Сейчас в Архангельске

13:46 -4 ˚С Погода
18+

О тонкостях рыбного дела

Мурманский морской рыбный порт и «УК НОРЕБО» рассказали об уловах промысловиков, а также о том, почему рыбы в Мурманске с годами не становится больше

Рыбный промысел Мурманский морской рыбный порт
Наталья Линкевич
30 июля, 2020 | 08:34

О тонкостях рыбного дела
Фото: ММРП


Треска свежемороженая, филе – полкило за 600 рублей («охлажденку» можно купить дешевле, в Мурманске – за 270 рублей), минтай – за 500; семга, 700-граммовая упаковка филе, стоит почти 1200… Северяне уже привыкли к тому, что ценник рыбы в магазинах на порядок выше, чем на мясную продукцию. Людей приезжих такое положение дел, мягко говоря, смущает – Мурманск часто (по старой памяти) называют рыбной столицей России, что сегодня, конечно, мало соответствует реальности.

По просьбе GoArctic в АО «Мурманский морской рыбный порт» (ММРП) и ООО «УК НОРЕБО» рассказали об уловах промысловиков, а также о том, почему рыбы в городе с годами не становится больше.

 

Бодрое начало

История рыбного порта в Мурманске берет свое начало в годы Первой мировой войны. В результате военных действий с Германией Россия оказалась отрезана от своих союзников по морю – властям пришлось обратить внимание на Север и незамерзающий Кольский залив. Создание подходящей инфраструктуры для приема иностранных судов рассматривалось как мера временная – никто и не думал, что всего через несколько лет Мурманск станет крупнейшей базой тралового флота.

В 1924 году на базе Архангельского и Мурманского областных управлений рыбной промышленности был создан Северный Государственный рыбный трест, а спустя год на мурманском берегу началось строительство порта. Возведение первой очереди завершили к лету 1927 года.

«За первые 12 месяцев, принимая промысловые суда ежесуточно, портовики переработали около 18 тысяч тонн рыбной продукции, – рассказали в пресс-службе ММРП. – В 1927-1928 годах вся рыбная промышленность Мурмана состояла из тралбазы, судоверфи, механической мастерской и электростанции, которые обслуживали 500 человек. 15 августа 1928 года правление треста было переведено в Мурманск – с целью лучшего обеспечения управления работой. Была организована контора тралбазы, которая осуществляла операции по выгрузке, обработке и затариванию добытой продукции. Обрабатывали палтуса, треску, пикшу, камбалу, зубатку, окуня, ерша, сайду. Осенью 1928 года советский народ приступил к выполнению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны».

В те годы рыбная промышленность Мурмана имела самую совершенную систему рыболовства тралами в СССР: в других регионах попросту не хватало причалов, перерабатывающих мощностей и погрузчиков – и в итоге траулеры простаивали.

«В 30-е годы в соответствии с планом развития Мурманска строительство рыбного порта было отнесено к ударным стройкам в части снабжения кредитами, стройматериалами, оборудованием и рабочей силой, – продолжили в ММРП. – Здесь велись работы по дноуглублению, планировалось ввести в строй новую причальную линию, другие береговые сооружения. Особенностью первого в Советском Союзе специализированного рыбного порта явилось то, что он служил базой рыболовецкого флота и на его территории располагались предприятия по переработке рыбы, которые с развитием берегового рыбоперерабатывающего хозяйства в 1932 году были выделены в самостоятельное предприятие – рыбокомбинат».

Официальный год начала работы рыбного порта – 1934. Во время Великой Отечественной войны предприятие ни на день не прекращало работу: занимались не только промыслом, но и тушили пожары, спасали тонущие суда, строили убежища, восстанавливали причалы. Портовики участвовали в приемке союзных транспортов с грузами по ленд-лизу. За 86 лет истории было многое. Но по-настоящему много рыбы в мурманском порту было лишь в 80-е.

 

photo_2020-07-30_02-45-34.jpg

Фото: ММРП


Голодные 90-е

Именно в 80-е годы порт регулярно переваливал 1,5-2 миллиона тонн рыбы в год.

«Свободных мест у причалов не было, – рассказали в ММРП. – Суда стояли в 5-6 корпусов. Вернуться к тем показателям уже невозможно, тогда были огромные флота, которые вели промысел по всему миру – от Арктики до Антарктики. А сейчас, к примеру, в Северном бассейне за год добывают всего 550-600 тысяч тонн. Ну и работало в порту 6 тысяч человек, а сейчас около 800».

Всего спустя несколько лет порт столкнулся с настоящим испытанием – впервые работа встала.

«В 90-е порт стоял совершенно пустой, рыбаки не заходили месяцами, – продолжили в пресс-службе. – Ситуация печально повторилась в январе этого года, когда оборот рыбопродукции составил всего 3,5 тысячи тонн. Это груз одного БМРТ (большого морозильного рыболовного траулера – прим. ред.). Да и вообще в последние годы порт переваливает около 220 тысяч тонн в год – чуть больше, чем в 1944 году, когда мурманские рыбаки вели промысел, ежедневно рискуя жизнью. Сейчас войны нет, рыбы тоже».

Мурманск__MG_0284.jpg

Фото: Вадим Кантор


Курс на Норвегию

Одна из причин, по которой рыба из года в год «проплывает» мимо Мурманска, заключается в том, что рыбакам просто невыгодно поставлять ресурсы на родной берег. И началось это давно.

«Сложился целый комплекс причин: выгодная цена привлекала рыбаков в порты Норвегии, а административное давление со стороны контролирующих органов отталкивало их от мурманского порта, – пояснили в пресс-службе ММРП. – Чем реже рыбаки заходили в родной порт, тем меньше средств получал порт на развитие, не имея возможности обновлять и ремонтировать технику. Но это влияло не только на порт: без сырья оставались рыбопереработчики, а судоремонтники – без заказов. Как следствие, судоремонт в Мурманске практически «загнулся», большинство перерабатывающих фабрик закрылось».

photo_2020-07-30_02-57-31.jpg

Фото: НОРЕБО


«Многие современные суда, как в «Норебо», были построены на иностранных верфях, и на них установлено дорогостоящее современное рыбоперерабатывающее оборудование, – уточнил заместитель директора ООО «УК НОРЕБО» Сергей Сенников. – Качественное техническое обслуживание и ремонт таких судов и оборудования сделать в Мурманске сегодня невозможно, так как нет ни специалистов, ни соответствующих судоремонтных мощностей. Поэтому суда проходят обслуживание и ремонт на иностранных предприятиях. Однако суда прибрежного рыболовства, а у «Норебо» сегодня таких три судна, еженедельно заходят в Мурманск и выгружают свои уловы на наше же береговое рыбоперерабатывающее предприятие. Но полноценный ремонт и обслуживание таких судов в Мурманске очень проблематичен».

В 2020 году, пусть и ненадолго, ситуация изменилась: рыбы в мурманском порту впервые за долгое время стало чуть больше. На ситуацию повлияло распространение коронавирусной инфекции.

«В апреле этого года грузооборот вырос за счет появления незаходных судов, – пояснили в ММРП. – Из-за ограничений, вызванных коронавирусом, была закрыта возможность смены экипажей и ремонта в Норвегии. Отсюда и рост объемов перевалки рыбы в порту: 19,3 тысячи тонн в апреле 2020 года против 14,3 в апреле 2019. В мае, наоборот, грузооборот резко сократился: 13,5 тысяч тонн в 2020 году против 21,4 в 2019. Разница объясняется тем, что в прошлом году в порт пришло несколько судов с путассу, добытой мурманскими рыбаками в районе Фарерских островов. В этом году вся путассу пошла сразу в Петербург».

В то же время, как подчеркнули в порту, о серьезном увеличении грузооборота говорить просто бессмысленно.

«Крупные рыбопромышленные компании ориентируются на экспорт, – продолжили в ММРП. – По оценке специалистов КНЦ РАН, за рубеж уходит до 90% трески и пикши, добытой заполярными рыбаками. Причина проста – там за рыбу платят больше, чем в России. Вносит коррективы и изменение курса рубля. При его отрицательной динамике грузооборот Мурманского морского рыбного порта моментально падает».

 

photo_2020-07-30_02-45-21.jpg

Фото: ММРП

Выход есть

Как считают в «УК НОРЕБО», на ситуацию с поставками рыбы в Мурманск может повлиять развитие судоремонта.

«Даже если все суда перейдут в категорию «заходных», то на следующий же год они отправятся на ремонт и обслуживание в иностранные порты, где система судоремонта находится на совершенно ином уровне, – продолжил Сергей Сенников. – Рыболовные суда сегодня – это очень высокотехнологичные суда, и обслуживание таких судов требует специалистов очень высокого уровня, при том, что большая часть оборудования на судах иностранного производства в России не производится».

С тем, что проблему незаходных судов могут решить только власти, согласны и в рыбном порту Мурманска.

