Сейчас в Архангельске

18:36 4 ˚С Погода
18+

Проект без гарантий: построят ли железную дорогу и порт в Индиге?

На днях президент России Владимир Путин дал поручение правительству «представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги». Значит ли это, что проект сдвинется с мертвой точки и в ближайшие годы на трассе Севморпути появится новый опорный пункт?

Транспорт и логистика Индига
Виктория Бабаева
21 января, 2022 | 09:01

Проект без гарантий: построят ли железную дорогу и порт в Индиге?
Фото: Кирилл Скоробогатько / GeoPhoto


Создание нового арктического порта в Индиге в Ненецком автономном округе обсуждается не первый год, но стройка до сих пор не стартовала. Проблемных мест у проекта достаточно, и в первую очередь это касается отсутствия железнодорожной инфраструктуры. На днях президент России Владимир Путин дал поручение правительству «представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги». Значит ли это, что проект сдвинется с мертвой точки и в ближайшие годы на трассе Севморпути появится новый опорный пункт? 

На сайте Кремля в пятницу, 14 января 2021 года, был опубликован перечень поручений президента России по вопросам развития транспорта. Задача разработать предложения по созданию дороги до Индиги — первая в списке. Ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр Михаил Мишустин, срок — до 10 мая текущего года.

Предполагается, что новая дорога даст возможность вывозить грузы из Сибири, разгрузить Транссибирскую магистраль, а также сократить время для перевозки транзитных грузов из Казахстана.  

«Безусловно, это хороший проект, и над ним нужно продолжать работу. Разгрузить Транссиб — это абсолютно верно даже со стратегической точки зрения, на будущее», — заявил в сентябре 2021 года Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. 


6165a686c608075daccf1ae317c32e47.jpg

Индига. Фото: Центр арктического туризма / visitnao.ru


Тернистый путь  

Строительство новой железной дороги к Баренцеву морю неразрывно связано с проектом создания порта в поселке Индига. Впервые идея соорудить в юго-восточной части Баренцева моря новый порт была озвучена в 1933 году, но вернулись к ней лишь в 2002 году. Порт Индига должен был стать конечной точкой железнодорожной магистрали «Баренцкомур» (Баренцево море — Коми — Урал). 

«Баренцкомур» должен соединить Индигу, Сосногорск и Троицко-Печорск в Республике Коми с поселком Полуночное в Свердловской области и городом Сургут в Ханты-Мансийском автономном округе. «Баренцкомур», по замыслу, позволит перенаправить экспортные грузы с Урала и Западной Сибири в порт Индига вместо портов Украины и Прибалтики, а также увеличить объем грузов, следующих через Северный морской путь. Общая протяженность участка —  около 1200 км.

В 2017 году звучала идея о том, чтобы продлить другую железнодорожную магистраль — «Белкомур» (Белое море, Коми, Урал) — до Индиги вместо Архангельска. Как писал телеграм-канал «Капитан Арктика», Индига выигрывает у столицы Поморья в глубине, удобстве береговой линии, меньшем количестве дней, в которые нужна ледовая проводка, а проигрывает в отсутствии инфраструктуры и трудовых ресурсов.

Топ-5 самых спорных транспортных проектов в Арктике

Ни «Белкомур», ни «Баренцкомур» «продать» потенциальным инвесторам не удалось — оба проекта сейчас заморожены. Продвижением Индиги занялись отдельно,  особенно активно в этом принимал участие бывший губернатор Ненецкого автономного округа, ныне глава Архангельской области Александр Цыбульский

«За два года я прошел практически всех людей, кто способен в нашей стране отстроить объект такого масштаба, рассказывал, объяснял. И сегодня, пожалуй, все сошлись во мнении, что Индига — это краеугольный камень с точки зрения выхода на Севморпуть. Сегодня есть реальный инвестор — корпорация AEON, которая уже вложила первые 60 млн рублей в доработку проектно-сметной документации и в первые обследования территории», — заявлял он в 2019 году.

Корпорация принадлежит российскому предпринимателю, советнику главы компании «Роснефть» Роману Троценко. Планируется, что проект по созданию порта Индига будет реализован силами корпорации, его стоимость оценивается в более чем 300 млрд рублей. Мощность нового порта составит порядка 80 млн тонн, он будет оборудован под перевалку коксующегося угля, древесины, удобрений, химических продуктов и бумаги (отмечается, что часть грузов будет приходиться на Японию). 

Строительство порта должно было начаться 2021 году, но в начале прошлого года Роман Троценко заявил, что строительство стартует после проведения всех экспертиз в 2023 году. Позднее, 8 сентября 2021 года, владелец AEON сообщил, что что стройка откладывается до второй половины 2024 года. 


7e23e408df03b9e0621c0e62c6589e4d.jpg

Индига. Фото: Центр арктического туризма / visitnao.ru


Проект на будущее

Новость о выходе поручения Владимира Путина взбудоражила информационное пространство. Но профильные эксперты полагают, что уже в ближайшее время ситуация стихнет, а сама дорога до Индиги в перспективе 10-15 лет создана не будет. 

«Разработка предложений — это не решение. Это «состязание идей» вокруг проекта. Президент такие поручения даёт постоянно, и гарантией, что дорога будет построена, это не является», — уверен директор информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский. Всё будет зависеть от того, сохранится ли интерес к магистрали и активность «сверху». 

Фактически, несмотря на то, что необходимость в создании магистрали до Баренцева моря существует, — Санкт-Петербургский и Московский транспортные узлы сильно загружены, и наличие новой дороги позволило бы решить эту проблему; к тому же новая магистраль помогла бы развитию Севморпути — этот проект сегодня не является приоритетным. 

«Во-первых, здесь немало рисковых моментов извне. В бюджете не так много денег, как кажется. Вряд ли кто-то будет готов в текущих условиях выделять миллиарды на подобный проект. Бизнес, возможно, сможет вложить свои средства, но важно понимать, что ни один частник не будет решать государственные проблемы за свой счет, не получив ничего взамен, —  рассказал президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. — Во-вторых, открытым остается вопрос, кто будет строить эту дорогу. Строительных организаций не так много, мощностей не хватает для реализации уже утвержденных проектов, например, это касается строительства Восточного полигона». 

По мнению Павла Иванкина, решением может стать оборудование временной дороги от Сосногорска до Индиги, что позволило бы доставить в населенный пункт строительные материалы для порта, но этот вопрос необходимо решать с бизнесом.


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике