Русский «Фрам» изучит Арктику

Транспорт и логистика Технологии
8 Декабря, 2020, 06:26
Русский «Фрам» изучит Арктику
Источник: Объединенная судостроительная корпорация


Безостановочно идущий процесс глобального потепления меняет климат всех континентов земного шара, в том числе и Арктики. По данным журнала «Наука и жизнь», в ней теплеет в два-три раза быстрее, чем на всей остальной планете: за последнюю сотню лет температура в Арктике выросла на 4-5°C, что отразилось не только на животном и растительном мире, но и на состоянии льдов. 15 сентября 2020 года было зафиксировано их сокращение до 3,74 миллиона квадратных километров. Это – второй самый низкий показатель за последние четыре десятилетия.

«Цифры ежегодного уменьшения морского льда, которые мы получаем, вызывают серьёзную тревогу. Нас заботит стабильность окружающей среды», – заявил эксперт по дикой природе Том Форман.

Таяние льдов вынудило прекратить ведущуюся с 1937 года работу исследовательских полярных станций. В июне 2013 года разрушение льдины, на которой находилась российская исследовательская станция «Северный полюс-40», стало причиной немедленной эвакуации полярников, для чего из Мурманска срочно был вызван атомный ледокол «Ямал». В 2015 году аналогичная ситуация произошла со станцией «Северный полюс-2015».

После этого специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) выдвинули идею создания специального судна, которое могло бы работать круглогодично и независимо от состояния льдов, при этом обеспечивая полноценную жизнедеятельность и работу персонала. Разработка его проекта и постройка заняли продолжительное время, и вот недавно АО «Адмиралтейские верфи» объявило о том, что 18 декабря на воду будет спущена уникальная Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс».

По словам её создателей, внешне судно схоже со знаменитой норвежской полярной шхуной «Фрам», считающейся одним из самых прочных деревянных судов в мире, и это неспроста: нестандартная яйцевидная форма корпуса ЛСП, такая же, как у «Фрама», позволит минимизировать воздействие льда на него.

«Платформа будет иметь необычный внешний вид и достаточно полные обводы, придающие ей некоторое сходство с кашалотом, что, в первую очередь, обусловлено необходимостью размещения на борту максимального запаса топлива для обеспечения требуемой техническим заданием автономности. Его должно хватить не только на самостоятельное перемещение от базы к точке расположения экспедиции и обратно, но и на бесперебойную выработку электроэнергии в течение двух лет», – говорит главный конструктор проекта Андрей Юрьев, АО «Адмиралтейские верфи».

      


Полярная шхуна «Фрам». Источник: sailngstamps.ru

 

В целом, ЛСП представляет из себя самоходное судно ледового класса Arc5 стоимостью 6,9 млрд рублей, имеет водоизмещение более 10 тысяч тонн и очень большую автономность: оно сможет дрейфовать во льдах около 2-х лет, после чего возвращаться в порт для ремонта и пополнения запасов. Всего на ней может находиться 48 человек – экипаж 14 моряков и научный персонал – 34 человека, которые будут работать вахтовым методом, по полгода. На нём расположено более 10 лабораторий, которые укомплектованы соответствующим отечественным оборудованием: к примеру, для изучения механизмов деформаций и эрозии морского льда установлена система мониторинга ледовых нагрузок, геологические исследования будут проводиться с помощью буровых установок, различных анализаторов, уровнемеров и других приспособлений. Для получения данных о состоянии атмосферы на судне установлена станция приема спутниковой гидрометеорологической информации, есть различные газоанализаторы, манометры, хроматографы, спектрометры. «Северный полюс» оснащен взлётно-посадочной площадкой для вертолётов Ми-8 и Ми-38. Срок службы – 25 лет, максимальная скорость – 10 узлов.

 

Плавучая обсерватория

Платформа уже вызвала широкий интерес, как в России, так и за рубежом. Среди потенциальных заказчиков и партнеров, желающих проводить с её помощью совместные исследования в Арктике, можно назвать такие страны как Германия, Норвегия, Канада.

«Строительство ЛСП позволит открыть новую страницу в исследованиях российской Арктики и в международном сотрудничестве по изучению северных широт. Такая плавучая обсерватория позволит охватывать большую часть арктического бассейна и своевременно получать достоверные научные данные о природных процессах в северных полярных районах Земли», – говорит директор ААНИИ Александр Макаров.

