Водород из Европы пойдет в Японию по Севморпути

Транспорт и логистика Энергетика
Мария Кутузова
26 Июля, 2021 | 07:24
Водород из Европы пойдет в Японию по Севморпути
Фото Anthony Rampersad by Unsplash

Япония собирается импортировать водород по трассе Северного морского пути. Японский порт Муроран, расположенный на Хоккайдо, в северной части страны, нацелен на развитие водородной энергетики. Согласно планам, к 2030 году порт Муроран станет крупнейшим водородным хабом Японии. Поставлять так называемый «зеленый» водород, производимый на основе возобновляемых источников энергии, предполагается из Европы по трассе Севморпути через российскую Арктику. Кроме того, в планах японского правительства и региональных властей стимулирование развития водородной экономики и соответствующих промышленных мощностей с использованием уже существующих производственной базы, логистических мощностей и портовой инфраструктуры. В Муроране расположены сталелитейные мощности компании Nippon Steel.

Manuel Cosentino by by Unsplash
  Министерство транспорта Японии не так давно одобрило план реконструкции порта на территории нефтебазы закрытого еще в 2014 году нефтеперерабатывающего завода (мощностью в 180 тыс. баррелей в сутки) компании Eneos. В 2019 году нефтебаза прекратила перевалку сырой нефти и продуктов нефтехимии. Долгосрочная трансформация порта Муроран в крупнейший водородный центр, куда будут стекаться поставки импортируемого в страну водорода, рассчитаны до 2050 года. Помимо сталелитейной промышленности «зеленый» водород предполагается использовать в качестве топлива при производстве электроэнергии и в судоходстве.
Муроран рассматривает возможности арктических поставок водорода из Европы по трассе Северного морского пути, планируя использовать возможности портовой инфраструктуры для приема крупных океанских судов, а также его географическую близость к России. Как сообщает информационное агентство Argus, в мае этого года Муроран подписал соглашение о сотрудничестве в области водородной энергетики с шотландским портом Абердин (нефтяной столицей Великобритании). В настоящее время центр североморской нефтедобычи рассчитывает стать одним из главных британских хабов по производству экологически чистых источников энергии: ветроэнергетики и водородной промышленности. Уже в ближайшей перспективе здесь предполагается наладить экспортные поставки «зеленого» водорода.
Транзит по трассе Северного морского пути поможет сократить расстояние для экспортируемого из Европы в Японию водорода на 40%. Севморпуть не несет угроз региональных конфликтов и пиратства по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, Малаккский пролив, Аденский залив и Южно-Китайское море, считает японское министерство транспорта. Согласно собранным японцами спутниковым данным с привлечением космического агентства Jaxa, количество коммерческих судов, которые отправились на восток в Азию или на запад в Европу через российскую Арктику, в течение прошлого года выросло более чем на 50% до 133 единиц по сравнению с 87 в 2019 году. Транзит нефтеналивных танкеров, танкеров-химовозов и грузовых судов по трассе СМП вырос более чем в два раза. Один из таких танкеров заходил в японский порт Кусиро на Хоккайдо в сентябре прошлого года. Японские власти отмечают значительные объемы сжиженного природного газа, поставляемого проектом «Ямал СПГ» (17,4 млн т за год). Как отмечают в крупнейших нефтегазовых компаниях мира, производство водорода и организация его поставок – бизнес, во многом сходный с СПГ.
037-4912.jpg
Фото Сергей Карпухин

  Водородная стратегия Мурорана предполагает создание мощностей по хранению импортируемого, а также производимого компанией Eneos на внутреннем рынке водорода в объемах 90 тыс. т. Затем его планируется поставлять по трубопроводам местным потребителям, а также использовать для производства синтетического метана. Кроме того, водород может быть доставлен в другие районы потребления (район Токио) на грузовиках или прибрежных судах, а также экспортирован в другие страны Азии. Предполагается организация операций по бункеровке судов водородным топливом. Городские власти Мурорана привлекли 31 компанию из различных отраслей с целей развития водородной стратегии порта, среди участников «водородного комитета» города Eneos, Nippon Steel, судоходные компании NYK Line, K Line и Mitsui OSK Lines, автоконцерн Toyota Motor, сырьевой трейдер Marubeni, а также коммунальные предприятия Hokkaido Electric Power и Hokkaido Gas.
Япония нацелена на сокращение использования углеводородного сырья. Японский рынок ориентирован на развитие водородной энергетики и возобновляемых источников энергии, а также на использование водорода на крупном наземном и морском транспорте. Помимо Мурорана водородные хабы должны появиться в других японских портах, среди крупнейших – Иокогама и Кобе, где будет создана соответствующая инфраструктура.
Россия в настоящее время разрабатывает собственную стратегию в области водородной энергетики. Мощности по производству водорода уже в ближайшей перспективе могут появиться как в российской Арктике, так и на соседнем с Японией острове Сахалин. Короткое транспортное плечо сделает отечественные водородные поставки гораздо более конкурентоспособными по сравнению с водородом европейских или ближневосточных экспортеров.

***
Мария Кутузова, специально для GoArctic
далее в рубрике