О судах-полярниках замолвим слово: возраст устаревающего научно-исследовательского флота превышает 36 лет
На начало августа 2024 года насчитывается 66 научно-исследовательских судов, и половина из них построена еще в СССР
НЭС «Академик Трёшников». Фото из Telegram-канала ААНИИ
Одни из любимых тем GoArctic – это подвижническая работа полярников, маршруты экспедиций, открытия, сделанные в сложных условиях арктической зоны. А неотъемлемой частью арктических экспедиций и работы удаленных полярных станций являются научно-исследовательские (НИС) и научно-экспедиционные суда (НЭС), которые служат и базой для исследований ученых, и «кормильцами», доставляющими необходимое оборудование и грузы до труднодоступных уголков Арктики, где работают полярники.
По данным проектной компании в сфере судостроения и судоремонта «Нордик Инжиниринг», научно-исследовательский флот России на данный момент насчитывает 66 судов, средний возраст которых превышает 36 лет. 50% построены в период СССР и на отечественных верфях. На втором месте по количеству в составе нашего научно-исследовательского флота – суда, построенные в Финляндии: 17 шт. (26%). Остальные суда произведены в Польше, Норвегии и других странах.
А в России, по словам «Нордик Инжиниринг», за последние 12 лет построено всего 4 НИС – это южный беспилотный катамаран, два гидрографических катера (уже с возможностью работы в арктической зоне) и знаменитая ЛСП «Северный полюс», о которой неоднократно писал GoArctic.
То есть проектная компания отмечает тенденцию у устареванию научно-исследовательского флота страны и то, что одним из приоритетов государственной политики в области судостроения должно стать его обновление – как строительство новых судов, так и модернизация существующих.
«Михаил Сомов», «Профессор Молчанов», «Академик Опарин», «Академик Мстислав Келдыш», «Иван Петров», «Академик Трёшников», «Академик Борис Петров», «Академик Федоров» – это НИС и НЭС, о деятельности которых много и регулярно рассказывает GoArctic.
К примеру, во время экспедиции «Арктика-2005» «Академик Федоров» первым (и пока единственным) в мире смог самостоятельно дойти до Северного полюса без ледокольного сопровождения. А в 2007-м именно с его борта глубоководные аппараты «Мир» впервые в истории полярных исследований совершили погружение в точке географического Северного полюса на глубину 4 261 метра в Северном ледовитом океане, – и Проектный офис развития Арктики (ПОРА) снял видеосюжеты о легендарном НИС и его достижениях.