Американские «Викинги»: шаг к историчности (от оперности к пеплуму)

Культура и искусство
Валерий Кондаков
6 Октября, 2020 | 05:50
Американские «Викинги»: шаг к историчности  (от оперности к пеплуму)
Постер к художественному фильму «Викинги» (1958 год, режиссер Ричард Флейшер). Источник: Кинопоиск

 

… О, да, мы из расы

Завоевателей древних,

Которым вечно скитаться,

Срываться с высоких башен,

Тонуть в седых океанах

И буйной кровью своею

Поить ненасытных пьяниц —

Железо, сталь и свинец…

 

Н.С. Гумилев

На Северном море. 1917

 

В 1979 году в советский кинопрокат был выпущен американский художественный фильм «Викинги» (режиссер Ричард Флейшер). Кинокартина стала популярной и собрала изрядные кассовые сборы. Успех картины тем удивительнее, если знать, что она была снята в 1958 году.

В выборе ленты, выпущенной почти двадцать лет назад, нет ничего странного: ее прокатная стоимость стала ниже, что было выгодно для советского руководства. Но почему именно «Викинги»? Почему картина стала популярна? Причем здесь жанр «пеплум»?1

 

Гладиатор Дуглас

Главную роль в фильме сыграл Кирк Дуглас (1916–2020 гг.; настоящее имя Исер Данилович, впоследствии Демский) – американский актер и продюсер, обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса», бывший посол доброй воли Госдепартамента США. Более того, картина была снята компанией Bryna Productions, принадлежащей Дугласу и названной в честь матери – уроженки Могилевской губернии (Российская империя).

В Советском союзе Кирк Дуглас был известным и популярным актером. Фильм «Спартак» (1960 год, режиссер Стенли Кубрик), в котором он сыграл главную роль, также выпущенный его компанией, в СССР посмотрели 63 миллиона зрителей. Организованный отечественный зритель впервые увидел «Спартака» в 1967 году, «проголосовал рублем» и обеспечил ему пятое место в списке абсолютных лидеров советского проката среди зарубежных фильмов.

 

 1.jpg

Обложка DVD к фильму «Спартак»

 

Фильм с таким названием был обречен на успех. В стране существовали сотни спортивных клубов, секций, кинотеатров и пр. учреждений с таким названием. В 20-е годы XX века молодому «интернациональному государству рабочих и крестьян» для обретения «опоры в истории» понадобились не национальные, а социальные предки. Предтечей Страны Советов местные ученые искали в Парижской коммуне и многочисленных восстаниях «униженных и оскорбленных». Восстание под предводительством Спартака (I век до н.э.) было признано важнейшим событием мировой истории, шагом на пути к Великой Октябрьской социалистической революции. К тому же, «Союзом Спартака» называлась дружественная большевикам немецкая марксистская организация.

 

Постер к фильму «Спартак» (1926 год, режиссер Эртугрул Мухсин-Бей). Худ. Яков Д. Леус. Источник: Wikimedia Commons

 

Более того, первая советская попытка снять пеплум также получила название «Спартак» (1926 год, режиссер Эртугрул Мухсин-Бей). Произведенный на Одесской киностудии фильм турецкого режиссера по сценарию украинского поэта-футуриста Гео Шкурупия, к сожалению, не сохранился. Несмотря на то, что в качестве исторического консультанта был привлечен профессор Новороссийского университета, филолог-классик и антиковед Борис Васильевич Варнеке (1874—1944), фильм, по замечанию Ильфа и Петрова, получился халтурным. Вероятно, в кинопроизводстве имела место коррупционная составляющая.

Зрелищность фильма «Спартак» Кубрика и Дугласа обеспечила ему любовь массового зрителя, но почему он был выбран для советского проката? Помимо социальной значимости образа лидера восстания рабов, важное значение имела и позиция самого Кирка Дугласа в вопросе отношения к коммунистам.

Дело в том, что в Голливуде с конца 1940-х по 1957 год имело место такое явление, как маккартизм.2 Американский сенатор, возглавлявший Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, пытался раскрыть заговор с участием кинодеятелей, пропагандировавших левые идеи через киноискусство. В «черные списки» маккартизма попали многие известные деятели Голливуда3, в том числе писатели и сценаристы Говард Мелвин Фаст (1914—2003 гг.) и Далтон Трамбо (1905—1976 гг.). Первый, сидя в тюрьме «за неуважение к Конгрессу»4, написал роман «Спартак», а второй, также проведший в тюрьме 11 месяцев за аналогичное «преступление», адаптировал его для съемки фильма.

Кирк Дуглас, рискуя карьерой, осознанно выбрал в качестве сценаристов «Спартака» левых деятелей. Более того, он сам в июне 1958 года встречался с вице-президентом Ричардом Никсоном и обсуждал возможность снятия ограничений с жертв маккартизма – так называемой «голливудской десятки».

 

vikings_six.jpg

Кадр из кинофильма «Викинги» (1958 год, режиссер Ричард Флейшер). Источник: wearemoviegeeks.com

 

Викинг Дуглас

Советские чиновники, купившие «Викингов» в 1979 году, ничем не рисковали: главная звезда фильма был популярен и невраждебен СССР. Режиссером фильма стал Ричард Флейшер (1916—2006 гг.)5 — американский кинорежиссёр, обладатель «Оскара», автор популярных фильмов «20 000 льё под водой», «Конан-разрушитель», «Тора! Тора! Тора!» и «Насилие». Он снимал и вестерны, и пеплумы, и фэнтези. Флейшер был специалистом по масштабным постановкам с привлечением дорогостоящих декораций и спецэффектов.

Отечественный историк кино М.С. Трофименков, подозревая Флейшера в тайном вагнерианстве и поиске сверхчеловека, называл его «Стэнли Кубриком для бедных». Отмечу, что, снимая продолжение фильма «Конан-варвар» режиссера-ницшеанца и сторонника правых идей Джона Милиуса, Флейшер все-таки не дотянул до уровня «поиска сверхчеловека», характерного для оригинальной ленты.

Также нужно упомянуть актера, исполнившего вторую главную роль в «Викингах», – Тони Кёртиса (настоящее имя – Бернард Шварц, 1925–2010 гг.), номинанта на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Помимо роли викинга Эрика, Кёртис сыграл Антония в «Спартаке», где продолжилось игровое противостояние с героем Дугласа, и Андрия в «Тарасе Бульбе» (1962 год, режиссер Дж. Ли Томпсон).

 

Викинги как пеплум

Несмотря на то, что действие происходит в Средневековье, «Викинги» стилистически более всего походят на фильмы в жанре «пеплум». Желая снять пеплум, Дуглас и Флейшер (оба сделают настоящие пеплумы позже) использовали особенности этого жанра.

При подготовке к фильму была проделана работа с историческими источниками: например, судна викингов были построены по образцу кораблей, выставленных в музее викингов в Осло.

 

Кадр из фильма «Викинги». Источник: Кинопоиск


Оружие и доспехи в фильме также выглядят достаточно исторично для научного знания 50-х годов XX века. В большинстве фильмов про викингов до «Викингов», а также во многих фильмах после, они продолжают носить рогатые шлемы и использовать странное «фэнтезийное» оружие. Если оружие и шлемы6 в фильме Флейшера выглядят, в целом, аутентично, то этого нельзя сказать об одежде: под влияние пеплумов, где «противники Рима», т.е. германцы и пр. одевались в изделия из кожи, шкур и мехов, здесь викинги одеты также. К тому же, от римлян и греков им «достались» короткие шорты и безрукавки, которые выполнены из кожи и меха. Также необходимо отметить кожаные наручи неизвестного назначения. Для имитации доспеха или просто для красоты7 на кожаные изделия нашивались металлические бляхи различной формы.

 

«Стена щитов». Кадр из фильма «Викинги». Источник: Кинопоиск

 

Натурные съемки проводились в Норвегии и Англии, то есть там, где и происходили события, показанные в фильме. Правда, эпизод с крепостью снимался во Франции – в замке Фор-де-ла-Латт недалеко от Динара, уж больно он кинематографичен.

Интересно, что при подборе актеров Флейшер и Дуглас сделали так, что британцев играли британцы, а викингов – американцы.8 Вероятно, подспудно задействовалась легенда о Лейфе Эрикссоне, который «открыл Америку за пятьсот лет до Колумба». Этому событию посвящен один из первых фильмов о викингах – «Викинг» (1928 год, режиссер Рой Уильям Нил (настоящее имя Роланд де Гостри) 1887–1946 гг.).

 

Рагнар и сыновья

По сюжету фильма небезызвестный конунг Рагнар (имеется в виду легендарный Рагнар Лодброк (Кожаные штаны)) убивает короля Нортумбрии и насилует его жену. Трон достается лорду Аэлле, а сына Рагнара и уже бывшей королевы – Эрика отсылают в Италию, где он попадает в плен к викингам.

 

Рагнар возвращается. Кадр из фильма «Викинги». Источник: cultfilmfreaks.com

 

Наследник Рагнара – Эйнар – встречает на птичьей охоте своего единокровного брата Эрика, о чём им, конечно, неизвестно, и между ними возникает острая неприязнь, в результате которой Эйнар теряет глаз, но не приобретает мудрость. Эрику грозит гибель, но вмешиваются боги: он остается в живых и становится слугой союзника викингов – англичанина лорда Эгберта, который узнал в нем наследника трона Нортумбрии.

В результате спецоперации Эйнар захватывает невесту Аэллы – Моргану, но Эрик освобождает ее и увозит в Англию. Во время погони Рагнар выпал за борт корабля и был передан Эриком в руки Аэллы, который бросает его на съеденье волкам.

После смерти отца Эрик и Эйнар, все еще не зная, что они братья, объединяют усилия для мщения и освобождения Морганы. Кульминация фильма – штурм викингами английского замка и поединок главных героев-братьев по крови. Причем однорукий Эрик визуально символизировал Тюра, а одноглазый Эйнар – Одина.

 

Испытание жены. Кадр из фильма «Викинги». Источник: cultfilmfreaks.com

 

Интересен ряд сцен фильма: оживление картинок гобелена из Байё в начале, сцена птичьей охоты, обряд испытания неверной жены путем метания топора в ее косы, пробег по веслам, бой на мешках во время пира (как в пионерлагере) и т.д. Не все из них историчны, но очень зрелищны. Фильм «Викинги» удачно сочетает зрелищность и историчность, не предпочитая одну составляющую в ущерб другой.

 

Лишний сиквел

Поскольку фильм «Викинги» оказался очень популярным, то было запланировано продолжение. Оператор оригинальных «Викингов» Джек Кардифф (1914–2009 гг.) сел в режиссерское кресло, а на главную роль был приглашен Ричард Уидмарк (1914—2008 гг.) – американский актёр, отец которого был шведом, а мать – британкой.

Следует отметить игру Сидни Пуатье в роли принца Али Мансу. Ныне здравствующий актер за год до выхода «Кораблей викингов» стал первым чернокожим обладателем премии «Оскар».

 

Постер к фильму «Корабли викингов» (1964 год, режиссер Джек Кардифф). Источник: simkl.in

 

В качестве основы сценария была взята книга «Длинные корабли» шведского писателя Франца Гуннара Бенгтссона, которая описывает время Харальда Синезубого. Есть мнение, что создатели технологии блютус (Bluetooth, от слов англ. blue – синий и tooth – зуб) руководствовались способностью Харальда договариваться с другими правителями, описанной в этой книге.

 

Кадр из фильма «Корабли викингов». Источник: pbs.twimg.com

 

По сюжету фильма два брата-викинга угоняют корабль, предназначенный для погребения Харальда Синезубого, чтобы найти огромный колокол, который отлит из золота. Этот же артефакт, «принадлежащий Исламскому миру», хочет заполучить мавританский принц Али Мансу. Попутно попавшие в рабство к маврам викинги пытаются изнасиловать гарем, а жена принца договаривается о совместной операции с предводителем норманов. В фильме присутствует все, что помогло бы ему победить на «Оскаре» в настоящее время: темнокожий актер, уважение к Востоку, который называется Цивилизацией, до которой викингам далеко в развитии, сильные и мудрые женщины и т.д.

Несмотря на ряд интересных сцен (мозаичная мультипликация в начале) и стилистическое продолжение «Викингов», фильм «Корабли викингов» («Длинные корабли», 1964 год) представляет собой гораздо менее интересное и историчное кино. Влияние ориентализма (фильма «Эль Сид» (1961 год, режиссёр Энтони Манн)), фильмов «эксплотейшн» («Сага о женщинах-викингах и об их путешествии по водам Великого Змеиного Моря» (1957 год, режиссер Роджер Корман)) и возросшее после успеха «Спартака» влияние пеплумов сделали фильм практически фэнтезийным.

