Сейчас в Мурманске

22:58 -8 ˚С Погода
18+

Былинное наследие Русского Севера: время воплощать и «оживлять»

После фиксации песен и написания картин настало время соединить их в едином аудиовизуальном продукте и создать цельное произведение искусства, которое позволило бы воплотить и оживить героев в восприятии зрителей

Былины История кино
Валерий Кондаков
13 сентября, 2020 | 09:32

Былинное наследие Русского Севера: время воплощать и «оживлять»
Прошлое Великого Новгорода. 1901 год. Художник А.М. Васнецов.

 

В предыдущей публикации было описано, как художники столкнулись с проблемой воображения и изображения былинных сюжетов, как они выбирали своих героев и как со временем менялся былинный стиль в живописи.1 Интересно, что уже после открытия П.Н. Рыбниковым «былинного заповедника» на Русском Севере2 эпические песни заинтересовали композиторов. В 1867 году Н.А. Римский-Корсаков написал свою первую программную работу – музыкальную картину «Садко», в которой использовал народные напевы. В дальнейшем это чисто музыкальное произведение будет переработано в подлинный гезамткунстверк (нем. Gesamtkunstwerk — «объединённое тотальное произведение искусства») – оперу «Садко», которая, в свою очередь, ляжет в основу фэнтезийного фильма «Садко».

Со временем читателям былинных сборников и посетителям выставок стало мало просто смотреть на застывшую картинку, да и развитие искусства требовало от оперных композиторов и режиссеров новых подходов к былинному материалу. После фиксации песен и написания картин настало время соединить их в едином аудиовизуальном продукте и создать цельное произведение искусства, которое позволило бы воплотить и оживить героев в восприятии зрителей.

Поскольку в фокусе нашего описания находятся былины только «новгородского цикла», то в этой заметке пойдет речь о воплощении и «оживление» Садко и Василия Буслаева. Ведь ни Вольга, ни Микула, ни Хотен так и не стали действующими лицами опер или кинофильмов.3

 

Н.А. Римский-Корсаков. Фотография 1897 года. Источник: Wikimedia Commons

 

Римский-Корсаков и русский гезамткунстверк «Садко»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908 гг.) – великий русский композитор, участник «Могучей кучки», написавший 15 опер и других музыкальных произведений.

Николай Андреевич родился в Тихвине в дворянской семье, известной своими флотскими достижениями. Шутка ли, к этому роду принадлежали два вице-адмирала и пять контр-адмиралов. Отец был новгородским вице-губернатором, а мать – дочерью крепостной крестьянки и помещика. Получив приличное домашнее образование, в 1856 году Римский-Корсаков начал учебу в Морском кадетском корпусе. Одновременно, после знакомства с произведениями М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», он заинтересовался оперной музыкой. В 1862 году Николай Андреевич стал членом кружка М.А. Балакирева (позднее названного «Могучей кучкой»), куда также входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин.

В том же году Римский-Корсаков с отличием закончил Морской корпус и стал служить на клипере «Алмаз». В 1862–1865 годах это судно приняло участие в экспедиции к берегам Северной Америки, по возвращению из которой Николай Андреевич снова попадает в музыкальную среду столицы.

Под влиянием Балакирева Римский-Корсаков обратился к славянским народным мелодиям и написал в 1866 году «Увертюру на три русские темы», а в следующем году – «Сербскую фантазию» и «Садко».

В музыкальной картине «Садко» слышится влияние симфоний Гектора Берлиоза и Ференца Листа. В этом произведении впервые появился придуманный композитором симметричный лад – «гамма Римского-Корсакова», с помощью которой автор пытался передать звуки любимой для него морской стихии.

В 1870–80-е годы Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу «Псковитянка» (1872 год), подготовил к изданию оперы своих покойных друзей — «Хованщину» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, а также занимался дирижированием.

Особенно интенсивно композитор работал в 1890-е годы. В это время появляются следующие оперы: «Ночь перед Рождеством» (1895 год), «Садко» (1896 год), «Моцарт и Сальери» (1897 год), «Царская невеста» (1898 год).

Во время событий 1905–1907 гг. Римский-Корсаков поддержал бастовавших студентов и даже был вынужден уволиться из консерватории. Умер Николай Андреевич в 1908 году от инфаркта миокарда и похоронен на Новодевичьем кладбище. Позднее прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Помимо композиторского дара, Римский-Корсаков обладал еще и педагогическим: его учениками были, помимо прочих, Михаил Гнесин, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Двое последних продолжили дело Николая Андреевича по музыкальному воплощению русского фольклора.

 

Федор Шаляпин в образе варяжского гостя из оперы «Садко». Фотография 1898 года. Источник: Wikimedia Commons

 

Вернемся к опере в семи картинах «Садко», либретто к которой было написано Римским-Корсаковым на основе былинного сюжета о гусляре-путешественнике. Это произведение композитор задумал еще в 80-е годы XIX века, но интенсивно работал над ним в 1895—1896 гг.

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре, но после неудачи оперы «Ночь перед Рождеством» от этого отказались. Возглавлявший придворные театры в 1880–1890-е гг. И.А. Всеволожский не скрывал своих эстетических пристрастий и предпочитал музыку Чайковского, а работы участников «Могучей кучки» не жаловал. Считается, что император Николай II собственноручно вычеркнул «Садко» из репертуара столичного театра.

Римский-Корсаков тяжело воспринял отказ Мариинского театра и впервые опера была поставлена в 1897 году в Частной опере С.И. Мамонтова (в театре Солодовникова) в Москве.

По трагической случайности, почти сразу после премьеры в театре случился пожар и представление были вынуждены перенести в зал Консерватории в Санкт-Петербурге. Опера имела большой успех.

После этого ее много раз ставили в московских и петербургских театрах: в Мариинском в 1901 году (декорации А.М. Васнецова), в Большом в 1906 году (декорации К.А. Коровина), в 1914 году (декорации И.Я. Билибина).

В 1911 году в Париже группой Русский балет Дягилева была осуществлена постановка одноактного балета «Подводное царство» (картина из оперы «Садко») в постановке М.М. Фокина. В 1920 году великий русский театральный деятель С.П. Дягилев (1972–1929 гг.) начал предварительную подготовку к постановке «Садко» в «Ковент-Гардене» (с декорациями Н.К. Рериха), но этот план так и не был реализован.

В опере «Садко» Н.А. Римский-Корсаков с одной стороны продолжает традицию, заложенную Глинкой в «Руслане и Людмиле» (1842 год), с другой стороны, в ней чувствуются элементы вагнерианства (например, в переливах «Садко» слышится тема из вступления «Золота Рейна»).

В отличие от русского гения П.И. Чайковского (1840–1893 гг.), находившегося под воздействием итальянско-французской музыки, в творчестве Римского-Корсакова, несмотря на славянофилию кучкистов, чувствуется влияние немецкого оперного романтизма.

Николай Андреевич творчески воспринял идею гезамткунстверка Вагнера как глобальную идею слияния различных видов искусств, подчиненных одной идее, в одном тотальном произведении. Это повлияло как на выбор сюжетов, так и на формирование собственного корпуса сочинений как эпического целого. Произведения Римского-Корсакова при последовательном просмотре и прослушивании, как и оперы Вагнера, дополняют друг друга, рождая новые смыслы. Трудами Валерия Гергиева Мариинский театр заслужил право называться «русским Байройтом Римского-Корсакова».

Опера Римского-Корсакова «Садко» стала гезамткунстверком из-за удачного сочетания музыки, пения, балетных номеров, изображения (декорации ведущих мастеров), дизайна (в первую очередь, сцены и костюмов).

 

А.Л. Птушко. Источник: Wikimedia

 

Режиссер Птушко и фильм «Садко»

Интересно, что в отличие от многих других дореволюционных опер, «Садко» с успехом ставили и в советских театрах. Постановка 1949 года (режиссер Б.А. Покровский) даже была награждена Сталинской премией. Поэтому не удивительно, что режиссер А.Л. Птушко (1900—1973 гг.)4 экранизировал ее и в 1952 году выпустил фильм «Садко».

