Сейчас в Архангельске

12:12 20 ˚С Погода
18+

Заместитель генерального директора «Росатома» рассказал об истории и развитии Северного морского пути

Вячеслав Рукша в интервью ИАА «ПортНьюс»: «Значение Севморпути всегда выходило за рамки экономики»

Северный морской путь История Атомные ледоколы Росатом Трансарктический транспортный коридор
29 июля, 2025, 20:22
Заместитель генерального директора «Росатома» рассказал об истории и развитии Северного морского пути

Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto


Заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслав Рукша, – один из самых опытных экспертов в вопросах развития арктического судоходства, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал об истории, становлении и развитии СМП: от идеи и первых арктических экспедиций до атомных ледоколов и Трансарктического транспортного коридора.


Вячеслав Владимирович Рукша, по его словам, всю жизнь занимался развитием судоходства в Арктике. Он родился в 1954 году, учился в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. адм. С.О. Макарова. Занимал должности советника президента ОАО «Российские железные дороги», руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, первого заместителя министра транспорта РФ, генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство». С момента создания структуры в 2008 году и её вхождения в Госкорпорацию «Росатом» – генеральный директор ФГУП «Атомфлот». В 2018 году назначен заместителем генерального директора – директором Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом».


В интервью Вячеслав Рукша отметил, что значение Севморпути всегда выходило за рамки экономики, относясь к вопросам инфраструктуры, социального развития и обороноспособности. И за пять столетий СМП прошёл через несколько ключевых этапов становления.


Этапы становления СМП

Впервые в ближайшей истории значение СМП резко возросло после поражения российского флота в Цусимском сражении в 1905 году. Поражение заставило правительство действовать, и в 1908 году были заложены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», которые в 1915 году впервые прошли Северный морской путь с востока на запад, как единую трассу, в рамках Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Ещё одним стратегическим этапом, по мнению Вячеслава Рукши, стало строительство незамерзающего арктического порта Мурманск, начатое в 1914–1916 годах. Мурманск открыл России прямой выход в Мировой океан.

Следующие важные этапы произошли уже в советский период. Перед Второй мировой войной, после захвата Японией Маньчжурии, возникла угроза работе Транссибирской магистрали. В итоге было создано Главное управление СМП, обладавшее статусом министерства и подчинявшееся напрямую правительству СССР. А поворотный момент в истории Северного морского пути, как отметил нынешний глава Дирекции СМП, – это постановление 1953 года о разработке арктического ледокола с ядерной энергетической установкой, что решило вопрос обеспечения беспрепятственного перемещения в тяжелых арктических льдах в любое время и в любом направлении.

Но становление СМП как регулярного транспортного пути произошло уже в 1970–1980-х годах, и связано оно с Норильским металлургическим комбинатом. Вячеслав Рукша отметил, что, по мере роста мощностей комбината увеличивался объем его продукции, и за летнюю навигацию ее перевозить не успевали. Тогда появилась необходимость наладить круглогодичную транспортную систему от Дудинки до Мурманска, для этой задачи построили серию атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 1052) и заказали грузовые суда ледового класса в ГДР и Финляндии.

А следующий качественный рывок в «судьбе СМП» произошел уже в 20 веке, когда обязанности по его курированию передали госкорпорации «Росатом».


Новые задачи

Когда СССР распался, в 1990-е для атомного флота настало тяжелое время, но уже в 2000 году на борту ледокола «Россия» прошло знаковое для атомного флота и СМП совещание с участием президента РФ Владимира Путина, итогом которого стали конкретные поручения по развитию СМП как стратегического направления для экономики страны. По словам Вячеслава Рукши, для выполнения поручения потребовалась разработка проекта атомного ледокола нового поколения, и через семь лет работы, в 2007 году, был завершен технический проект.

Но первым суда-экспрессы ледового класса Arc-7 успел построить «Норникель» для своих задач, – что сократило потребность в атомных ледоколах и побудило искать для них «другую работу». Такой работой стало создание в 2010-м новой ледокольно-транспортной системы вывоза сжиженного природного газа (СПГ) с производства на базе Южно-Тамбейского месторождения газа в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО – Ямале) – проекта «Ямал-СПГ». Вячеслав Рукша уточняет, что как только в 2011 году проект «Ямал-СПГ» получил подтверждение в правительстве, стало возможным доказывать в Минфине и Минэкономразвития необходимость постройки ледоколов проекта 22220. И для решения поставленных задач Рукша был приглашен возглавить ФГУП «Атомфлот».

Сейчас «Балтийский завод» строит серию из шести ледоколов проекта 22220. Исходя из актуальных потребностей обеспечения грузопотока на СМП (а его поддерживают: рост задач «Норникеля», арктические проекты «Новатэка», крупный проект «Восток Ойл» и необходимость замены старых ледоколов), – строительство пятого и шестого серийных ледоколов, по словам Вячеслава Рукши, надо завершить, а вот решение о строительстве седьмого и восьмого ледоколов проекта 22220 следует принимать не раньше 2026 года. Масштабирование арктических проектов может потребовать в будущем усиления ледокольной группировки. Но при этом не обязательно повышать тариф на ледокольную проводку судов, – он и так достаточно эффективен.


Перспективы

В Арктике развивается и строительство атомных плавучих энергоблоков (ПЭБ), есть идеи создания гражданского грузового флота с ядерными энергетическими установками. Вячеслав Рукша выразил мнение, что вполне реально первыми спроектировать атомные суда для перевозки сжиженного природного газа. А вот использование «азиподов» в арктическом судоходстве Вячеславу Рукше представляется неэффективным.

«Росатом» с 2018 года занимается Северным морским путем как инфраструктурный оператор. За прошедшее время к «старым» проектам компаний «Норникель», «Газпром нефть», «Новатэк» добавились новые – проект «Роснефти» «Восток Ойл», предприятия на базе Баимской рудной зоны, Сырадасайского месторождения. И актуальными задачами на СМП Вячеслав Рукша назвал обеспечение вывоза экспортной продукции проектов арктической зоны и формирование Трансарктического транспортного коридора, основным элементом которого является СМП – это новый этап в его современной истории.

«Русская история освоения Северного морского пути – от идеи северо-восточного прохода до Трансарктического транспортного коридора в XXI веке – в этом году насчитывает 500 лет. Вписанная в века, история СМП, как неотъемлемая глава всей истории России, не завершается, а только начинает стремительно разворачиваться в глобальном мировом пространстве», – резюмировал заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслав Рукша.

Подробности интервью – в материале ИАА «ПортНьюс».




далее в рубрике