Российские поставки газа в Азию и арктические стратегии США в ущерб климату

Северный морской путь
Денис Ивановский
26 Января, 2021, 05:48
Российские поставки газа в Азию и арктические стратегии США в ущерб климату
Фото: Никита Кузнецов, GeoPhoto

 

Россия впервые отправит газ в Азию через зимнюю Арктику

Низкие температуры и перегруженность Панамского канала стали причиной сокращения запасов природного газа и роста его стоимости в азиатских странах. Российский «НОВАТЭК» решил закрыть этот дефицит арктическим газом, используя непроверенный, но высоко прибыльный способ доставки ресурса через Японию.

«НОВАТЭК» планирует отправить СПГ-танкер в Азию по Северному морскому пути, цена на который будет рекордно высокой в связи с образовавшимся дефицитом энергоресурса, стоимость на него за последние девять месяцев выросла в 18 раз. Обычно сжиженный природный газ по этому маршруту поставляют летом в сезон, наиболее свободный от арктических льдов. Однако в этот раз «НОВАТЭК» хочет прийти на японский рынок газа уже в феврале, когда цены на ресурс будут гораздо выше европейских.

Для такого путешествия российский производитель природного газа планирует привлечь «Атомфлот», ледокол которого будет сопровождать СПГ-танкер на Северном морском пути. Ранее «НОВАТЭК» доставлял газ в азиатские страны лишь в период с начала мая по конец декабря, февральский маршрут будет для корпорации в новинку.

В середине января «НОВАТЭК» отправил два ледокола в тестовый заплыв, чтобы узнать, насколько безопасно проходит перевозка грузов по Северному морскому пути в зимних условиях. Однако в феврале льда в Северном Ледовитом океане будет ещё больше, в связи с чем возрастает и риск не довезти сжиженный природный газ до Азии. Однако и стоимость этого газа оправдает риск, считают эксперты.

Поставки сжиженного природного газа традиционно осуществляются из Северной Америки в Азию через Панамский канал. Однако из-за образовавшегося «затора» судам приходится ждать прохода по несколько недель. У России появляется явное преимущество, так как она не сталкивается с такими логистическими проблемами, работая по Севморпути. Единственный риск – это суровые условия зимней Арктики.

Однако у «НОВАТЭКА» есть ещё одна проблема. Компания распродала практически весь газ по долгосрочным контрактам и оставила свободным лишь малую часть СПГ, который можно продать в ближайшее время на азиатских рынках по высокой цене. Корпорация ведёт переговоры с существующими клиентами и пытается получить разрешение на перенаправление части газа в Азию. Конечно, это выливается в дополнительные расходы, однако они без проблем покроются от краткосрочных поставок СПГ.

 

Фото: НОВАТЭК

 

В схеме также может быть задействован и «Газпром», который мог бы поставлять природный газ потребителям «НОВАТЭК» в Европе, восполняя дефицит в результате поставок газа в Японию вместо европейских стран.

Кроме того, «НОВАТЭК» может ускорить запуск четвёртой железнодорожной линии с Ямал-СПГ. В отличие от первых трёх маршрутов, планируемый путь будет рассчитан на поставку сжиженного природного газа на спот-рынки. Изначально запуск четвёртой железнодорожной артерии запланирован на конец первого квартала 2021 года.

 

Экологические последствия от новой арктической стратегии США

Вашингтон продолжает обновлять все стратегические документы, связанные с Заполярьем. Вслед за обновлением арктической декларации военно-морскими силами США новый стратегический документ приняло министерство внутренней безопасности страны.

Согласно документу под названием «Стратегический подход к обеспечению безопасности Арктики», министерство будет значительно повышать свою роль в формировании стратегической среды в Арктике «путём использования возможностей, необходимых для противодействия ближайшим конкурентам, в тесном сотрудничестве с нашими друзьями и союзниками, создавая в Арктике тем самым условия, необходимые для обеспечения экономического процветания, защиты и безопасности США для всего региона».

Во всей этой череде новых арктических стратегий эксперты предупреждают, что геополитика полностью вытесняет вопросы климатических изменений Крайнего Севера.

Оба агентства указывают на растущие международные угрозы в Арктике, особенно со стороны России и Китая, и призывают к увеличению присутствия и возможностей на Крайнем Севере. Эти документы дополняют растущую коллекцию арктических стратегий, включая недавние документы ВВС США в 2020 году и береговой охраны в 2019 году, а также запланированную стратегию Заполярья армии США, которая, вероятно, будет выпущена в феврале этого года.

 

Фото: dhs.gov

 

Новые стратегии ссылаются на физические изменения в окружающей среде, которые позволили большому количеству стран нарастить активность в регионе. Но они избегают прямых упоминаний об изменении климата, которое является движущей силой этих же самых изменений в регионе.

По мнению экспертов, Вашингтон допустил ошибку, даже декларативно не сославшись на постоянные изменения окружающей среды, которые являются одними из важнейших факторов безопасности.

В частности, изменения климата повлияет и на развитие военно-стратегической инфраструктуры. Понимание климатических рисков может помочь в принятии долгосрочных решений и грамотном планировании развития Заполярья. Изменения, уже видимые в Арктике, будут усиливаться по мере потепления. Это означает, что планы, основанные только на наблюдаемых до сих пор изменениях, устареют через несколько лет. Эту проблему понимают и в политических кругах Вашингтона, однако должного внимания не уделяют.

далее в рубрике