Научная деятельность Швеции в Арктике

Нероссийская Арктика Наука
16 Июня, 2021, 11:50
Научная деятельность Швеции в Арктике
Шведская арктическая станция Тарфала.



Часть территории Швеции располагается за Полярным кругом. Шведская Лапландия, состоящая из двух самых северных округов, Вестерботтен и Норрботтен, считается арктической территорией страны. Этот регион составляет около трети всей территории государства, при том что проживает здесь чуть больше полумиллиона жителей (всего в Швеции больше 10 млн населения).

Большинство крупных городов Швеции, включая Стокгольм, Гётеборг, Уппсалу и Мальмё, расположены на юге страны. В Кируне же (это самый северный город шведской Арктики) в декабре 2019 года проживало 22 906 жителей.

Город Лулео также является частью шведской Арктики. Благодаря сотрудничеству на региональном, национальном и международном уровнях, есть все шансы превратить Лулео в значимого участника арктических исследований. Технологический университет Лулео имеет арктический профиль с многолетними исследованиями, связанными с холодным климатом в таких областях, как строительство, возобновляемые источники энергии, горнодобывающая промышленность, технологии природных ресурсов и здоровье.

Швеция уделяет большое внимание научным исследованиям в Арктике. В результате продолжительных многолетних (в некоторых случаях до ста лет) измерений и исследований, Швеция внесла серьёзный вклад в глубокое понимание изменения климата в мире.

На севере Швеции находится несколько станций климатических исследований, включая атмосферный радиолокационный комплекс, и полевые станции, способные проводить мониторинг ледников и исследования вечной мерзлоты.  Как и остальная часть Циркумполярного Севера, арктическая территория Швеции сталкивается с последствиями глобального потепления и увеличением количества осадков.

Изменение климата делает саамскую культуру и промышленность на этих территориях особенно уязвимыми, поскольку они традиционно связаны с окружающей природной средой. Арктическая стратегия Швеции направлена на помощь в адаптации коренного населения к меняющемуся климату.

В северной Швеции расположены станции Абиско и Тарфала, играющие важную роль в общемировых экологических исследованиях.

В 1902 году в 35 километрах от поселения Абиско был куплен небольшой дом, который использовался в качестве исследовательской станции. После того как в 1910 году станция была уничтожена пожаром, в Абиско был построен улучшенный исследовательский центр, где с 1913 года начались метеорологические и естественнонаучные наблюдения.  Новая станция представляла собой деревянное здание, которое использовалось до 1970 года. Вплоть до конца Второй мировой войны исследования проводились в относительно примитивных условиях. Однако позже станция была расширена, а оборудование модернизировано.

Сегодня станция располагается примерно в двухстах километрах к северу от Полярного круга в природном заповеднике и принадлежит Шведскому секретариату полярных исследований. Секретариат полярных исследований, основанный в 1984 году, координирует и продвигает шведские полярные наблюдения. Главная задача – организация и поддержка исследовательских экспедиций в полярные регионы и управление инфраструктурой. Полярные исследования играют ведущую роль в изучении проблемы изменения климата и влияния этого процесса на окружающую среду. Они проводятся в основном в Арктике и Антарктике, но также исследуются приполярные и горные районы Швеции. 


 Абиско


Исследовательская станция Тарфала (см. фото заставки), управляемая кафедрой физической географии Стокгольмского университета, расположена на высоте 1130 м над уровнем моря в горах на севере Швеции. Исследовательские работы в этой местности начались в 1946 году. Тогда в качестве базового лагеря использовалась простая туристическая хижина. Уже в начале 1960-х годов станция начала принимать студентов и учёных из разных стран. Сегодня научно-исследовательская станция Тарфала – современный научный объект, где проводятся исследования связи между климатом и таянием ледников, а также ведутся наблюдения, связанные с вечной мерзлотой, гидрологией и метеорологией.

***

Промышленность Швеции зависит от работающего круглый год судоходства, чтобы иметь возможность производить и экспортировать товары. Учитывая географическое положение страны и транспортную протяжённость, ледоколы – важная составляющая, позволяющая инфраструктуре Швеции функционировать полноценно.

Первые шведские ледоколы находились в частной или муниципальной собственности и использовались для поддержания работы крупных портов. Самым первым был ледокол, спущенный на воду на верфи Линдхольмена в 1883 году, чтобы сохранить порт Гётеборг незамерзающим даже в самые суровые зимы. Судно могло ломать лёд толщиной до 60 см. В 1895 году Швецией использовался ледокол II, так называемого шведского типа. Носовая часть корабля была спроектирована по принципу шведской канонерской лодки, которая оказалась хорошо приспособленной для ходьбы по льду. Отличие от более ранних версий заключалось в том, что у новых шведских ледоколов были более  острые вогнутые линии в носовой части. Благодаря своей эффективности, новые ледоколы вскоре полностью заменили более ранние версии. В начале 2000-х годов шведский принцип стал основой для проектирования ледоколов по всему миру. Ледокол II обладал достаточной мощностью для того, чтобы использовать его в открытом море. Поэтому вскоре такие судна стали управляться государством и использовались уже за пределами Стокгольма.

Сегодня на службе у страны находится пять ледоколов. «Атле» (1974 г.), «Фрей» (1975 г.) и «Имер» (1977 г.) построены для оказания помощи торговым судам во льдах Балтийского моря и Ботнического залива. Ледокол «Эль» построен в 1973 году специально для озера Венерн. Ледокол «Оден» -- ведущее исследовательское судно в полярных экспедициях (1988 г.). Ледоколы содержатся в хорошем состоянии. Но, несмотря на то, что они несколько раз модернизировались, корабли начинают устаревать. В планах руководства страны обновить ледокольный флот к 2030 году.

В  шведских полярных исследованиях часто принимает участие ледокол «Оден». Ледокол был построен в 1988 году для Морской администрации Швеции и назван в честь бога Одина. Первоначально предназначался для расчистки прохода через льды Ботнического залива для грузовых судов, позднее был модифицирован для использования в качестве исследовательского судна. Корабль укомплектован пятнадцатью членами экипажа. Достаточно вместителен для перевозки лабораторного оборудования и восьмидесяти пассажиров. Имеет собственный вертолёт.

С 1991 года Шведский секретариат полярных исследований проводит исследовательские экспедиции в полярных регионах с использованием «Одена». 7 сентября 1991 года ледокол стал первым судном с неатомным двигателем, достигшим Северного полюса. С тех пор «Оден» был на Северном полюсе ещё семь раз. Ледокол также принимал участие в антарктических экспедициях под эгидой совместных шведско-американских исследований.

Определённая «гибкость» «Одена» с его оборудованием, научными лабораториями и глубоководными лебёдками позволяет исследователям в самых разных областях использовать судно в соответствии с их конкретными задачами и целями. Судно с большим успехом используется в морской геологии, океанографии, экологических исследованиях и исследованиях атмосферы в Арктике и Антарктике.

«Оден» необычайно маневрен на тяжёлом льду благодаря особой конструкции с квадратной носовой частью, особой форме корпуса, ледовым ножам, гребным винтам с насадками и крупногабаритным рулям. Подруливающие устройства на носу распыляют струи воды, чтобы уменьшить трение судна о лёд, а раскачивание судна из стороны в сторону ещё больше увеличивает способность перемещаться по льду.

Четыре двигателя развивают мощность 245000 л.с. Два гребных винта с соплами 4,5 метра диаметром предназначены для того, чтобы справляться с ледовой нагрузкой полярных океанов.

Научное оборудование на ледоколе может быть настроено для каждой исследовательской экспедиции и включает в себя лаборатории, в том числе размещённые в контейнерах, морозильных камерах и контейнерах для хранения. Исследовательские лаборатории подготовлены для водоснабжения, канализации, сжатого воздуха и электричества.

Постоянное оборудование включает в себя вытяжные шкафы, систему чистого воздуха, холодильник, морозильную камеру, газовые линии и систему забора забортной воды. Многолучевой эхолот позволяет отображать дно океана в 3D.

Во время экспедиций непрерывно собираются навигационные и метеорологические данные, которые хранятся на компьютерных серверах судна и предоставляются исследователям во время и после экспедиций.


 Ледокол "Оден"


Швеция входит в состав Арктического совета -- ведущего международного форума, способствующего сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными народами Арктики по общим вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды в северном полярном регионе. Совет был создан в 1996 году, помимо Швеции в него так же входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и США.

Сегодня Швеция реализует меры по значительному сокращению глобальных выбросов парниковых газов в атмосферу. В июне 2017 года страна представила амбициозную программу климатической политики, целью которой является достижение нулевых выбросов парниковых газов к 2045 году. Общая цель – обеспечить определённый порядок и преемственность климатической политики страны независимо от состава правительства. 

С 2018 года Швеция является членом SIOS (Svalbard  Integrated  Arctic  Earth Observing System). SIOS – это региональная система наблюдений для долгосрочных измерений на Шпицбергене, направленных на решение вопросов науки о Земле. Организация объединяет наблюдения в согласованную и интегрированную программу наблюдений, которая будет поддерживаться в течение длительного периода. В рамках SIOS исследователи разных стран могут сотрудничать при пользовании инструментами, сборе данных и решении вопросов, которые не были бы достаточно эффективно решены при самостоятельных исследованиях.

Объединяя различные типы наблюдений и исследуя их влияние друг на друга, SIOS позволяет по-новому взглянуть на роль Шпицбергена в экологическом состоянии планеты в целом. 

SIOS фокусируется на процессах и их взаимодействии в различных сферах (биосфера, геосфера, атмосфера, криосфера и гидросфера). Общая цель участников консорциума – создать совместную и прозрачную исследовательскую инфраструктуру, которая даст более точные оценки будущих изменений окружающей среды и климата в Арктике.

Швеция также входит в состав Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) наряду с Россией, Данией, Исландией, Норвегией и Финляндией, а также комиссией Европейских сообществ. Совет был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия вышеперечисленных стран в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения многостороннего сотрудничества в области торговли, науки и техники, экономики, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

Шведское агентство по охране окружающей среды (Swedish EPA) участвует в рабочей группе по окружающей среде СБЕР, которая работает над улучшением окружающей среды в регионе вместе  с представителями Норвегии, Финляндии и России. В состав агентства входят несколько рабочих групп. Миссией Рабочей группы по контролю за загрязнениями является помощь в уменьшении загрязнения окружающей среды Арктики. Это достигается с помощью поощрения национальных мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду -- например, путём разработки пилотных проектов, а также через обмен информацией и знаниями.

Рабочая группа по экологическому мониторингу и оценке отслеживает и оценивает состояние окружающей среды в Арктике с точки зрения изменения климата, загрязнения и здоровья человека. Тенденции, воздействия, источники и маршруты переноса загрязнений документируются, а воздействие на человека и экосистемы оценивается.

Рабочая группа по арктической флоре и фауне работает с биоразнообразием в Арктике. Производятся обширные базовые данные, включая состояние и тенденции биоразнообразия Арктики, среды обитания и здоровья экосистем. Группа координирует мониторинг флоры и фауны, оценивает и сообщает результаты, а также даёт рекомендации лицам, принимающим решения, на основе имеющихся знаний.

Как одно из арктических государств, Швеция планирует усилить участие страны в Арктике и внести свой вклад в мирное и устойчивое развитие. В арктической стратегии на несколько ближайших лет особое внимание уделяется научной станции Абиско как важной логистической платформе, когда речь идёт об экологических исследованиях в Арктике.

Также Швеция через Арктический совет планирует формулировать и продвигать предложения по накоплению и обмену знаниями в отношении возможных последствий изменения климата для арктических территорий. Стокгольм выражает надежду на сотрудничество арктических государств, а также намерен внести свой вклад в формирование общей экологической политики для всего арктического региона.

В течение августа-сентября 2021 года Шведский секретариат полярных исследований планирует провести экспедицию Синоптической арктической разведки в Северном Ледовитом океане при участии шведского ледокола «Оден». Шведское судно будет одним из двенадцати исследовательских кораблей, которым предстоит составить карту Северного Ледовитого океана в 2021-22 годах.

Внимание учёных будет направлено на изучение состояния и изменений арктической экосистемы. Полученные данные позволят понять, какие изменения происходят в Северном Ледовитом океане, как экосистемы реагируют на изменение климата и как химические и биологические нарушения в одном регионе могут влиять и распространяться на другой. Одновременное проведение исследований  в нескольких арктических регионах позволит получить общее представление о происходящих процессах.

    Автор: Дорофеева Оксана Владимировна, научный сотрудник РГМАА.



далее в рубрике