Сейчас в Архангельске

18:01 ˚С
6+

Первенец пошел колоть льды

Северные города Транспорт и логистика
Анжела Коляда
27 января, 2022, 06:15

Первенец пошел колоть льды
Фото Атомфлот


Первый серийный универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» сразу после поднятия государственного флага 25 января отправился из Мурманска в дебютный рабочий рейс – на восток. Его ждет работа в Обской губе.


Детские болезни пройдены

Ледокол «Сибирь» заложили на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге в 2015 году. Через два года корабелы спустили его на воду. В начале 2022 года «Сибирь» отправился из Балтики в порт Мурманска – к причалу ФГУП «Атомфлот». Здесь атомный ледокол ждали с нетерпением: ноябрьский кризис, когда на востоке застряли два десятка судов и только ледоколы смогли вызволить их из плена, показали мировому сообществу, что без атомоходов на Севморпути не обойтись.

Генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка вспоминает, что строительство головного ледокола проекта 22220 «Арктика» и первого серийного «Сибирь» было сопряжено с проблемами, хотя и решаемыми.

– Это был длинный путь. Проектировать ледоколы проекта 22220 мы начали в 2005-2006 году. Постройка ледокола «Сибирь», конечно, прошла гораздо легче. Меньше проблем на ходовых испытаниях. Понятно, что еще остаются детские болезни, но это уже другая работа, – рассказал журналистам Мустафа Кашка.

Ледоколы, которые строятся, он называет «основой нашей будущей жизни и основой работы Северного морского пути».

В подтверждение слов генерального директора «Атомфлота» ледокол «Сибирь» уходит из порта Мурманска в тот же день, когда прошли торжественные церемонии в честь подъема государственного флага. Атомоход будет работать в акватории Енисея. Вероятнее всего, по контракту с «Норильским никелем».


photo_2022-01-27_04-13-10.jpg

Фото предоставлены автором

Строительство продолжается

Уже в этом году к новым ледоколам «Арктика» и «Сибирь» должен присоединиться «Урал» – второй серийный атомный ледокол проекта 22220. В 2024 году «Балтийский завод» планирует сдать ледокол «Якутия», в 2026 году – ледокол «Чукотка».

– Пока работы идут по графику, – рассказал журналистам генеральный директор судостроительного завода Алексей Кадилов. – Пока нет рисков для смещения сроков.

В «Росатоме», «Атомфлоте» и на «Балтийском заводе» рассчитывают, что на «Чукотке» серия ледоколов проекта 22220 не закончится. Кадилов объяснил, что планы на продолжение строительства есть, но соответствующего контракта нет.

Директор дирекции Севморпути «Росатома» Вячеслав Рукша добавил, что необходимо строительство еще двух таких ледоколов.

– Я надеюсь, что правительство нас поддержит, ведь до 2030 года требуются и пятый, и шестой серийные ледоколы. Мы практически должны построить серию из семи таких ледоколов, – сказал Рукша.

По его словам, такое количество ледоколов именно проекта 22220 необходимо ввиду их универсальности: они способны работать как на открытых морских участках, так и в устьях сибирских рек, где сосредоточены проекты «НОВАТЭКа» и «Норильского никеля».

Особая роль отведена ледоколу проекта «Лидер», который сейчас строят на Дальнем Востоке. Рукша объяснил, что в 2027 году с вводом этого ледокола навигация по Северному морскому пути станет регулярной и круглогодичной.


photo_2022-01-27_04-13-12.jpg


На радаре Севморпуть

Суда, которые выходят в плавание по Северному морскому пути, в режиме онлайн отслеживает Штаб морских операций «Атомфлота». Специалисты ситуационного центра контролируют их перемещение по Севморпути и дают рекомендации для проводки ледоколов и формирования караванов.

В штабе морских операций капитаны получают информацию о ледовой обстановке, гидрометеоусловиях. Сюда же стекается информация о треках судов и их полезной нагрузке.

– Заказчики (судовладельцы, грузоперевозчики) передают информацию о необходимых условиях: выход из порта А в порт Б будет в такое-то время. И мы начинаем планировать его передвижение с точки зрения ледокольной поддержки, указываем точку и время формирования ледокольного каравана. Капитан судна на основе этой информации и наших рекомендаций выстраивает свой операционный маршрут, – объяснил журналистам директор по судоходству «Атомфлота» Леонид Ирлица.

Планирование работы на Севморпути необходимо, подчеркивает он. В ноябрьский кризис обошлось без сигналов SOS и спасательных операций, но ситуация повторяться не должна.

– Судовладельцев и фрахтователей судов немножко расслабила благоприятная ледовая обстановка в акватории в последние несколько лет, когда летний сезон увеличился без ледокольного сопровождения. География использования судов без ледоколов расширилась. Но в этом навигационном сезоне лед образовался близко к среднегодовым периодам замерзания. Суда, которые уже были в акватории Севморпути, но воспользовались нашей навигационной рекомендацией, благополучно проскочили эту обстановку. Суда, которые сэкономили, в результате застряли, – рассказал Ирлица. 

Специалисты считают, что во избежание повторения кризиса на Севморпути полномочия по обеспечению безопасности мореплавания, управления судами, выдаче разрешений и их согласованию для прохода по этой морской трассе должны быть закреплены за конкретным ведомством.

– Я не знаю, под чьим флагом – Минтранс или мы – должны быть сконцентрированы все полномочия, – сказал он. – Мы работаем с этим непосредственно, все наши специалисты раньше работали на ледоколах, знают их работу. 

В штабе морских операций «Атомфлота» солидарны во мнении с учеными Арктического научно-исследовательского института, которые выполняли прогноз ледовой обстановки на 50 лет вперед и пришли к выводу, что льды в Арктике не растают. В настоящее время толщина и сплоченность льдов напоминают специалистам ледовую обстановку семилетней давности.

– Природа на Севере циклична. Каждый цикл оттепели и холода повторяется. Мы уже видели потепление, постепенно начинается похолодание. Циклы от 13 до 32 лет – в зависимости от глобальных процессов в атмосфере, –сказал Ирлица.  

Это означает, что атомные ледоколы будут востребованы и сейчас, и через десятилетия. Будет актуальной и помощь специалистов, что спланировать проход по Севморпути избежав ледяного плена.


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике