Сейчас в Мурманске

15:11 1 ˚С Погода
18+

Сани летом: как арктическому судоходству не упереться во льды

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
18 февраля, 2020 | 10:41

Сани летом: как арктическому судоходству не упереться во льды
Расширение ледокольного флота стало одним из ключевых пунктов Плана развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, утвержденного российским правительством в конце 2019 года. Данное направление является одним из приоритетных, поскольку без обеспечения бесперебойного круглогодичного функционирования Севморпути на всем маршруте следования судов сложно говорить о достижении целевого показателя в 80 млн тонн к 2024 году и тем более о дальнейшем росте грузопотока в Арктике, на который нацелены как федеральные власти, так и курирующая СМП госкорпорация «Ростом».

Отраслевые эксперты не раз отмечали, что существующего флота для удовлетворения растущих запросов не хватает. В таких условиях действующие ледоколы продолжают работать после вынужденного продления сроков эксплуатации, тем временем новые ледоколы проектируются и строятся, задерживаются и ломаются во время тестовых испытаний.

«Арктика» потерялась во времени

При швартовых испытаниях, которые прошли 4 февраля 2020 года, на головном атомном ледоколе «Арктика» из строя вышел гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу. В результате руководство Балтийского завода решило созвать комиссию, которая установит причины инцидента и даст рекомендации по решению проблемы. Возможны два исхода: исправление поломки «на месте» или же извлечение электродвигателя в случае выявления более серьезных проблем. В первом случае срыва сроков сдачи ледокола в эксплуатацию еще можно избежать, но, если все же потребуется замена двигателя, «Артика» задержится на заводе еще примерно на год.

Первоначально головной ледокол проекта 22220 «Арктика» должен был быть сдан в эксплуатацию еще в конце 2017 года – к запуску первой линии «Ямал СПГ». Однако летом 2017 года указом президента РФ сроки были перенесены на май 2019 года. И в тот раз уложиться в срок не удалось, и на сегодняшний момент сдача ледокола в эксплуатацию запланирована на май 2020 года.
Опасения насчет очередного переноса сроков начали возникать в медиапространстве в последний раз в начале декабря 2019 года, когда «Арктика» вышла на ходовые испытания на дизель-генераторе, а не на атомной установке. Но и тогда, и сейчас в «Росатоме», который выступает заказчиком ледокола, считают, что говорить о переносе сроков сдачи «Арктики» преждевременно. Последнее слово остается за комиссией, которая вынесет свой вердикт уже 20 февраля.

Балтийский завод по заказу «Росатома» также должен построить еще два атомных ледокола проекта 22220 – «Сибирь» и «Урал». Соответствующий документ был заключен между предприятием и заказчиком еще в 2014 году. Все три судна предназначены для проводки судов на участках Енисея и Обской губы, в том числе для буксировки судов и исполнения других задач в Арктике. Согласно плану развития СМП, «Арктика», «Сибирь» и «Урал» должны быть запущены в эксплуатацию до декабря 2022 года. Третий и четвертый серийные ледоколы проекта 22220 должны быть готовы к работе в декабре 2024 года и декабре 2026 года соответственно. Будем надеяться, что к тому времени все механизмы по производству будут «обкатаны», и таких проблем, как с «Арктикой», у серийных ледоколов не будет.

Большие деньги, большие сомнения

Самым мощным не только в отечественном ледокольном флоте, но в мире станет судно проекта 10510 «Лидер». Мощность силовой установки составит 120 МВт, и на сложных ледовых участках «Лидер» сможет держать скорость на уровне 10−12 узлов. Максимальная скорость, доступная при движении на открытой воде, составит 22-24 узлов. Такой ледокол будет способен прокладывать путь во льдах толщиной до четырех метров. Максимальная ширина около 48 метров позволит ледоколу проводить за собой крупные суда. Ледокол «Лидер» рассчитан для обеспечения круглогодичной проводки судов в восточной части СМП с коммерческой скоростью. Это касается в том числе СПГ «Новатэка» с Ямала и Гыданского полуострова.

Поскольку проект строительства ледокола сам по себе масштабный, и вложения в него требуются немалые. Создание головного ледокола, в отличие от серийных, будет полностью профинансировано государством. В ближайшие 7 лет российское правительство выделит на строительство атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» 127,6 млрд рублей, и не факт, что данная сумма является финальной. Судно, согласно Плану развития СМП, должно быть сдано в эксплуатацию до 2027 года. После головного «Лидера» первый серийный ледокол проекта 10510 должен быть сдан в эксплуатацию в декабре 2030 года, второй – в декабре 2032 года. Таким образом, к 2035 году российский атомный флот должен быть укомплектован. Однако насчет сдачи ледоколов в срок, как и в случае с «Арктикой», есть определенные сомнения.

Несмотря на то, что почти все гражданские суда с атомными силовыми установками строились на Балтзаводе, «Лидер» будет создаваться на мощностях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда». Судоверфь является совместным проектом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Опасения насчет сдвига сроков сдачи «Лидера» связаны сразу с несколькими факторами. Во-первых, на сегодняшний момент верфь еще не достроена, хотя уже в этом году планируется начать строительство «Лидера» (об этом ранее заявлял генеральный директор «Звезды» Сергей Целуйко). Во-вторых, под сомнение ставится уровень компетенции специалистов предприятия – у «Звезды» как новой верфи нет опыта в строительстве атомных ледоколов (в отличие от Балтзавода, хотя даже это не исключило проблем и, как результат, срыва сроков сдачи «Арктики»). В-третьих, программа «Звезды» до 2027 года предусматривает строительство 66 судов. Понятно, что «Лидер» в данном списке располагается на первых строчках, тем не менее, сильная загрузка предприятия может сказаться на четком следовании графика.

В бой идут одни старики

Сегодня ледовую проводку на СМП обеспечивают ледоколы «Таймыр» (передан заказчику в июне 1989 года), «Ямал» (передан заказчику в октябре 1992 года), «Вайгач» (передан заказчику в июле 1990 года) и самый молодой – «50 лет Победы» (передан заказчику в марте 2007 года). Пока новые ледоколы строятся, основная нагрузка ложится на действующие суда. «Мы не можем допустить наступления ледовой паузы – вывода из эксплуатации действующих ледоколов до прихода новых», — заявлял ранее генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. В 2017 году «Атомфлот» продлил ресурс ядерной энергетической установки атомного ледокола «Вайгач» и «Таймыр» до 200 тыс. часов.

Затем данный вопрос был поднят на повестку после очередной отсрочки выхода в эксплуатацию «Арктики». В 2019 году «Росатом» принял решение о продлении ресурса «Ямала» до 200 тысяч часов – ледокол сможет продолжить работу примерно до 2028 года. В этом году должны быть завершены научно-исследовательские работы в ОКБМ им. Африкантова по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». По предварительным данным, их сроки эксплуатации должны быть продлены до 2025 и 2027 года соответственно.

Наблюдая за текущим положением российского ледокольного флота, можно сделать вывод о том, что советское наследие современной России вернуть пока не удается. Федеральные власти понимают важность флота, его роль в развитии Севморпути и не жалеют средств на данное направление. Но несмотря на все усилия строительство ледоколов пока что так и не стало для нас обыденностью. Создание каждого нового атомного ледокола остается для российской промышленности подвигом.

***
Виктория Бабаева,  специально для GoArctic
далее в рубрике