И действительно, Научный центр ЛСП позволит проводить очень широкий спектр исследований в области географии, химии, физики, геологии, климатологии и других наук, полностью охватывая природную среду Арктики.

Это могут быть ионосферные наблюдения на основе приёмной станции наклонного зондирования ионосферы, предназначенной для оперативной диагностики условий распространения КВ-радиоволн внутри северной полярной шапки. Определение диапазона рабочих частот для КВ-радиосвязи представляется крайне необходимым для обеспечения безопасности полётов через Северный полюс. Или геологические исследования: они помогут изучить дно и шельф Северного Ледовитого Океана с целью поиска новых и уточнения старых запасов углеводородов и других полезных ископаемых. Химические и экологические исследования: речь идёт про изучение содержащихся в арктическом воздухе и льду вредных веществ, взвесей, газов, выбросов и их влияния на окружающую среду. Актуальны будут и исследования нагрузок на лёд и механизма его распада: судоходство по Северному морскому пути и другим арктическим маршрутам растёт год от года, кроме того, постоянно проектируются и строятся новые корабли. Чтобы предотвратить их разрушение во время плавания, необходимо знать механику деформаций и эрозии морского льда, это понадобится для совершенствования методов расчёта локальных и глобальных ледовых нагрузок на суда и другие инженерные сооружения. Оборудование лабораторий также позволяет вести круглосуточный мониторинг за состоянием гидрофизических полей Северного Ледовитого океана, получать данные о состоянии пограничного слоя и свободной атмосферы в центральной Арктике, вести наблюдения за магнитными и гравитационными полями и многое другое.

Все работы могут проводиться как на самом судне, так и непосредственно на льду.

 

lsp-severnyy-polyus-grafika.jpg

Источник: portnews.ru

 

Новая экспедиция для нового судна

Постройка ЛСП создаёт совершенно новый рынок в судостроении – производство новейших высокотехнологичных судов, которые могли бы выполнять экспедиции нового типа: совмещая сразу несколько функций, начиная от научных и заканчивая полноценным проживанием людей на период работы.

«Собственно, мы её и заняли. Корпорация – один из лидеров ледоколостроения, например. Те рыбопромысловые суда, которые сегодня строятся на наших верфях – современные, технологичные, комфортные. По сути, это уже не только промысел – сегодня мы имеем возможность создавать настоящие рыбные фабрики на воде», – поясняет Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации, строителя платформы, Алексей Рахманов.

А пока используются обычные научно-экспедиционные суда (НЭС) и ледоколы. Весной – осенью 2019 года состоялась морская экспедиция «Трансарктика – 2019», на первом этапе которой НЭС «Академик Трёшников» был вморожен в лёд севернее Земли Франца Иосифа. В сентябре 2019 года в рамках проекта MOSAiC (Междисциплинарная дрейфующая обсерватория для изучения климата Арктики) в арктический лёд был вморожен уже немецкий ледокол Polarstern, который целый год дрейфовал по Трансарктическому течению, минуя Северный полюс. В течение года на нем велись атмосферные, ледовые, снежные, океанографические, экологические и биогеохимические измерения и эксперименты. Полученные данные помогли усовершенствовать модели полярной атмосферы и океана и улучшить прогнозы погоды высокого разрешения в Арктике. Они же ещё раз подтвердили факт постепенного таяния арктических льдов.

«Этот регион находится в опасности. Нам удалось стать свидетелями того, как исчезает лёд даже в тех областях, где он должен был быть толщиной в несколько метров, даже на самом Северном полюсе – этого льда больше нет», – заявил на итоговой пресс-конференции в Бремерхафене глава экспедиции, профессор Маркус Рекс из института Альфреда Вегенера.

Впрочем, судя по заявлениям чиновников, к работе ЛСП приступит не сразу, а только в 2024 году.

«Мы планируем, что в 2024 году начнёт работу ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», что позволит возобновить изучение высоких широт. А это – ключ к изучению изменения климата», – сообщил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов. Так что результаты работы ЛСП мы узнаем ещё не скоро.

 

***

Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике