Сейчас в Арктике:
Северное сияние

Сдерживание России в Арктике: почему Nike выступил против Севморпути?

14 Ноября, 2019, 11:52
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Чем больше Россия говорит о Северном морском пути как международном маршруте, чем чаще в одной связке с СМП упоминается Китай, тем отчетливее становятся слышны недовольства с Запада.  

Сначала заявить о себе решили военные – в частности, минобороны США. В октябре конгрессу Штатов была представлена Арктическая доктрина, где практически прямым текстом было сказано о блокировке Севморпути. «Перекрыть все выходы» необходимо в первую очередь для того, чтобы лишить противников в лице Китая и России каких-либо преимуществ (даже туманных). 

Теперь в дело вступает бизнес. Американский производитель спортивной одежды и обуви Nike и некоммерческая экологическая организация Ocean Conservancy призвали судоходные компании отказаться от перевозки грузов по маршрутам в Арктике. Активисты уверены, что «повышение интенсивности движения судов на арктических маршрутах представляет большой риск и может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду». Несмотря на то, что формально посылы у Nike и американского минобороны разные, общего у этих двух событий куда больше, чем может показаться на первый взгляд. 

«Экологическая дубина» уже многие десятилетия является действенным инструментом в руках экономистов и политиков во всем мире. Стоит хотя бы вспомнить историю о неожиданно выявленном вреде фреона, который был назван едва ли не причиной возникновения дыры в озоновом слое. Тогда борьба с фреоном позволила компании DuPont побороть большинство конкурентов, а также продвинуть на рынке более дорогую и прибыльную продукцию. 

Схожая ситуация происходит сейчас с двигателями внутреннего сгорания, которые активно выдавливаются с рынка. На первый план выходят электрокары, которые позиционируются как безопасные для окружающей среды транспортные средства. Переломным моментом для отрасли стал дизельный скандал, когда ДВС, в общем-то, официально признали «мировым злом». С этого момента инвестиции автопроизводителей в электрические технологии растут как на дрожжах, а компания Tesla готовится построить за пределами США уже второй завод – теперь на территории Европы. 

И экономический либо политический подтекст имеет место буквально в любой ситуации, где упоминается об экологической катастрофе. Просто не всегда выгодоприобретали находятся на поверхности. Чем же отличается ситуация с Северным морским путем? – Абсолютно ничем. 

Главной особенностью истории с СМП является лишь то, что западные активисты пытаются купировать все перспективы маршрута еще на ранней стадии. Ведь призыв бойкотировать перевозки по водным магистралям в Арктике звучит отчасти странно, поскольку очередь из грузоперевозчиков на использование Севморпути и так пока что не выстраивается. 

В прошлом году по маршруту прошел контейнеровоз датской компании Maersk, которая по итогу заявила, что не рассматривает Северный морской путь как коммерческую альтернативу существующей сети. Более активно проявляет себя китайская Cosco, однако СМП все же остается для большинства перевозчиков лишь экзотикой. Несмотря на то, что маршрут через Север примерно на 4,5 тыс. км меньше, чем путь через Суэцкий канал, осуществить перевозку в четко обозначенные сроки сложно из-за нестабильной ледовой обстановки. И Западные партнеры прекрасно понимают, что на этом фоне экологические страшилки заставят грузовладельцев и перевозчиков, которые еще не распробовали новый маршрут, вести себя еще более осторожно.

Главным преимуществом «экологической дубины» является то, что на нее не чем ответить. И даже потенциальная угроза для планеты может оказать сильное воздействие на массы и решить судьбу глобальных проектов. Правда, в такие моменты всегда умалчивается об экологических проблемах в других регионах. Например, как быть с выбросами от судов в южных регионах (чем длиннее маршрут перевозки тем, закономерно, больше выбросов), разливами нефти, которые уже не раз, в отличие от Арктики, происходили на маршруте через Суэц. Почему, в конце концов, Nike не призвал судовладельцев вложиться в борьбу с загрязнением мирового океана пластиком? Ответ прост – потому что это не входит в сферу интересов конкретных игроков. 

Арктика на сегодняшний момент выступает едва ли не главной площадкой, где мировые державы пытаются мериться силами. На кону, как во все времена, природные ресурсы, транспортные маршруты для доставки грузов (в том числе из Китая в Европу) и (при случае) для транспортировки войск. Дать шанс России и КНР укрепиться в данном регионе, позволить превратить Севморпуть в активную действующую магистраль будет значит для Запада проигрыш. И отыграть всё в свою пользу уже не представится возможным.

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic



Комментарии