Сейчас в Мурманске

20:38
18+

По СМП впервые в истории пройдет транзитный рейс, который за 18 дней доставит грузы из китайского порта Нинбо-Чжоушань до британского Феликстоу

Рейс, знаменующий собой регулярные перевозки по китайско-европейскому арктическому экспресс-маршруту, стартует в сентябре и, обойдя европейские морские порты, завершится 17–20 октября в Санкт-Петербурге

Северный морской путь Транспорт и логистика Китай Судоходство в Арктике Санкт-Петербург
Анна Щетинина
18 сентября, 2025, 18:22
По СМП впервые в истории пройдет транзитный рейс, который за 18 дней доставит грузы из китайского порта Нинбо-Чжоушань до британского Феликстоу

Изображение: GigaChat


По Северному морскому пути (СМП) в сентябре стартует первый рейс 18-дневного китайско-европейского арктического экспресс-маршрута (China-Europe Arctic Express) из крупнейшего китайского морского порта Нинбо-Чжоушань до британского порта Феликстоу. Новый регулярный сервис будет курсировать между китайским портом и четырьмя крупными европейскими транспортными узлами: кроме Феликстоу (Великобритания) это Роттердам (Нидерланды), Гамбург (Германия) и Гданьск (Польша). Первый рейс завершится в октябре в Санкт-Петербурге. «Первый» и «впервые» – потому что пробный рейс «Китайско-европейского арктического экспресса» начинает регулярные перевозки по маршруту, разовый транзитный рейс уже проходил по СМП.

Контейнеровоз Istanbul Bridge должен отправиться из порта Нинбо-Чжоушань 20 сентября, чтобы 17-20 октября прибыть в Санкт-Петербург, – об этом еще на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) упоминал спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам Арктики Владимир Панов.



Порт Нинбо-Чжоушань (КНР). Источник: русская служба новостей ИА«Синьхуа» / russian.news.cn


По словам британской логистической компании IFE Global Logistics, ожидается, что благодаря использованию СМП время в пути «Китайско-европейского арктического экспресса» сократится почти вдвое по сравнению с 30–50 днями, которые требуются по традиционным маршрутам, таким как Суэцкий канал. Как уточняет  IFE Global Logistics, грузовой экспресс особенно актуален, поскольку приход первого рейса в Европу совпадает с пиком предрождественского импортного сезона и опережает другие поставки.

Издание Politico Europe (европейское отделение американской медиакомпании Politico) отметило, что пробный рейс стал возможным благодаря таянию льдов и ускорению изменения климата, и он имеет значимые последствия как для международной торговли, так и для окружающей среды. Politico Europe добавляет, что рейс контейнеровоза Istanbul Bridge пройдет в сопровождении ледоколов. И цель маршрута – налаживание регулярного сообщения по российскому Северному морскому пути, связывающего несколько портов Азии и Европы. Старший научный сотрудник и основатель Арктического института, вашингтонского аналитического центра, изучающего безопасность в Арктике, Мальте Хамперт, пояснил изданию Politico Europe, что Арктика – первый регион, где изменение климата меняет геополитическую карту и динамику геополитических процессов. По мнению Хамперта, – если бы не глобальное потепление, Россия не могла бы добывать и транспортировать нефть и газ в Арктике, а Китай не отправлял бы через нее контейнеровозы.

Эксперт в сфере судоходства, правда, считает, что китайский эксперимент в Арктике как репетиция традиционного маршрута Азия-Европа имеет слишком незначительный масштаб, который составляет примерно 1% от товарооборота между Дальним Востоком и Северной Европой. Но если льды Арктики растают настолько, что Ледовитый океан будет хотя бы полгода свободен, то путь по Арктике станет интересен многим. По словам эксперта, – десять лет назад все думали, что до 2040 или 2050 года контейнерные перевозки в Арктике не появятся, но уже в 2025 году этим занимаются китайцы.

Помимо коммерсантов и аналитиков, старт регулярных перевозок интересует экологов и экоактивистов. Представитель международной коалиции «Альянс за чистую Арктику» (англ. HFO-Free Arctic Alliance), цель которого – запретить использование тяжёлого топочного мазута (HFO) в арктических водах, рассказал Politico Europe, что черный углерод из судового топлива наносит большой ущерб состоянию снега и льда, а ликвидация разливов нефти в удаленной Арктике затруднена, что тоже может опасно отразиться на экосистемах. Не вызывает доверия у экоактивиста и судно Istanbul Bridge – 25-летний контейнеровоз под флагом Либерии, не имеющий ледовой защиты. Представитель «Альянса за чистую Арктику» отметил, что следующая возможность ужесточить мировые правила использования топлива появится в феврале 2026 года, когда соберется подкомитет ИМО по предотвращению и реагированию на загрязнение окружающей среды. Эксперты и экологические группы уже выступают за более строгие правила использования топлива в условиях все более загружаемой транспортом Арктики.




далее в рубрике