Сейчас в Мурманске

21:08 1 ˚С Погода
18+

Цифровой хребет Арктики протянется от Териберки до Владивостока

Амбициозный проект по созданию трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) «Полярный экспресс» стартовал 6 августа в Териберке. 

Технологии Полярный экспресс Связь в арктике
Анжела Коляда
8 августа, 2021 | 18:17

Цифровой хребет Арктики протянется от Териберки до Владивостока
Пропускная способность ВОЛС «Полярный экспресс» достигает 104 Тб/с. Фото предоставлены автором


Амбициозный проект по созданию трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) «Полярный экспресс» стартовал 6 августа в Териберке. Общая протяженность линии связи составит 12 650 км, она объединит арктические порты – Териберку, Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Владивосток.

Заказчиком создания ВОЛС выступил Росморпорт, оператором – ФГУП «Морсвязьспутник», а генеральным подрядчиком – АО «Управление перспективных технологий».

«Полярный экспресс» – это оптоволоконный кабель из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 Тб/с. Прокладка в Арктике предполагает различные риски, включая повреждения из-за тралов и якорей, промерзание воды. Поэтому используется двубронный кабель и он укладывается с заглублением в морское дно до полутора метров. Он способен выдержать поперечную нагрузку и нагрузку на разрыв до 60 тонн.

Отправная точка «Полярного экспресса» расположена в Мурманске и Териберке. В порту Мурманска подрядчик оборудовал завод по производству оптоволоконного кабеля. Он открылся 29 июля и работает круглосуточно. Уже сейчас завод вышел на мощность 2 000 км кабеля в год, в 2022 году планируется увеличить мощность до 3 000 км кабеля. Там же в порту происходит погрузка на специализированный флот компании.

В Териберке расположилась береговая станция связи. В модулях контейнерного типа, способных выдержать температуру от -50 до +50 градусов, находится модуль систем прием-передачи и управления, аппаратура для энергообеспечения и дизель генераторы, рассчитанные на неделю автономной работы без подвоза топлива. Здесь же находится подземный люк, который скрывает начало ВОЛС – методом горизонтального направленного бурения подрядчик уже проложил первые четыре километра «Полярного экспресса».


photo_2021-08-08_19-19-37.jpg

5 августа судно-кабелеукладчик «Северная волна» вышло из порта Мурманска, чтобы 6 августа приступить к глубоководным работам в Териберке, а затем взять курс на Амдерму.


Двубронный кабель под водой уходит в Баренцево море и на первом этапе протянется до Амдермы, где уже в этом году будет создана аналогичная береговая станция. Однако по задумке «Управления перспективных технологий» она будет отличаться типом питания. Генеральный директор компании Алексей Стрельченко рассказал журналистам, что в станцию связи в Амдерме планируется обеспечить электроэнергией за счет ветрогенерации.

«Мы попробуем в Амдерме развернуть ветрогенераторы и поставим вертушки, которые станут альтернативным источником питания. Не знаю, получится или нет, если откровенно. Особенность ветростанции в том, что она будет иметь вертикальную ось вращения, и диаметр вращения будет меньше, диаметр лопастей будет порядка шести метров, – рассказал журналистам генеральный директор «Управления перспективных технологий» Алексей Стрельченко перед началом глубоководных работ в Териберке. – И в таком случае мы сможем получить необходимые 30-40 кВт, которые нам нужны для поддержания станции в Амдерме».

В 2025 году кабель будет проложен до Диксона и Тикси, где также установят станции, в 2026 году наступит очередь Певека, Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и Владивостока.

«Шесть лет для такого проекта – невероятно ударный темп. Никто в мире ничего подобного не делал», - подчеркнул Алексей Стрельченко.

За прокладку ВОЛС отвечает технический флот подрядчика из девяти единиц: два кабельных судна, два судна обеспечения, два научно-исследовательских судна, многоцелевое судно, буксир, катер для обеспечения водолазных работ. Работы про прокладке кабеля могут вестись только по чистой воде и даже ледовая проводка не может продлить сезонные работы, потому что кабелеукладчикам будет мешать шуга. Это означает, что подрядчик серьезно ограничен по времени и для безопасной работы требуются точные прогнозы.

«Перед тем, как производить развертывание линии, научно-исследовательские суда проводят изыскания, они изучают геологию по линии маршрутов, изучают глубины, рисуют профиль», – пояснил Стрельченко, добавляя, что сейчас такие работы проводятся в районе Диксона и Тикси.

photo_2021-08-08_19-19-35.jpg

Алексей Стрельченко и Андрей Куропятников солидарны во мнении о беспрецедентности проекта и его значении для развития Арктики.


Генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников в разговоре с журналистами напомнил, что на Аляске был проект Quintillion, но технические характеристики «Полярного экспресса» сложнее, и, что важно, российский проект находится на более высоких широтах.

Куропятников отметил, что «Полярный экспресс» был запущен в кратчайшие сроки после объявления о нем в ноябре 2020 года. Сейчас оператор проекта занимается поиском отечественных и зарубежных партнеров. Среди тех, кто уже проявил к нему интерес и закрепил его в виде соглашений с «Морсвязьспутником», государственная корпорация «Росатом» и МТС. По словам Куропятникова, переговоры с будущими партнерами сейчас продолжаются, включая иностранные компании от Азии до Европы и США.

Перед ВОЛС поставлен ряд задач от инфраструктурных, включая обеспечение альтернативы спутниковой связи для северных широт и развитие портовой инфраструктуры по Севморпути, до экономических, включая создание центров обработки данных в Арктике и создание самого короткого маршрута для трафика между странами Европы, Азии, Америки с минимизацией задержки при передаче информации.

Куропятников напомнил журналистам, что «Полярный экспресс» призван решить также социальные вопросы.

«Те регионы, в которые будет доходить наш кабель, требуют развития инфраструктуры в интересах населения – развертывание дополнительных сетей сотовой связи, доступ к широкополосному интернету», – пояснил он.

Еще один социальный аспект – создание рабочих мест в арктических регионах. На примере Мурманска и Териберки Стрельченко рассказал, что уже создано 85 рабочих мест на заводе по производству кабеля, четыре в Териберке и более 150 на судах.


photo_2021-08-08_19-19-34.jpg

Площадка для размещения завода выбрана в порту Мурманска, чтобы максимально сократить плечо доставки кабеля на суда-кабелеукладчики.


В будущем ВОЛС «Полярный экспресс» может помочь в развитии перспективных сетей связи в Арктике. Кроме того, один из сценариев применения систем связи, развернутых при помощи «Полярного экспресса», это применение беспилотного транспорта для добывающей отрасли в Арктике. 

«Мы уже смотрим в сторону 5G и 6G, понимая, что это будет опорной сетью для таких сетей связи», – сказал Куропятников.

Сейчас стоимость «Полярного экспресса» оценивают в 65 млрд рублей с оговоркой, что это не финальная стоимость проекта. Стрельченко акцентировал внимание, что проект финансируется из государственного бюджета.


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике