Правительство актуализировало Стратегию развития судостроительной промышленности и направит на судостроение более полутриллиона рублей
Финансирование рассчитано на ближайшие шесть лет

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении обновлённой Стратегии развития судостроительной промышленности. В новой редакции документа представлена актуальная информация и прогнозы внутреннего и мирового спроса, а также расширены горизонты планирования: теперь они охватывают период до 2036 года и перспективу до 2050 года. На оперативном совещании с вице-премьерами премьер-министр отметил, что с текущего года правительство значительно увеличило поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих. На эти цели в ближайшие шесть лет будет направлено из федерального бюджета более полутриллиона рублей – рекордный объём финансирования отрасли, сообщает пресс-служба правительства РФ.
Обновлённая стратегия предполагает интенсивное развитие судостроительной отрасли: к 2036 году загрузка действующих производств должна достичь 61%, а к 2050 году – 73%. Чтобы достичь поставленных целей, нужно увеличить долю гражданского флота собственного производства до 61% к 2036 году и до 64% к 2050. Предполагается довести количество серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, с 30 до 50% от общего объёма судостроения к 2036 году и до 80% – к 2050 году. Для этого планируется удвоить количество новых и модернизированных судоремонтных предприятий, в три раза увеличив объём судоремонта.
Особый упор в планах стратегии сделан на строительстве флота для работы на маршрутах Северного морского пути (СМП). К 2036 году число судов на СМП должно увеличиться до 51, а к 2050 году – до 135.
Одним из главных направлений работы должно стать импортозамещение судового комплектующего оборудования. Согласно документу, – к 2036 году половина судовых комплектующих будет выпускаться в России, а к 2050 году долю российской продукции планируется увеличить до 80%.
Для решения задач, поставленных в стратегии, необходимо внедрение новых механизмов подготовки, привлечения и мотивации сотрудников судостроительных предприятий. В итоге общая численность работников отрасли должна возрасти с нынешних 166 тыс. человек до 190 тыс. в 2036 году и до 200 тыс. человек в 2050 году.
На совещании первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров отметил, что при формировании стратегии учитывалась долгосрочная потребность во флоте, исходя из прогнозов увеличения объёмов грузовых и пассажирских перевозок, а также добычи водных биологических ресурсов. Кроме того, учтена динамика замены действующих устаревших судов на современные.
Предполагается постройка на российских верфях до 2036 года более 1,6 тыс. единиц гражданских судов и морской техники. Приоритеты – суда для Северного морского пути и транспортного коридора «Север – Юг». Повышенное внимание уделяется в документе строительству ледоколов, судов обеспечения и технического обслуживания. По словам Дениса Мантурова, должны развиваться компетенции крупнотоннажного судостроения, включая танкеры для перевозки сырой нефти, газовозы, контейнеровозы и балкеры.
Стратегия нацелена на преодоление структурных барьеров развития отрасли, предусматривая модернизацию существующих верфей и создание новых, развитие судоремонтных центров. Для достижения целей предстоит увеличить степень использования научных разработок, проводить автоматизацию и цифровизацию верфей, оптимизировать производственные процессы в судостроительстве – переходить к серийному и крупноблочному способам строительства судов, резюмировал Денис Мантуров.