Сейчас в Архангельске

18:06 ˚С
6+

Восточный вектор Арктики

Северный морской путь
Мария Кутузова
12 октября, 2022, 14:09

Восточный вектор Арктики
Фото: Vladislav Klapin / Unsplash


В системе международных отношений для России в последние годы произошли существенные изменения. Попытки ценового регулирования поставок нефти, газа и угля со стороны ряда западных стран не смогут значительно ограничить российский экспорт. Россия обещает полностью выполнять контракты, но отказывается от поставок в ущерб себе, переориентируя их на Восток. Роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона для экономики РФ существенно выросла. Арктика и восточные регионы России становятся все более значимыми поставщиками энергоресурсов в АТР. 

Особая роль в этой связи отводится поставкам по Северному морскому пути. В ходе ВЭФ анонсировано увеличение грузового трафика по СМП более чем в шесть раз. Российское правительство не так давно утвердило план развития Севморпути на 1,8 трлн рублей до 2035 года. Предполагается расширение возможностей железнодорожных поставок за счет дальнейшего развития БАМа и Транссиба. 


Кузнецов Никита niku2091000172.jpg

Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


Сотрудничество на Крайнем Севере

По словам посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председателя комитета старших должностных лиц Арктического совета Николая Корчунова, в последнее время растет актуальность обеспечения устойчивого судоходства в Арктике, развития Северного морского пути. Российская Федерация заинтересована в углублении взаимодействия в рамках совместных инфраструктурных проектов, а также в области энергетики, включая безуглеродную. «В числе ключевых направлений сотрудничества с нашими восточными партнерами важное место занимают вопросы природоохранной и климатической повестки, включая проблематику деградации вечной мерзлоты, сохранения биоразнообразия. По мере развития азиатских рынков повышается роль арктического региона, богатого стратегически важными ресурсами и материалами, востребованными для глобального энергоперехода», – отметил Корчунов, выступая в рамках мероприятий Восточного экономического форума.

Устойчивое развитие Арктики также является одной из целей стратегии Китая в этом регионе. По словам исполнительного декана Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь, целью Китая в арктическом регионе является вовлечение правительств стран региона в совместную деятельность. «Для Китая Арктика постепенно приобретает все большее значение. Климатическая система региона очень чувствительна к любым изменениям и оказывает влияние на климат северных районов КНР. У нас есть обширный опыт в совместных исследованиях в этой сфере, мы бы хотели использовать это преимущество. Таяние льдов становится все более и более значимым фактором», – считает китайских ученый.

По мнению Хиде Сакагучи, президента Научно-исследовательского института океанической политики при Фонде мира Сасакавы, одним из приоритетных направлений для совместной научной работы России и Японии является развитие водородной энергетики. «Нам хочется жить в устойчивом мире. Именно поэтому нам нужно преодолеть те проблемы, которые сейчас стоят перед людьми, живущими в Арктике. Их не преодолеть без сотрудничества с Россией», – отметил ученый. Как подчеркнул профессор кафедры бизнеса, истории и социальных наук Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен, выступая на ВЭФ, России необходимо проводить диверсификацию, – именно этим обусловлены ее действия в сфере развития сотрудничества с Китаем. «Разворот Российской Федерации на Восток ощутим и в Арктике. Страны Запада накладывают санкции на Россию, при этом теряя объемы поставок из РФ. Что касается Арктики, мы хотим вынести сотрудничество с Москвой за пределы геополитики. Арктика – точка соприкосновения, точка сотрудничества», – отметил Дизен.

Согласно выводам совместного исследования центра ITI и Фонда Росконгресс, одним из возможных векторов развития сотрудничества РФ и Китая может стать включение Северного морского пути в инфраструктуру Ледового Шелкового пути КНР с «сопряжением с действующими сухопутными маршрутами Евразии, что открывает значительное пространство для взаимодействия с китайскими регионами и компаниями на ближайшие десятилетия».

Уже сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации. По данным ITI, по итогам 2021 года Россия стала ведущим импортером в КНР в категориях: энергоносителей (совокупно уголь, природный газ, нефть и нефтепродукты) – с долей в 13%, лесоматериалы – 16,7%, удобрения – 28%, мороженая рыба – 29,6%. Исследовательский центр называет РФ ведущим поставщиком в Китай электроэнергии, а также других сырьевых и несырьевых товаров.  


39802506193_a982a5d031_k.jpg

Фото: Bruno Jargot / Flickr / CC BY 2.0


Оценки развития СМП

По информации «Росатома», главной задачей госкорпорации в Арктике является круглогодичная навигация по Северному морскому пути с декабря 2024 года. В заявленных планах на текущий год – перевозка по СМП 36 млн тонн различных грузов, но уже к 2024 году они могут возрасти до 90 млн тонн, а к 2030 году приблизиться к 216-220 млн тонн. Что касается экспорта энергоносителей, основными грузоотправителями в Арктике пока остаются «Ямал СПГ», а также нефтяные проекты и терминалы: Приразломное, Новый порт и Варандей, хотя последние традиционно были ориентированы на поставки в западном направлении. 

Согласно озвученным планам, перевозки сжиженного природного газа по СМП могут возрасти до 35,5 млн тонн, а нефти – до 36,7 млн тонн. Первая очередь «Арктик СПГ 2», нового проекта компании «НОВАТЭК», может быть запущена в эксплуатацию в декабре 2023 года, вторая стартует в 2024 году, а третья заработает в 2026 году. По информации GIIGNL, в 2021 году Россия экспортировала 29,6 млн тонн СПГ: на долю нашей страны пришлось 8% на мировом рынке сжиженного природного газа. Сегодня РФ находится на четвертом месте в глобальном рейтинге экспортеров СПГ после Австралии (78,5 млн т), Катара (77 млн т) и США (67 млн т). 

По словам заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, экспортные потоки, которые развернулись в восточном направлении, создают и новые вызовы, и новые возможности. Новые вызовы связаны с необходимостью большего развития транспортных магистралей, Северного морского пути. «Новые возможности связаны с большей интенсивностью работы с дружественными странами, особенно по направлению развития технологий», – отметил вице-премьер.

Несмотря на санкции, по мнению Юрия Трутнева, Восточный экономический форум свидетельствует о желании инвесторов финансировать российские проекты: бизнес хочет строить и запускать новые предприятия, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. В рамках ВЭФ было подписано 260 инвестсоглашений на общую сумму в 3,2 трлн рублей. По мнению участников Восточного экономического форума, сферы, требующие первоочередного внимания и финансирования со стороны государства на Дальнем Востоке и в Арктике – это, прежде всего, образование, транспорт и инфраструктура, а также развитие цифровых технологий, туризма, здравоохранения и спорта. 


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике