Обнуление и мегапроекты: что спасет бизнес Арктики от упадка

Виктория Бабаева
1 Августа, 2020 | 05:49
Обнуление и мегапроекты: что спасет бизнес Арктики от упадка
Фото: Алексей Матвеев, GeoPhoto


Процент малого и среднего бизнеса в регионах Арктики меньше, чем в целом по России, и эпидемия коронавируса и сохраняющиеся в течение нескольких месяцев ограничения могут усугубить ситуацию. Как этого избежать, насколько сильным оказался удар коронакризиса по бизнесу Арктики и что может помочь развивать малое и среднее предпринимательство на Севере — эти вопросы бизнес-омбудсмены и предприниматели северных регионов обсудили на заседании дискуссионного клуба Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики «Как бизнес Арктики выходит из изоляции».

 

Каждый за себя

В каждом регионе Арктики эпидемиологическая ситуация складывается по-разному. Если в Чукотском автономном округе за время эпидемии заболели всего 152 человек, в Ненецком автономном округе — 274, то число заболевших в Мурманской области превысило отметку 10 000, а в Ямало-Ненецком автономном округе —11 000. В таких условиях власти ЯНАО, Мурманской области, Республики Коми и ряда других регионов Севера продляют ограничительные меры, но обратной стороной становится ослабление экономической обстановки.

«Мы находимся на первом этапе снятия ограничений. В таких условиях в наибольшей степени страдает сфера общественного питания. Больше половины участников рынка не проживут второе полугодие», — рассказал на заседании уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе Вадим Елизаров.

Многие предприниматели не видят перспектив для своего бизнеса и больше не хотят возвращаться к работе, даже если ограничения в скором времени будут сняты, отметил он. Бизнес опасается второй волны эпидемии, и выходить на работу на 1-2 месяца для них невыгодно, заявил бизнес-омбудсмен.

Меры поддержки, которые оказаны предпринимателям на федеральном и региональном уровне, представители бизнеса считают недостаточными. Предприниматель в сфере общественного питания из Мурманской области, руководитель объединения предпринимателей ChibisHelp51 Татьяна Хоняк отметила, что несмотря на то, что регион выделил средства на поддержку бизнеса, данных средств для простоя в течение нескольких месяцев недостаточно.

«Можно на эти деньги прожить семье из одной-двух человек, но не бизнесу, если мы учитываем цены на аренду помещений, оплату коммунальных платежей», — заявила она.

 

Интерес изнутри

В наиболее сложном положении оказались предприниматели не только сферы общепита, но также перевозчики и другой бизнес в сфере туризма.

«Несмотря на то, что границы закрыты, увеличения потока наших туристов мы не фиксируем. Внутренний туризм развивается, но российский турпоток пока не сможет заменить китайский», — рассказал руководитель центра поддержки предпринимательства Мурманской области Артём Марышев.

По словам Вадима Елизарова, арктический туризм является специфическим видом отдыха.

«Тут тяжело организовать туризм, как и на Колыме. Кто поедет в голую тундру? Красоты здесь есть, но желающих поехать больше на юга», — считает бизнес-омбудсмен ЯНАО.

Татьяна Хоняк уверена, что для развития внутреннего туризма Мурманской области и другим регионам Арктики необходимо развивать бренд каждого из субъектов.

«Это нужно делать на правительственном уровне, а не только за счет бизнеса, чтобы, например, у самого города, у Мурманска, было привлекательное лицо», — заявила она.

Коронакризис и регионам Арктики, и другим частям России показал их «слабые места» и обнажил те направления, такие как внутренний туризм, которые требуют усиленного развития.

 

Арктическое «обнуление»

Чтобы облегчить бизнесу выход из кризиса, а также помочь малому и среднему предпринимательству развиваться в северных регионах, а не «выживать», по мнению Вадима Елизарова, в Арктике необходимы особые экономические условия и «адекватная система налогообложения». И шаги в этом направлении уже сделаны – бизнес Арктики возлагает большие надежды на новые федеральные меры поддержки Севера, заявила уполномоченный по защите прав предпринимателей Мурманской области Елена Тихонова.

В начале июля Президент России Владимир Путин подписал пакет законов о создании в Арктике льготного режима работы для компаний, которые планируют реализовать там новые проекты.

«С 28 августа можно подавать документы на получение статуса резидента Арктической зоны. Базовый законопроект принят, он хороший, там в разы снижен ряд налогов, в том числе и до нуля. Также есть договоренности о снижении местных налогов с администрациями регионов. Понятно, что это внедрение будет происходить постепенно, но главное – принятие закона – уже произошло», — прокомментировал координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов.

Согласно документу, любой зарегистрированный в Арктике предприниматель, который готов реализовать новый инвестпроект и вложить в него не менее 1 млн рублей, сможет получить статус резидента. Инвестпроект признается новым, если на дату направления заявки объем капитальных вложений, осуществленных при его реализации, не превышает 25% общего объема капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом.

«Часто малый и средний бизнес недостаточно проинформирован. Предприниматели трудятся в «окопах», у себя на предприятиях. Есть намерение осенью проехать по всем Арктическим регионам, чтобы проинформировать бизнес об этих практических мерах», — заявил Андрей Иванов.

 

Как войти в команду

Перспективной возможностью для выхода из кризиса может стать более активное вовлечение малого и среднего бизнеса в крупные проекты, реализуемые в Арктике, рассказал в ходе заседания профессор Высшей школы управления и бизнеса СПбПУ Петра Великого, заместитель Председателя общественного совета Комитета по делам Арктики при Правительстве Петербурга Алексей Фадеев.

«Развитие Арктики не может определяться одними лишь законами рынка. Нужна активная позиция поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Где-то задействование местной рабочей силы в крупных проектах закреплено на законодательном уровне, у некоторых компаний – в корпоративных правилах. Но и самим компаниям нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда они найдут свое место», — уверен Алексей Фадеев.

Для ряда игроков работа с крупным бизнесом – это не только идея для выхода из кризиса, а уже реализованная линия поведения, рассказала генеральный директор АНО «Ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» Ольга Буч.

«Наша Ассоциация проводит «дни подрядчика», в рамках которых местные предприятия представляют свои возможности генподрядчикам крупных проектов. Происходит более тесное знакомство с потенциальными субподрядчиками и генподрядчиком. За последние 2 года около 30% подрядчиков получили подряды на работу», — поделилась она.

По мнению Ольги, движение к захвату данной ниши локальными предприятиями важно продолжать.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике