Американская миссия в Арктику и китайские покупки в Канаде

Нероссийская Арктика Полезные ископаемые
Денис Ивановский
7 Декабря, 2020, 16:54
Американская миссия в Арктику и китайские покупки в Канаде
Фото: Nick Ameen/ U.S. Coast Guard

 

Впервые за сорок лет США отправятся на ледоколе в Арктику

Впервые за четыре десятилетия американский тяжёлый ледокол отправился в зимнюю экспедицию к северу от Полярного круга. Последний такой поход береговая охрана США организовывала в 1982 году.

Миссия не была запланирована и стала возможной в связи с пандемией коронавируса. Американский национальный научный фонд сократил штат сотрудников на станции Мак-Мердо в Антарктиде, уменьшив шансы на проникновение туда COVID-19. Спрос на необходимое оборудование и продовольственные запасы для научно-исследовательской станции сократился, тем самым освободив от ежегодного зимнего путешествия на юг американский тяжёлый ледокол «Полярная Звезда». Вместо этого судно отправится в экспедицию на Крайний Север.

Известие об изменении планов экипаж «Полярной Звезды» получил лишь в конце октября. Сразу же началась подготовка трёхмесячной экспедиции в Арктику. Командир судна капитан Уильям Войтра хорошо знаком с Заполярьем – с 2014 по 2016 год он работал на среднем ледоколе, который совершил пять арктических миссий. Высокий спрос на арктические исследования позволил офицеру Уильяму Войтре вернуться на Крайней Север, но уже на тяжёлом ледоколе.

В первую очередь, в рамках миссии экипаж «Полярной Звезды» будет работать в исключительной экономической зоне Соединённых Штатов и территориальных морей арктического побережья Аляски – в море Бофорта и Чукотском море.

Миссия будет носить полувоенный характер. Две её основные цели – мониторинг местности и моделирование конфликтных ситуаций в морях, связанных с нарушением норм международного морского права. В экспедиции примут участие сотрудники береговой охраны, которые получат опыт работы в условиях арктической зимы, а небольшая группа учёных на «Полярной Звезде» проведёт ряд экспериментов.

 

Фото: David Mosley / U.S. Coast Guard

 

«Предстоящая миссия – прекрасная возможность для береговой охраны подготовиться к трудностям, связанным с работой в регионе. По мере того, как мы будем строить новые полярные судна, у нас будут возможности для выполнения таких миссий всё чаще. Это первый шанс начать подготовку военнослужащих, которые в один прекрасный день будут командовать и управлять новыми ледоколами, которые планируется ввести в строй в следующем десятилетии», – заявил капитан Уильям Войтра.

Впервые американская береговая охрана отправится в арктическую экспедицию зимой – ранее все военные и исследовательские операции осуществлялись поздней весной или летом. Кроме того, большую часть суток в это время будет темно.

«Полярная Звезда» была построена в 1976 году и до сих пор находится в эксплуатации. После масштабной реконструкции в 2013 году судно способно пробивать лёд толщиной 6,3 метра. Береговая охрана США, которой принадлежит ледокол, планирует потратить ещё 75 миллионов долларов в течение следующих пяти лет, чтобы продлить срок службы судна.

Напомним, что новый американский тяжёлый ледокол ожидается в 2024 году, а «Полярную звезду» выведут из эксплуатации в 2029 году, когда, по планам Вашингтона, на воду спустят второй тяжёлый ледокол.

 

У Китая возникают проблемы с покупкой арктического рудника в Канаде

У китайской золотодобывающей компании Shandong Gold Mining Co возникли сложности с приобретением рудника в арктической Канаде. Сделка между китайской и канадской компаниями проходит проверку безопасности, что может вовсе изменить условия покупки Пекином рудника.

Процесс проверки был запущен в конце ноября, когда кабинет министров Канады распорядился пересмотреть условия соглашения с китайской Shandong Gold о поглощении канадской добывающей корпорации TMAC Resources, которая управляет шахтой «Бухта Надежды» на самой северной и стратегически важной канадской территории Нунавут. Сумма сделки до запуска проверки со стороны кабинета министров Канады оценивалась в 177 миллионов долларов.

Канадская сторона не указала, как долго будет осуществляться пересмотр сроков, однако окончание этого процесса ожидается к концу первого квартала 2021 года, когда и будет принято итоговое решение по сделке.

 

untitled-3.jpg

Шахта «Бухта надежды» (Hope Bay). Фото: Alex Buchan/TMAC

 

Пересмотр условий проходит на фоне дипломатически сложных отношений между Китаем и Канадой. Конфликт между странами разгорелся в 2018 году, когда финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу был арестован в Ванкувере по запросу властей США об экстрадиции по подозрению в нарушении санкций США против Ирана. Вскоре бывший канадский дипломат Майкл Ковриг был задержан Пекинским бюро государственной безопасности Китая. С тем пор моховик противоречий между странами лишь раскручивался, затронув в том числе и совместные арктические проекты.

Напомним, что решение о продаже канадской компанией TMAC Resources золотодобывающего рудника было принято ещё весной 2020 года. В мае стороны заявили об «окончательном соглашении» по продаже рудника, однако на пути встали бюрократические и политические трудности. Кроме того, недовольны принятым решениям остались и коренные народы арктической Канады – инуиты. Канадская ассоциация инуитов полагает, что агрессивное освоение северных земель Китаем приведёт к полному опустошению территорий.

далее в рубрике