного трафика по СМП (при том, что сейчас он возможен в лучшем случае четыре месяца в году). Прямо скажем, задача не из легких и на первый взгляд кажется, что без мощностей «Лидера» здесь никак не обойтись. Однако сомнения в этом выражают весьма квалифицированные персоны. В этом смысле обращает на себя внимание развернутое и откровенное интервью зам. главы «Росатома», руководителя дирекции Севморпути Вячеслав Рукши, которое он дал газете «Коммерсант» 12 декабря 2019 года. 

На вопрос корреспондента о том, что глава «Новатэка» Леонид Михельсон неоднократно говорил о возможности обеспечить круглогодичную навигацию без атомного ледокола «Лидер», Вячеслав Рукша ответил: «Я бы так смело не утверждал, там куча тонкостей, в какой месяц… Вообще, мы должны понимать, что в марте-мае тяжелая ледовая обстановка, особенно в Восточно-Сибирском море. Надо еще понимать, как себя газовоз будет вести. Мы сейчас такую работу делаем тоже с Крыловским научным центром. Важна скорость, и она должна быть не ниже 5–6 узлов в среднем, но на некоторых участках она может быть меньше. Надо помнить, что практика — критерий истины. Про Карское море мы все знаем, потому что 40 лет ходим по задачам «Норильского никеля», а даже Обская губа со своей спецификой тоже внесла коррективы. Надо просто начать. Я верю, что это реально. Вопрос 8–9 узлов или 6–7 узлов — это все же окончательно надо проработать».

Конечно, призыв в стиле «главное ввязаться в драку» слегка озадачивает, но что еще больше настораживает так это признание Рукши о наличии (вернее отсутствии) внятного стратегического планирования: «Еще, я думаю, мы должны до конца 2020 года на каком-то уровне утвердить план развития арктического ледокольного флота, потому что без него тоже дальше сложно» - заявил он. 

После этого надо ли понимать, что до сих пор мы строили ледоколы, занимались их перспективной расстановкой, выбивали деньги и, наконец, замахивались на строительство «Лидера» толком не понимая, сколько судов нам нужно «для полного счастья»?! 

Все-таки хочется верить, что это намеренная оговорка искушенного и ответственного за конечный результат человека, который таким образом пытается обратить внимание на вверенный ему участок работы. Что-то вроде: «Кому надо, тот услышит»… Услышит, посчитает объем перспективных грузопотоков и только тогда определится с необходимым для их обеспечения количеством ледоколов. 

Ведь просчитаться здесь крайне нежелательно как в одну, так и в другую сторону. Не будет грузопотока – зря потратишь рекордные суммы на простаивающую флотилию. Не угадаешь с кратным ростом трафика - и из-за отсутствия ледокольных мощностей будешь бледно выглядеть на фоне обещаний поспорить с Суэцким каналом.

Ножницы крайне неприятные и с тем большим интересом стоит наблюдать, как за предстоящими планами по развитию всего российского атомного флота, так и судьбой «Лидера» (или даже «лидеров»).

И что не менее интересно, в вопросах собственно строительства нас тоже могут ждать сюрпризы. Ведь размещая заказ по созданию «инновационного продукта» на еще недостроенном ССК «Звезда» государство пошло на серьезный риск. 
Логику принятия самого решения понять несложно. Тренд на развитие Дальнего Востока (за которое отвечает одноименное министерство) давно озвучен как стратегическая задача. Поэтому возведение будущего флагмана на «Звезде» может расцениваться и как диверсификация (пока ледоколы «под ключ» у нас может строить только «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге), и как проверка на профессионализм и как своеобразный реверанс. 

Вот только хорошо ли просчитан этот риск? Способно ли предприятие заниматься, по сути, параллельным строительством? Хватит ли ему своих мощностей и компетенций? Ведь даже найти сварщиков, умеющих работать с металлом 70 мм толщиной, уже проблема… 

Пока с уверенностью можно говорить только об одном. ССК «Звезда» является не судостроительным заводом в классическом понимании, а верфью и это значит, что многие важные компоненты будут изготавливаться на стороне и только монтироваться на предприятии. Например, что касается атомного реактора, то титановые баки металловодной защиты могут производиться только на «Балтийском заводе» и нигде больше. Поэтому «Лидер» будет возводиться если не «методом народной стройки», то точно в условиях широкой кооперации. И вряд ли это облегчит конечную цель. 

Словом, если на вопрос «нужен ли нам ледокол «Лидер» ушедшее в отставку правительство дало утвердительный ответ, то станет ли он настоящим лидером освоения и развития Арктики покажет только ближайшее десятилетие.

***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic
далее в рубрике