В год премьеры «Садко» Птушко снимался историко-биографический фильм «Римский-Корсаков» (вышел в прокат в 1953 году, режиссеры Г.Л. Рошаль и Г.С. Казанский), в котором не только был показан процесс работы над оперой и ее премьера, но и многочисленные фрагменты из «Садко».5 Получается, что в 1952 и 1953 годах советские зрители могли увидеть на экранах, пусть и фрагментарно, оперу и ее фэнтези экранизацию.

 

Постер к фильму «Садко». Источник: kino-teatr.ru

 

«Садко» – первый и самый популярный фильм кинофэнтезийной трилогии Птушко (второй фильм – «Илья Муромец» (1956 год), третий – «Сампо» (1959 год)). В 1953 году он получил приз «Серебряный лев» на Международном кинофестивале в Венеции, к тому же судьи фестиваля включили Сергея Столярова, сыгравшего Садко, в список лучших актёров мира в истории кино.6

Фильм демонстрировался на Западе сразу после венецианского триумфа, а в 1962 году начинающий режиссер перемонтажа (в будущем великий режиссер Нового Голливуда, автор «Апокалипсиса сегодня» и трилогии «Крестный отец») Фрэнсис Форд Коппола выпустил сокращенную до 79 минут, перемонтированную до неузнаваемости версию «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада» («The Magic Voyage of Sinbad»).

«Садко» Птушко продолжает линию сочетания искусств, начатую Римским-Корсаковым. Александр Лукич удачно использовал музыку Николая Андреевича, декоративные наработки Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933 гг., младший брат В.М. Васнецова) и его коллег, добавив комбинированную съемку и социальный подтекст. Более того, Птушко даже усилил оперный подтекст, надев на варягов рогатые шлемы и дав им вилы в качестве оружия.7

Поскольку фильм вышел в 1952 году, то контекст послевоенного патриотизма в нем занимает большое место: поиск счастья для простых людей за морем, но нахождение его в родной земле, ожидание Любавы своего любимого и т.д. Сам гусляр Садко с вышитой на груди буквицей (почти как у Супермена) принял на себя некоторые функции Василия Буслаева: враждует с новгородским купечеством, дерется с варягами, осуществляет традиционный новгородский рекрутинг – дает кандидатам выпить чару зелена вина, а затем испытывает их ударом.

Кроме оперы и фильма Садко удостоился двух диафильмов8 (1963 года, художник К. Сапегин; 1991 года, художник В. Псарев) и двух мультфильмов: «Садко богатый гость» (1975 год, режиссер В.В. Курчевский), «Садко» (2018 год, режиссеры Максим Волков и Виталий Мухаметзянов (уфимская студия «Муха»; продюсер С.М. Сельянов). Оба диафильма добротно пересказывают былину о Садко, вторая версия подробнее и, соответственно, длиннее на семь минут.

Кукольный мультфильм 1975 года показывает былинный сюжет достаточно близко к тексту, но при этом судя по костюмам в стиле комедии дель арте на дворе не Средневековье, а Ранее Новое время. Гусляр (скорее даже, скоморох) Садко сначала недоволен тем, что его творчество не ценят, затем становится слишком жаден до золота, и лишь любовь заставляет его понять, что настоящая ценность – это способность творить.

Мультфильм 2018 года достаточно интересен, хоть и очень опосредованно сюжетно связан с былиной, но его не сравнить с другим детищем Сельянова: самой успешной российской мультфраншизой «Три богатыря и …», которая на данный момент насчитывает девять произведений.

 

С.М. Эйзенштейн на съемках «Александра Невского». Фотография 1938 года. Источник: РГАЛИ

 

Эйзенштейн и Василий Буслай

Другой герой «новгородского былинного цикла» также удостоился двух «оживлений»: Василий Буслай в фильме «Александр Невский» (1938 год, режиссер С.М. Эйзенштейн, сорежиссер Д.В. Васильев) и Василий Буслаев в одноименном фильме (1982 года, режиссер Г.Л. Васильев).

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948 гг.) – гениальный русский режиссер, художник, сценарист и теоретик искусства. Он родился в Риге в семье гражданского инженера М.О. Эйзенштейна, считавшего себя русским, а происхождение фамилии – немецким, и Ю.И. Эйзенштейн (в девичестве – Конецкая) – дочери владельца «Невского баржного пароходства». В 1908 году Сергей Михайлович поступил в Рижское реальное училище, а в 1915 году в Институт гражданских инженеров в Петрограде.

В 1917 году Эйзенштейн был призван на военную службу и проходил обучение в школе прапорщиков инженерных войск, после расформирования которой вступил в Красную Армию. После окончания Гражданской войны Сергей Михайлович поступил на Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), которые возглавлял Всеволод Эмильевич (Карл Казимир Теодор) Мейерхольд (1874–1940 гг.).

Свой творческий путь в кинематографе Эйзенштейн начал с перемонтажа (в первую очередь, вырезалась «пропаганда капиталистического строя») картины немецкого режиссера Фрица Ланга (1890–1976 гг.) «Доктор Мабузе, игрок», который вышел в советский прокат под названием «Золотая пыль». В дальнейшем творческий диалог Ланга и Эйзенштейна продолжился.

В 1925 году вышел первый полнометражный фильм Сергея Михайловича – «Стачка», который принёс автору известность в СССР. Выход в прокат следующей картины – «Броненосец Потемкин» превратил советскую известность в мировую славу. Третий фильм Эйзенштейна – «Октябрь» (1927 года) упрочил его статус не только режиссера-новатора, но и создателя нового монтажного киноязыка.

В 1928 году Эйзенштейн и его коллеги Г.В. Александров (фамилия при рождении – Мормоненко) и Э.К. Тиссэ выехали за границу с целью изучения западного опыта киносъемки и пропаганды достижений советского кинематографа. В 1932 году Эйзенштейн сотоварищи возвратился из долгосрочной заграничной поездки, где он снял фильм о Мексиканской революции, который ему запретили смонтировать и выпустить на экран.

В СССР он снял фильм «Бежин луг», посвященный герою новой советской революционной мифологии – Павлику Морозову, который также не удается завершить.9

В такой обстановке, в 1937 году Эйзенштейну поступило предложение от директора «Мосфильма» С. И. Соколовской снять историческую картину. На выбор ему были предложены сюжеты и герои из русской истории: Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский. Есть рассказ другого знаменитого режиссера, учителя Тарковского, Михаила Михайловича Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского», так как это всё-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило, а об эпохе Александра Невского мало что известно.

Эйзенштейн был другого мнения, именно из-за малого количества источников он и выбрал «Александра Невского», чтобы, как сейчас бы сказали, повлиять на формирование общественного мнения о прошедшем событии, включить его в национальную историческую память.

«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел колоссальный успех, сравнимый, разве что, с «Чапаевым» (1934 год. режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы). Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

После подписания «пакта Молотова – Риббентропа» фильм «Александр Невский» по понятным причинам был изъят из проката, куда вернулся в 1941 году, став еще более популярным.

В 1940 году Сергей Михайлович ставит на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера «Валькирия», в которой пытается создать гезамткунстверк, используя и развивая наследие немецкого композитора.

Позднее, продолжая работать в жанре исторического фильма, Сергей Михайлович срежиссировал трилогию об Иване Грозном (первая серия – 1945 год, вторая – 1945 год, но в прокат вышла в 1956 году, третья снималась в 1946, но не была закончена и сейчас сохранилось только несколько фрагментов).

В 1948 году Эйзенштейн умер в Москве от сердечного приступа.

Почему фильм «Александр Невский» стал самой популярной картиной Эйзенштейна, далеко не только у советских подростков, но и у «главного зрителя (и кинокритика) страны» – И.В. Сталина; и причем здесь герой «новгородского цикла» былин?

Как и любой исторический фильм «Александр Невский» не о XIII веке, он о времени, когда снимался – о 1937 годе. «Дух войны» витал в воздухе, сплошь и рядом разоблачались внутренние враги – «троцкисто-фашисты», поэтому фильм был необычайно актуален.

Дело в том, что Сергей Михайлович, занимаясь осознанным мифотворчеством, показал в фильме то, что было нужно Сталину и советскому обществу тогда:

1) сильный и подчеркнуто жестокий внешний противник – рыцари немецкого происхождения с враждебной идеологией – католичеством,

2) хитрый внутренний враг – псковские предатели (воевода и священнослужитель), некоторые новгородские купцы,

3) победа русского оружия путем искоренения внутренних врагов, сплочением простого народа под руководством мудрого стратега и применением военной хитрости.

 

Василий Буслай. Кадр из фильма «Александр Невский». Источник: arzamas.academy

 

В фильме есть один герой – Василий Буслай – этакий свободолюбивый новгородец, ушкуйник, который в мирное время соперничает с богатыми горожанами (например, Гаврило Олексичем), а в военное время становится воеводой у Александра Невского. Буслай является не кем иным как былинным Василием Буслаевым, помещенным в контекст XIII века. Эйзенштейн упоминал о желании экранизировать русские былины и, таким образом, по-постмодернистски инкорпорировал мифологического персонажа в реальную историю.

Впрочем, от былинного Буслаева кинематографическому Буслаю достались любовь к поединку и почтение к матери. Находясь в интертекстуальном диалоге с Фрицем Лангом, Эйзенштейн снимает «Александра Невского» как ответ на фильм «Нибелунги» (1924 года), поэтому образ Буслая имеет черты Зигфрида, разумеется с поправкой на то, что русский режиссер снимал исторический фильм.

Цельность фильма достигается сочетанием постановки Эйзенштена, съемки Тиссэ, музыки Прокофьева и костюмов Ламановой. Уникально сочетание визуального ряда и музыки С.С. Прокофьева (1891 – 1953 гг.) – ученика Римского-Корсакова, благодаря которому многие сцены из фильма (например, сцена битвы на льду) до сих пор являются непревзойденными. Одна из тем к саундтреку «Вставайте люди русские» наряду с «Вставай страна огромная» – одна из главных песен Победы. Гармонично смотрятся в фильме костюмы, сделанные по эскизам Н.П. Ламановой (1861–1941 гг.) – легендарного российского модельера и театрального художника.

Также необходимо упомянуть исторического консультанта фильма – археолога и историка А.В. Арциховского (1902–1978 гг.), который пытался удержать фантазию Эйзенштейна в рамках древнерусской истории.

 

Режиссер Г.Л. Васильев на съемках фильма «Русь изначальная». Источник: kino-teatr.ru

 

Васильев и Буслаев

Последняя на данный момент попытка воплотить былинный образ Василия Буслаева принадлежит советскому и российскому режиссеру Г.Л. Васильеву.

Геннадий Леонидович Васильев (1940–1999 гг.) в 1968 году окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), а в 1973 году – Высшие курсы сценаристов и режиссеров мастерской И.А. Фрэза.

Настоящим его учителем, однако, был прославленный советский режиссер Александр Артурович Роу (1906–1973 гг.), который, в основном, специализировался на фольклорных и фэнтезийных сюжетах. А.А. Роу всю свою творческую жизнь конкурировал с А.Л. Птушко, по сути, они вдвоем сформировали большую часть корпуса советского фэнтези и сказок.

Первым фильмом и сразу огромной творческой удачей Васильева стала картина «Финист – Ясный Сокол». Её намеревался снять Роу, он осуществил сбор материала и подбор актеров, но скоропостижно скончался. Васильев снял фильм, ориентируясь на материалы учителя, и посвятил его памяти. «Финист – Ясный Сокол» не только был популярен в советском прокате, но и в 1976 году получил приз Международного кинофестиваля фильмов для детей в Хихоне (Испания).

Во второй половине 70-х годов XX века Васильев снимает еще несколько менее успешных фильмов и в 1982 году вновь экранизирует славянское фэнтези – «Василий Буслаев». В 1985 году Геннадий Леонидович снимает по мотивам романа писателя-националиста В.Д. Иванова (1902–1975 гг.) культовый в определенных кругах двухсерийных фильм «Русь изначальная». Данный фильм является редким, но ярким образцом мифотворческого кино, инспирированном националистами (вероятно, представителями так называемой «Русской партии»10).

Позднее Васильев снимет советско-индийский сказочный фильм «Черный принц Аджуба» (1988 год), скандальный российский исторический фильм «Иван Грозный» (1991 год)11 и российско-китайский сказочный фильм «Волшебный портрет».

Г.Л. Васильев скончался в Москве от кровоизлияния в мозг.

 

Постер к фильму «Василий Буслаев». Художник С.Б. Шехов. Источник: ВидеоКёнигсберг, zen.yandex.ru

 

В 1982 году Васильев обращается к поэме С.С. Наровчатова (1919–1981 гг.), написанной по сюжету былины «Васили Буслаев». Примечательно, что Сергей Сергеевич был секретарем Союза писателей СССР, первым секретарем Московского отделения Союза писателей и главным редактором журнала «Новый мир», а фильм был окончен через год после его смерти.

Василия Буслаева сыграл популярный советский актер Дмитрий Львович Золотухин, который за роль Петра Великого в дилогии Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906–1985 гг.) «Юность Петра» и «В начале славных дел» был признан лучшим актёром 1981 года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Фактически, режиссер хотел снять предысторию к фильму «Александр Невский» Эйзенштейна, то есть показать историю Василия Буслаева, до появления князя в Новгороде. В итоге, у Васильева получилось то, что он умел снимать лучше всего: сказка в исторических декорациях или историческое фэнтези. Из былины в фильме остались мотив соперничества Буслаева с другими новгородцами (в данном, случае купцами), которое заканчивается при нападении внешнего врага и его поездка в Константинополь (правда, в былине это паломничество в Святую Землю, которое заканчивается смертью).

Примечательно, что несмотря на фэнтезийный характер фильма, историческими консультантами выступили кандидат исторических наук М.Е. Бычкова и выдающийся русский историк и археолог, тогда член-корреспондент АН СССР В.Л. Янин. Хотя в фильме «Василий Буслаев» показана не конкретная историческая эпоха, а смесь эпох: поздняя Византийская империя, позднесредневековые западноевропейские рыцари, средневековые кочевники и славяне эпохи Великого переселения народов, некоторые комплекты одежды и оружия смотрятся вполне исторически.

В сцене показа языческого праздника чувствуется влияние «Андрея Рублева» (1966 год (вышла в ограниченный прокат в 1971 году), режиссер А.А. Тарковский), при этом в «Василии Буслаеве» язычники показаны более светлыми и чистыми. Вообще, славяне-язычники показаны позитивнее христиан и византийцев. Позднее в «Руси изначальной» Васильев продолжил эту тенденцию. После свадьбы Василий и Ксения совершают языческий обряд, а когда на них совершается вероломное нападение Буслаев учиняет погром на рынке. Только нападение внешнего врага примиряет новгородцев.

Вступая в творческий интертекстуальный диалог с «Александром Невским» Эйзенштейна, Васильев показывает, что Буслаев думал и говорил, как князь: обличал купцов за попытку откупиться от неприятеля и призывал постоять за общерусское дело. Завершается фильм, как и «Александр Невский», словами-девизом главного героя, похожими на завершение «языческой молитвы»:

«Земли чужой не надобно, но и своей не отдадим. Во веки веков, пока светит солнце».

Несмотря на то, что картина была выпущена Киностудией имени Горького и предназначалась, в первую очередь, для детско-юношеского просмотра, несмотря на показанную сказочность, заметно, что Васильев хотел вложить в свое творение определенные мысли: любовь к своей земле и всему русскому народу, благородство славян-язычников, коварство христиан (особенно византийцев), наличие внешних (кочевники) и внутренних (купцы) врагов.
 

Заключение

Стремясь сделать по-настоящему цельный аудиовизуальный текст русской оперы Римский-Корсаков, взял за основу былинный сюжет и применил достижения оперной реформы Вагнера. Получилась гезамткунстверк «Садко» – вагнерианская по форме, но национальная по содержанию. Птушко, основываясь на опере-былине, снял фильм, добавив натурные съемки, спецэффекты и аллюзии актуальные для послевоенного времени. Получился популярный кинофильм в жанре героико-эпического фэнтези.

Желая экранизировать народные предания, Эйзенштейн добавил в исторический фильм «Александр Невский» былинный образ Василия Буслая. Благодаря музыке Прокофьева и режиссерскому гению Эйзенштейна получился исторический фильм-опера, с мифологическими и мифотворческими элементами.

Васильев соединил мифологическую линию Эйзенштейна и фэнтезийную линию Птушко и Роу, сняв для подростков сказочный фильм «Василий Буслаев». При этом, в своей трилогии: «Финист – Буслаев – Русь изначальная» режиссер постепенно двигался от детской сказки через юношеское фэнтези к взрослому историческому фильму. Вероятная идейная близость Васильева к «Русской партии» позволяет увидеть в его фильмах черты сознательного мифотворчества.

К сожалению, помимо Садко и Буслаева другие герои «новгородского цикла» былин не получили достойного воплощения и «оживления», хотя, безусловно, достойны этого. Возможно в будущем это будет сделано, и зрители получат «новгородскую былинную мультивселенную» сопоставимую хотя бы с богатырской франшизой петербургской студии «Мельница».

Жители Русского Севера сохранили былинное наследие, этнографы-славянофилы зафиксировали его, художники реалисты и модернисты проиллюстрировали, а российский композитор и советские режиссеры воплотили в жанре оперы-былины и кинофильмах (историческом и фэнтезийных).

 

Продолжение следует.

 

***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Подробнее см. в материале GoArctic

2 Подробнее см. в материале GoArctic

3 Можно лишь упомянуть неудачную попытку Айка Ханджяна – режиссера и сценариста мультфильма «Вольга и султанова жена» (2010 год), который сделан настолько плохо, что это все, что о нем нужно знать.

4 О творческом пути Птушко см. в материале GoArctic

5 С этим фильмом связана одна интересная история: несмотря на то, что это второй фильм Рошаля про дореволюционного композитора (первым был «Мусоргский» (1950 год)), при обсуждении картины ее упрекнули в излишней революционности. Композитор был показан слишком сочувствующим революционерам 1905 года, что в 1952 году могло восприниматься как антигосударственный акт.

6 Сергея Дмитриевича Столярова (1911–1969 гг.) можно считать главной звездой «сталинского фэнтези», ведь, он снялся почти во всех фильмах этого жанра: «Руслан и Людмила» (1938 год), «Василиса Прекрасная» (1939 год), «Кащей бессмертный» (1944 год), «Садко» (1952 год» и «Илья Муромец» (1956 год).

7 По одной из версий, рогатые шлемы стали атрибутами викингов после появления крылатых головных уборов у древних германцев в операх Рихарда Вагнера.

8 Диафильм - разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая из-за простоты изготовления и трансляции пользовалась популярностью в советское время.

9 Это была достаточно распространенная практика, когда в ходе съемочного или монтажного процесса, или даже после финального просмотра режиссеру сообщали, что фильм не выйдет в прокат, а будет «поставлен на полку» или даже будет уничтожен. С фильмом «Бежин луг» это фактически произошло, он был смыт с пленки.

10 «Русская партия» – неоднородная группа советских политиков и творческих деятелей (главным образом, писателей), объединенная близостью националистических взглядов различных форм, действовавшая в 60-80-е годы ХХ века. Термин предложен историком Н.А. Митрохиным и поддержан писателем А.И. Байгушевым.

11 Сначала произошла скандальная замена режиссера, затем на съемках произошел конфликт между исполнителем главной роли И.В. Тальковым (1956 – 1991 гг.) и продюсером Исмаилом Таги-Заде. В итоге продюсер перемонтировал фильм так, что Тальков извинялся за свою роль в таком «русофобском фильме».

далее в рубрике