«Наверное, властям стоит пойти навстречу судовладельцам, чтобы как-то минимизировать их расходы на таможенные и налоговые платежи: важно понимать, что эта льгота вернется в бюджет сторицей! – прокомментировал управляющий АО «Мурманский морской рыбный порт» Олег Креславский. – Благодаря той рыбе, что привезут незаходные суда, появится сырье и работа у пока еще живых предприятий береговой инфраструктуры рыбной отрасли России. Каждый привезенный в порт килограмм рыбы приносит в казну в два с половиной раза больше налогов, чем ее продажа на экспорт. Поэтому обнуление платежей за заход судов окупится в соразмерные сроки. Конечно, если после обнуления у каждого судна будет задание по завозу в Россию определенного объема рыбы. Если ориентируешься, в первую очередь, на экспорт – плати по полной. При совмещении амнистии с обязательным требованием работы на российский берег мы получаем вполне работающий инвест-проект с окупаемостью в 5-7 лет. Вполне достойная цель для национального проекта».

photo_2020-07-30_02-45-28.jpg

Фото: ММРП


В ММРП также уверены: важно развивать береговой сервис, чтобы рыбак получал в порту весь комплекс услуг.

«Сейчас, к примеру, Мурманский морской рыбный порт восстанавливается после нескольких лет бесхозяйственного отношения, – продолжили в пресс-службе порта. – В последние годы перед приватизацией деньги в предприятие не вкладывались, ремонты практически не велись, техника не обновлялась, имущество продавалось или сдавалось в аренду по смешным тарифам. Чиновникам было наплевать на развитие государственного актива. В конце 2015 года порт был приватизирован, новые владельцы взяли курс на обновление. Порт на две трети обновил парк электропогрузчиков, впервые за 30 лет купил два портальных крана, отремонтировал подкрановые пути и холодильные терминалы, увеличил штат докеров, и все это привело к улучшению качества обслуживания промысловых судов. Но одновременно с тем порт лишился причалов, Росимущество передало их на баланс в ФГУП «Нацрыбресурс», которое, в свою очередь, сдало причалы в аренду третьим лицам, нарушая права ММРП. Тем самым, был разрушен единый механизм комплексного обслуживания судов».

photo_2020-07-30_02-45-11.jpg

Фото: ММРП


Из океанских глубин – на обеденный стол

Далеко не весь вылов мурманских рыбаков поступает на прилавки местных магазинов. Охлажденка, за которой выстраиваются очереди на ярмарках и в супермаркетах – это результат работы рыбаков, которые ведут промысел на траулерах-свежьевиках.

«Это свежая рыба, не проходившая глубокую заморозку, а охлаждённая до температуры от 0 до -1 градуса, – рассказали в порту. – Небольшая часть этой охлажденки отправляется фурами в Петербург и Москву. Часть квоты уходит океанистам. Свои уловы они замораживают прямо на борту судна. Более того, многие суда океанистов представляют собой плавучие рыбофабрики, на которых производят филе и консервы. Если они не отправили эту рыбу на экспорт, то везут ее в Мурманск, реже в Петербург».

Меньшая часть улова попадает в мурманские рыбофабрики или передается на хранение на холодильники рыбного порта (общая емкость холодильников ММРП – 35 тысяч тонн). Там она хранится, пока ее не продадут отечественным ритейлерам, либо не отправят на экспорт.

Удивительно, но на прилавках мурманских магазинов все чаще можно встретить дальневосточную рыбу и продукцию из нее. Связано это прежде всего с тем, что Дальний Восток – лидер по объемам рыбодобычи.

 

Справка

К 2026 году в Кольском заливе появится терминал для рыбаков группы компаний «Норебо». Для «Норебо» это первый терминал в Мурманской области, но уже сейчас успешно работает аналогичный по концепции терминал «Сероглазка» на Камчатке, а также логистический центр в подмосковном Клину.

Терминал будет оказывать большой спектр услуг как для компаний группы «Норебо», так и для других предприятий. Речь об обработке грузов, хранении и складировании замороженных или охлажденных грузов, комплексном обслуживании рыбодобывающих компаний, в том числе организации межрейсового технического обслуживания и судоремонта.

Как считают в компании, реализация этого проекта позволит обеспечить смещение центра обслуживания рыбопромысловых судов и продаж рыбопродукции Северо-Западных производителей с портов Норвегии и Европы в порты Российской Федерации, создание торговой биржи, а также локализацию выручки в российских портах. Планируемая мощность терминала «Ударник» по грузообороту в общем составит порядка 800 тысяч тонн в год, в том числе: 500 тысяч тонн – перевалки рыбопродукции и 300 тысяч тонн – генеральных грузов.

 

***

Наталья Линкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике