Сейчас в Архангельске

20:03 -7 ˚С Погода
18+

Снегоболотоходы для Арктики делают на Волге

Появившийся два года назад на вооружении гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут» производства Заволжского завода гусеничных тягачей соответствует всем параметрам, необходимым в работе техники в самых суровых условиях Крайнего Севера

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
7 августа, 2020 | 09:27

Снегоболотоходы для Арктики делают на Волге
Фото: Министерство обороны РФ

 

Иногда одного «Бобра» недостаточно

Освоение Арктики во многом зависит от прокладывания новых логистических маршрутов и модернизации уже существующих путей коммуникации. Труднопроходимость и условия вечной мерзлоты, в которых приходится работать нашим строителям и военным инженерам, требуют от разработчиков спецтехники особого подхода в конструировании морозоустойчивых машин.

Появившийся два года назад на вооружении гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут» производства Заволжского завода гусеничных тягачей соответствует всем параметрам, необходимым в работе техники в самых суровых условиях Крайнего Севера. Уникальные образцы вездеходной техники, созданные у нас в стране, позволили оснастить военные подразделения, выполняющие задачи в Арктическом регионе, надежными и безотказными машинами.

В этой связи нужно упомянуть, что многие заводы, не только в России, но и в Беларуси, предпринимали неоднократные попытки создать унифицированный вездеход для выполнения разнородных задач. Однако то габариты и масса превышали все мыслимые и немыслимые параметры, то, напротив, вездеходы были маломощными.

Небольшие снегоходы и вездеходы хороши для болотистых участков и сельхозугодий. Действительно, существуют задачи, когда применение компактных машин экономически намного нецелесообразнее, чем крупногабаритные «монстры». Однако, задачи различных служб и подразделений МЧС, Минобороны РФ, Минздрава могут существенно отличаться.

ГАЗ-3409 «Бобр» — снегоболотоходный плавающий гусеничный транспортер с дизельным двигателем среднего размера (масса 3,6 тонны) производства того же предприятия идеален для МЧС и ОМОНа. Он выпускается серийно с 2006 года и не раз доказывал свою пользу. 

Но для работы в труднодоступных районах Арктики одного «Бобра» недостаточно. Там могут потребоваться как небольшие скоростные вездеходы для пресечения, к примеру, действий    преступной группы, так и мощные машины, которые могут быть использованы для транспортировки грузов больших объемов или для спасения большого количества попавших в беду людей.

 

Снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр». Фото: Военно-промышленная компания

 

«Алеут» как золотая середина

Об острой необходимости новейшего вездехода, который может занять пустующую нишу между «гигантами» и «малышами» и обеспечить группировке российских войск в Арктике необходимую мобильность, ходили разговоры очень давно. Разработчики искали «золотую середину», способную удовлетворить спрос различных служб и министерств, включая Министерство обороны России. Появление гусеничного двухзвенного снегоболотохода ГАЗ-3344-20 «Алеут» было как нельзя кстати.

Заволжский завод гусенечных тягачей уже поставил в Вооруженные силы России несколько десятков снегоболотоходов «Алеут». Все машины собраны в основном из отечественных комплектующих. Поставка «Алеутов» осуществляется в рамках двух контрактов, заключённых еще в 2017-2018 годах.

Первый предусматривал поставку ста двенадцати машин, а второй – одиннадцати. К слову, решение поставлять Министерству обороны именно нижегородские снегоболотоходы принималось не спонтанно. Серия арктических экспедиций, включая автономный переход из Тикси до архипелага Новосибирские острова, показала полное соответствие тактико-технических характеристик машины заявленным параметрам. Снегоболотоход «Алеут» прекрасно показал себя в ходе марша по ледовому покрытию моря Лаптевых. Успешно преодолев прибрежную зону протяжённостью более 2,2 тысячи километров, разработчики и изготовители «Алеута» доказали, что техника проверку в суровых условиях Арктики прошла.

Тренировались и экипажи. Ведь без их слаженных действий такой марш был бы не под силу. Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части страны до острова Котельный.