 

Кадр из фильма «Корабли викингов». Источник: IMDb

 

В погоне за зрелищностью историчностью пришлось пренебречь. Фильм полон анахронизмов. Если в «Викингах» было несколько странных шлемов и украшений, то в «Кораблях викингов» почти все предметы вооружения, доспехи, украшения визуально более характерны для Античности или Востока эпохи Позднего Средневековья. Траурные черные паруса и жертвоприношение девушки также являются культурной отсылкой к культуре Античности, а не Средневековья. Попытка оператора в режиссерском кресле (а также, вероятно, продюсера фильма) добавить к цельной стилистике «Викингов» стилистические элементы пеплума, эксплотейшн и ориенталистские мотивы, привела не к обогащению жанра «фильмов о викингах», а к его эксплуатации.

 

Влияние «Викингов»

«Викинги» Флейшера и Дугласа постарались сделать шаг вперед в сторону историчности по сравнению со снятыми ранее «оперно-трэшевыми» фильмами типа «Викинг» (1928 год), «Принц Валиант» (1954 год), где суровые мореходы носят рогатые шлемы, «Сага о женщинах-викингах и об их путешествии по водам Великого Змеиного Моря» (1957 год) – фэнтези-фильма «категории B».

 

Фотография с премьеры фильма «Корабли викингов». Источник: Jack de Nijs, Anefo. Wikimedia Commons

 

Кассовый успех «Викингов» позволил европейским киностудиям, по желанию режиссеров и продюсеров, выпускать в 60-е годы относительно историчные фильмы о викингах, хотя и в это время выходили фильмы, продолжавшие «оперно-трэшевую традицию» рогатых шлемов.

В СССР фильм 1958 года вышел спустя 19 лет и, тем не менее, стал популярным, во многом культовым. Советский зритель уже был знаком с фильмами категорий «меч и сандалии» и «плащ и шпага», последние были, пожалуй, даже популярнее. После успеха американского фильма о Раннем Средневековье советскому киноруководству стала понятна необходимость съемки подобных исторических, а не сказочных фильмов, да и политическая ситуация способствовала этому.

В 1982 году вышел фильм «Василий Буслаев» режиссера Геннадия Васильева, сохранивший фэнтезийные элементы,9 а в 1985 году вышли два культовых фильма: «И на камнях растут деревья» (режиссер С.И. Ростоцкий)10 и «Русь изначальная» (режиссер Г.Л. Васильев). Первому фильму «досталась» историческая достоверность, а второму – стилистика жанра «пеплум».

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Пеплум (от др.-греч. πέπλος, πέπλον — тога, одежда, лат. peplum; англ. sword & sandal — «меч и сандалии», нем. Sandalenfilm) — жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки: 1) использование античных или библейских сюжетов; 2) существенная продолжительность фильма (зачастую более двух часов); 3) масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки.

2 Маккарти́зм (по фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти) — общественное движение в США, сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан.

3 Исходя из современной ситуации в Голливуде и окрестностях, приходишь к мысли, что Маккарти сотоварищи был не так уж и не прав. Если шестьдесят лет назад, когда республиканец Ричард Никсон противостоял демократу Джону Кеннеди, элита была расколота, то сейчас, благодаря пропаганде левых идей, продолжающейся с 60-х гг. XX в., подавляющее большинство поддерживает демократа Джо Байдена в его противостоянии с республиканцем Дональдом Трампом.

4 Фаст за свою деятельность в год смерти Сталина даже стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».

5 Интересно, что Флейшер был на несколько часов старше Дугласа.

6 Хотя шлем Эйнара «с птицей», по-моему, не имеют аналогов в среде викингов.

7 Если суть защитного доспеха заключается в том, что пластины примыкают друг к другу (или даже перекрывают края), то изредка нашитые пластины порой причудливых форм, вероятно, несут чисто эстетическую функцию.

8 Позднее, в «Спартаке» рабов играли американцы, а римлян – британцы, что намекало на «Войну за независимость».

9 Подробнее см. в материале GoArctic

10 Подробнее см. в материале GoArctic

далее в рубрике