Ледокольный флот Японии

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
25 Апреля, 2021, 15:48
Ледокольный флот Японии
Фото: Сергей Аносов, GeoPhoto

Япония строит новый ледокол

Японский Морской научно-исследовательский институт (JAMSTEC) в 2021 году приступит к строительству ледокола для проведения исследований в Арктике. Последние несколько лет большая часть работы центра была посвящена кабинетным исследованиям Заполярья.

В первую очередь, будущий ледокол хотят использовать в научно-исследовательских целях. Больше всего Японию волнуют исследования процессов таяния ледников и изменения экосистемы Северного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей, так это напрямую влияет на климат японских островов.

Ожидается, что исследовательское судно будет такого же размера, как и ледокол Shirase, который Японские морские силы самообороны отправляют в антарктические экспедиции. Новый ледокол массой 13 тысяч тонн сможет проходить лёд толщиной 1,2 метра. При этом в зимние периоды в доступной для Японии части Северного Ледовитого океана толщина льда может достигать 1,8 метров.

Ледокол по предварительному подсчёту обойдётся японскому бюджету в 306 миллионов долларов. Научный центр надеется, что новое судно позволит японским исследователям достичь Северного полюса и организовать там зимние наблюдения, которые ранее страной никогда не проводились. Для исследований учёные смогут задействовать размещаемые на палубе вертолет и беспилотник, а также автономный подводный аппарат. На борту разместится команда и научный персонал в количестве 99 человек.

Сроки спуска ледокола на воду пока неизвестны. В настоящее время у Японии в активе один ледокол Shirase, который был спущен на воду в 2009 году. Тогда же он совершил свой первый рейс в Антарктиду. До судна Shirase Япония владела тремя ледоколами, которые сейчас превратились в музеи. Новое судно станет первым ледоколом, предназначенным исключительно для арктических исследований.



Японский ледокол Shirase. Фото: Wikimedia Commons


Интернет объединит Азию и Европу через Арктику

Стали известны подробности международного проекта Arctic Connect, в рамках которого по дну Северного Ледовитого океана протянут 11 тысяч километров оптоволоконного кабеля. Он соединит северные страны Европы с Азией с помощью высокоскоростного интернета. Если всё пойдет по плану, строительство амбициозного проекта начнётся уже в следующем году.
Проектом занимается норвежская сетевая компания Bredbandsfylkelt AS, финская Cinia Alliance и российская компания «Мегафон». Впервые о проекте стало известно в 2019 году, Первые морские изыскания для этого проекта начались в августе 2020 года и завершились в ноябре 2020 года. 

Уже запустили процесс предварительной оценки мощности, которую смогут получать потребители вдоль запланированного маршрута. Сейчас разрабатывается маршрут с учётом всех особенностей региона. Кабель пойдёт из северных городов Китая и Японии в Киркенес (Норвегия), а также охватит российские города Владивосток и Мурманск. Команда проекта также закладывает возможность подключения к проекту Аляски и северных территорий Канады.

Продумано и информационное обеспечение проекта. Так, предоставляемый доступ к интернету будет разделён на азиатскую (куда включена Россия) и европейскую части, что, во-первых, создаст разветвлённую сеть доступа к интернету, во-вторых, решит вопросы безопасности доступа, так как разветвления в каждый регион будут независимы друг от друга.

Такой транснациональный проект позволит создать цифровую инфраструктуру, соединив Азию и Европу. Причём это соединение будет осуществляться по кратчайшему пути, что положительно скажется на качестве инфраструктуры. Кроме того, арктический оптоволоконный кабель сделает интернет менее уязвимым, так как будет проходить через наиболее безопасную зону. Ориентировочная стоимость проекта Arctic Connect составляет 1,1 миллиарда долларов США.



Фото: Arctic Connect


Саммит послов арктических стран

После международной парламентской конференции по Арктике 22 апреля в норвежском Будё состоялась сессия послов арктических держав. Также в заседании приняли участие представители Европейского Союза. 

Каждый представитель рассказал об арктических приоритетах своего государства, а также пытался обозначить точки соприкосновения для сотрудничества в рамках двусторонних и многосторонних отношений.

С точки зрения практических решений сессия послов была не столь продуктивной, как предшествующая ей парламентская конференция. Представители вели дискуссию в дружелюбном русле, рассказывая о важности Арктики и подчёркивая исключительную роль международных соглашений по климату.

Итогом мероприятия стал декларативный документ, подчёркивающий роль сотрудничества в Арктике, однако какой-то дорожной карты представлено так и не было.

далее в рубрике