Освоение техники в войска не заставило себя ждать. Одними из первых снегоболотоходы получил Северный флот ( 80-ая отдельная мотострелковая бригада). В числе разноплановых задач «Алеутов», по массе превышающих «Бобры» более чем в 2 раза, наведение мостов и переправ для войск, совершающих марш-броски в районы выполнения учебно-боевых задач.

Эта уникальная машина обладает самым широким спектром возможностей в условиях крайне низких температур (до -50 градусов по Цельсию). По информации компании «РМ-Терекс», в состав которой входит Заволжский завод гусеничных тягачей, машины семейства имеют превосходные показатели проходимости, а среднее удельное давление на грунт составляет 0,25 кгс/кв. см. При этом угол преодолеваемого подъёма может достигать 35 градусов, угол бокового крена – 25 градусов, а минимальный радиус поворота – 10 метров.

Также особо отмечается, что снегоболотоход способен преодолевать и более сложные препятствия за счёт передачи крутящего момента двигателя на гусеницы обоих звеньев, низкого удельного давления на грунт, складывания звеньев без изменения тягового усилия и скорости, а также системы принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости.

Машина умеет плавать. Иными словами, обладает так называемой «амфибийностью». Преодоление водных преград в условиях таящих льдов – особо востребованная функция в условиях надвигающего изменения климата.

 

Снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут». Фото: Министерство обороны РФ

 

Уникальные опции арктического вездехода

Даже базовая конструкция снегоболотохода в сравнении с однозвенным обеспечивала повышенную проходимость и возможность преодоления более сложных препятствий. Арктическая версия дополнена уникальными опциями.

Модульная конструкция состоит из переднего звена (энергетического), в котором в комфортных условиях размещается до пяти человек экипажа, и заднего звена (пассажирский модуль), являющегося трансформером вместимостью до 15 человек. При необходимости он может быть оперативно переоборудован под спальный или медицинский блок, а может в условиях боя стать командным пунктом. Кроме того, в заднем звене может быть установлено любое технологическое оборудование в пределах грузоподъёмности вездехода.

Конструктивной особенностью является и силовая установка. Она построена на базе дизельного четырёхтактного двигателя серии ЯМЗ-534 жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель позволяет машине развивать скорость по шоссе до 55 км/час и преодолевать водные преграды со скоростью 3-5 км/ч. Наличие предпускового автономного подогревателя двигателя гарантирует запуск двигателя зимой, быстрый прогрев салона до комфортной для экипажа и пассажиров температуры. Наличие подобного обогрева агрегатов – суровая необходимость в условиях Крайнего Севера. Независимый дизельный воздушный отопитель позволяет обогреть пассажирский салон даже без включённого двигателя.

Ходовая часть вездехода снабжена активным приводом на все гусеницы. При этом «Алеут» легко идет и по асфальту. Торсионная подвеска создаёт уникальную плавность хода при движении по бездорожью. Связь же между водительской кабиной и пассажирским отсеком обеспечивается по переговорному устройству.

Сегодня заказчики весьма требовательны. Поэтому обеспечение необходимого уровня обитаемости для экипажей стало одним из главных требований Министерства обороны, и разработчики с ним справились. Поступившие в войска «Алеуты» доказали свою надежность. И хотя некоторые особенности внутренней компоновки арктической версии вездехода в военном варианте не разглашаются, и мы имеем доступ только к поступившей в медиа информации, общее впечатление вполне можно составить и по базовой модели.

Машину отличает великолепный обзор из кабины водителя, что безусловно влияет безопасность вождения. Дополнительный бонус – удобное кресло водителя и чрезвычайно оптимизированное управление. Автоматическая коробка передач обеспечивает динамичное вождение машины, не отвлекает от дороги, что особенно востребовано в боевой обстановке. Ведь там придется преодолевать минные поля и системы заграждения.

Оба модуля оборудованы комфортабельными посадочными местами. При необходимости второй отсек можно оперативно переоборудовать в боевой, установив вооружение.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике