Былинное наследие Русского Севера: время воображать и изображать

Культура и искусство
Валерий Кондаков
6 Сентября, 2020 | 06:20
Былинное наследие Русского Севера: время воображать и изображать
Подводное царство. Эскиз иллюстрации к былине «Вольга». Художник И.Я. Билибин. 1928 год. Источник: artchive.ru

 

В предыдущей публикации было описано, где и как осуществлялся сбор русских былин.1 К 70-м годам XIX века основные собрания героических преданий уже были опубликованы и привлекли внимание горожан. В большинстве своем это были грамотные люди, которые не имели возможности слушать былины вживую. Издание былин требовало иллюстрирования, и перед художниками возникла проблема воображения и изображения героев и их поступков. Поскольку в фокусе нашего описания находятся былины только «новгородского цикла», то в этой заметке пойдет речь об изображении этих героев: Садко, Василия Буслаева, Вольги, Микулы Селяниновича и Хотена Блудовича. Корпус подобных работ довольно обширен, поэтому для удобства восприятия рассмотрено по одному изображению каждого героя от значимого автора. Фактически будет описано развитие «былинного стиля» в живописи и связь мастера и его героя.

 

Фотография И.Е. Репина. 1909 год. Источник: Wikimedia Commons


Репин и Садко

Первая рассматриваемая пара «мастер и герой» – Репин и Садко. Илья Ефимович Репин (1844–1930) – выдающийся русский живописец и ключевая фигура художественного реализма в России. Даже создавая полотна на темы из далекого прошлого, он оставался мастером живого настоящего.

В одиннадцатилетнем возрасте родители отдали Илью Репина в школу топографов, после упразднения которой он устроился в иконописную мастерскую. Узнав об опыте художника Ивана Крамского – уроженца небольшого городка Острогожска, учившегося в Санкт-Петербурге – Репин также решает отправиться в столицу.

Первое посещение Академии художеств закончилось неудачей, так как Репин не владел тушёвкой, ведь в топографии и при иконописании она не требовалась. Будущий великий художник не отчаялся, а устроился в вечернюю рисовальную школу, где приобрел необходимые навыки и со второй попытки поступил в Академию.

В 1869 году Репин работал на этюдах на берегу Невы и увидел бурлаков. Так к нему пришла идея написать на эту тему картину. Интересно, что когда Репин написал заявление на отчисление из Академии художеств, то ходатайство не удовлетворили, а, напротив, предложили оплатить заграничную командировку, а также билет на «Самолет»… Именно так называлось крупнейшее пароходство, судно которого доставило Илью Ефимовича сотоварищи из Твери в Саратов. В тех местах Репин написал свою прославленную картину «Бурлаки на Волге», которая в одночасье сделала автора знаменитым, ведь он монументализировал бытовую сцену, что было несвойственно для художников того времени.

В 1873 году Репин отправился в обещанную Академией заграничную поездку. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник задержался на год в Париже. Во французской столице Репин испытал некоторое влияние импрессионистов, особенно выделяя творчество Эдуарда Мане.

 

Садко. 1876 год. Художник И.Е. Репин. Источник: Wikimedia Commons

 

Именно творческой реакцией на импрессионизм можно объяснить своеобразие картины «Садко», написанной в 1876 году в Париже. Репин изобразил на ней момент выбора жены: морской царь предлагает Садко разных заморских (в некотором роде, морских) красавиц, но былинный герой выбирает находящуюся в глубине простую русскую девушку. Будучи художником-реалистом Илья Ефимович при подготовке к написанию делал зарисовки морской флоры и фауны Нормандии, а также посетил крупнейший европейский аквариум в Берлине.

Картина «Садко» экспонировалась в Парижском салоне, но не имела особого успеха. Напротив, она привлекла внимание российской публики и была приобретена будущим императором Александром Александровичем, известным почитателем русской старины.

Некоторые российские критики увидели в этой картине предательство реализма, показанного при изображении бурлаков, попадание автора в ловушку импрессионизма. Тем не менее, в том же году за свои работы Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в 1878 году был принят в Товарищество передвижников и в дальнейшем занимался созданием бытовых полотен, портретированием и исторической живописью.

Оказавшись после событий 1917 года на территории независимой Финляндии, Репин помогал финским коллегам, подарил коллекцию полотен столичному музею. При этом он очень хотел, как и герой его картины – Садко, вернуться на родную землю. Возвращение даже было согласовано Сталиным, но Репин много болел, сильно ослабел и не смог вернуться на Родину. Илья Ефимович скончался в 1930 году и похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты». Теперь это часть Курортного района Санкт-Петербурга, то есть останки художника оказались захоронены в родной земле.

Экспонируемая в Русском музее картина «Садко» так и осталась самой импрессионистской работой реалиста Репина. Соединив реализм морских обитателей и импрессионизм текучей подводной среды, стремясь показать мгновение выбора Садко, Репин сделал попытку нащупать русский былинный стиль в живописи.

 

В.М. Васнецов. Фотография 1895 года. Источник: kunstru.ru

 

Васнецов и Микула

Знаменательно, что Репин в Париже писал Садко с другого великого художника, прославившегося изображением русских богатырей. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) родился в Вятской губернии в семье православного священника, поэтому учился сначала в духовном училище, а затем – в духовной семинарии. Васнецов, как и Репин, проходил обучение в Академии художеств, по окончанию которой ездил в заграничную поездку и после возвращения участвовал в выставках Товарищества передвижников.

Виктора Михайловича Васнецова можно считать основоположником «неорусского стиля» в живописи, преобразованного из исторического жанра с использованием фольклорных сюжетов под воздействием русского модерна. По сути, творческий путь художника от передвижничества к модерну иллюстрирует развитие русского искусства того времени. Ранние работы Васнецова – бытовые зарисовки, но живопись 80-90-х годов XIX века уже полна фольклорных (былинных и сказочных) и религиозных сюжетов. Прославило Васнецова именно изображение былинных богатырей: «Витязь на распутье» (1882 год), «Богатыри» (1898 год), «Илья Муромец» («Богатырский скок, 1914 год). Работы художника получили признание, и в 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.

После 1905 года, видя, к чему может привезти революция в Российской империи, Виктор Михайлович сближается с Союзом русского народа. В 1912 году за творческую и педагогическую деятельность Васнецову было пожаловано потомственное дворянство.

События 1917 года для монархиста и русского патриота стали катастрофой, но он не покинул Родину и продолжил работать над картинами «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918), «Кощей Бессмертный» (1917—1926) и многими другими.

Умер Виктор Михайлович в Москве в 1926 году и был похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее прах был перенесен на Введенское кладбище.

 

Эскиз к ненаписанной картине «Микула Селянинович» 1917-1920 гг. Художник В.М. Васнецов. Источник: ghm-hmao.ru

 

Для данного рассмотрения интересна работа Виктора Михайловича над картиной «Микула Селянинович». Для патриота Васнецова, видевшего опору России в Русской православной церкви и персоне Государя, после 1917 года осталось только одно – любовь к родной земле. Для него было крайне важно жить и умереть на родной стороне, поэтому символичен выбор для изображения богатыря, образ которого неразрывно связан с Матерью-Сырой Землей.

В 1923 году Виктор Михайлович писал сыну:

«Хотелось бы новую картину начать; да холста нет и красок хороших нет. А у меня и эскизы уже готовы, напр[имер] — «Микула Селянинович» и др. Да вот когда дойдут руки? — не знаю!»2

Полотно так и не было завершено, но известен эскиз, выполненный в импрессионистской манере. Сюжетно он представляет собой встречу двух богатырей: пахаря Микулы Селяниновича и воина Вольги Святославича.

Композиция эскиза схожа с работой (эскизом для декоративного панно) великого русского художника М.А. Врубеля «Микула Селянинович» (1896 года), на которой старый Микула стоит вполоборота, подбоченясь, и общается с бородатым древнерусским воином Вольгой. В отличие от работы Врубеля, выполненной темными красками, на эскизе Васнецова молодой светловолосый Микула в праздничной расшитой рубахе пашет. Скачущий к нему Вольга своими очертаниями напоминает скифа – героя другого полотна Виктора Михайловича «Бой скифов со славянами» (1881 года), да и цветовая гамма схожа. С культурологической точки зрения интересны два элемента: архаизация Вольги3 (скифский период: VII в до н.э. – III в н.э.) и праздничная одежда Микулы и расписное убранство его коня, что указывает на ритуальный характер распашки, а не на бытовую деятельность.

Виктор Михайлович Васнецов к манере Репина (реализм исторической живописи с влиянием импрессионизма) добавил русский модерн и получил «неорусский стиль» в живописи.

 

И.Я. Билибин. Фотопортрет на фоне портрета деда. Фотография начала 1900-х. Источник: sculptprivet.ru


Билибин и Вольга

«Богатырское» творчество Васнецова повлияло на многих живописцев, одним из которых был великий русский художник И.Я. Билибин (1876–1942 гг.).

Иван Яковлевич родился в Тарховке (сейчас это часть Сестрорецка Курортного района Санкт-Петербурга) в семье военно-морского врача. В 1896 году Билибин окончил с серебряной медалью Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, а в 1900 году юридический факультет столичного Университета. Параллельно Билибин учился живописи у Репина в школе-мастерской Тенишевой, а затем в Высшем художественном училище Академии художеств.

В 1898 году Билибин два месяца учился в частной художественной школе словенца Антона Ажбе в Мюнхене. Вероятно, там он проникся влиянием Мюнхенского сецессиона, который периодически ощущается в некоторых работах.

В 1902–1904 гг. Билибин совершил путешествие по Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерниям, где познакомился и приобщился к духу Русского Севера. Позднее это нашло отражение в его иллюстрациях к сказкам и былинам. Характерная цветовая палитра, работа со шрифтами и орнаментальное обрамление его фольклорных произведений принесли Ивану Яковлевичу всероссийскую славу иллюстратора.

Интересно, что после февраля 1917 года Билибин сделал эскиз с изображением двуглавого орла, который стал государственный символом Российской республики.4 В этой деятельности Иван Яковлевич схож с финским художником шведского происхождения Аксели Галлен-Каллелой.5

После событий октября 1917 года художник уехал сначала в Крым, а затем, после поражения Белого дела – в Египет. В Каире Билибин изучал египетское искусство и много работал. В 1924 году Иван Яковлевич путешествовал по Сирии и Палестине, а в следующем году переехал в Париж, где работал декоратором русских опер и иллюстрировал книги.

Несмотря на заграничный успех, Билибин очень хотел вернуться на Родину. Налаживая контакты с советской стороной, Иван Яковлевич в 1935–1936 гг. участвовал в оформлении посольства во Франции, создав монументальное полотно «Микула Селянинович». По завершению работ Билибин, подобно былинному богатырю Вольге, вернулся из длительного вынужденного путешествия по Европе, Азии и Африке домой.

Иван Яковлевич Билибин стал преподавать в Академии художеств в Ленинграде, стремясь передать современным студентам то мастерство, которым владел, тот отсвет искусства Серебряного века.

Скончался мастер в 1942 году в блокадном Ленинграде и был похоронен в братской могиле на Смоленском кладбище.

 

Вольга Святославович и Микула Селянинович. 1940 год. Художник И.Я. Билибин. Источник: Wikimedia Commons

 

Образ былинного богатыря Вольги привлекал внимание Билибина на протяжении всего творческого пути. В 1904 году была издана былина «Вольга» о походе русского богатыря в Индию, иллюстрации к которой выполнил Иван Яковлевич. Билибин изобразил Вольгу классическим древнерусским богатырем: молодым усатым всадником с мечом, копьем и каплевидным щитом, защищенным сфероконическим шлемом и кольчужно-пластинчатым доспехом, который был характерен для позднесредневековой Руси.

В 1940 году вернувшийся домой Билибин соединяет свои ранние иллюстрации к былине «Вольга» и эскиз к панно «Микула Селянинович», и пишет картину «Вольга Святославович и Микула Селянинович». В верхней части произведения Микула в образе мужика в вышитой рубахе пашет землю, а в нижней части вооруженный всадник Вольга ведет свою дружину в поход. Важно отметить, что если образ Микулы остался прежним (разве что дерево в левом нижнем углу панно было показано желтым и поникшим, а теперь оно зеленое и тянет ветви к солнцу), то изображение Вольги претерпело существенные изменения. В ранней версии князь показан одним из дружинников, а теперь он явно скачет впереди, у него яркий красный плащ, шлем стал выглядеть, как более поздняя модель, а усы утратили свою подковообразность.6

Билибин, будучи учеником Репина, в поисках собственного «былинного» стиля добавляет к историческому реализму учителя и неорусскому стилю Васнецова элементы германского Сецессиона и, главное, результат непосредственного знакомства с древностями Русского Севера. Если Н.К. Рериха можно назвать живописцем-археологом, то Билибина – художником-этнографом.

 


К.А. Васильев. Фотография. Источник: 24smi.org

 

Васильев и Буслаев

Вышеописанные художники принадлежали к русской дореволюционной школе и лично знали друг друга. Теперь речь пойдет о живописце, знакомом с творчеством Репина, Васнецова и Билибина лишь по их работам.

Константин Алексеевич Васильев (1942–1976 гг.) родился в год смерти Билибина в оккупированном Майкопе, в семье инженера, участника партизанского движения. Одиннадцатилетний Константин прошел конкурс и был зачислен в Московскую среднюю школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, откуда, впрочем, через четыре года перевелся в Казанское художественное училище, которое окончил по специальности театрального декоратора.

В начале 60-х годов Васильев пытался выработать свой стиль с использованием элементов сюрреализма и экспрессионизма, но уже в конце десятилетия стал работать в реалистической манере. Благодаря изображению фольклорных сюжетов, причем не только славянских, но и германских, в стиле магического реализма Константин Алексеевич получил определенную, хоть и неширокую известность при жизни.

В 1976 году Васильев был сбит проходящим поездом на железнодорожном переезде и похоронен в березовой роще, в которой любил гулять при жизни. Как и многие художники, Константин Алексеевич стал популярным после смерти. С распространением Интернета живопись Васильева обрела «вторую жизнь». Плакатность и китчевость, за которую его ругали критики, в сети смотрится достаточно органично.

 

Василий Буслаев. 1974 год. Художник К.А. Васильев. Источник: nevsepic.com.ua

 

За два года до своей трагической кончины Васильев написал картину «Василий Буслаев». На ней главный герой изображен коленопреклонённым, в одной руке держащим череп, другой опирающимся на воткнутый меч на фоне Бел-горюч камня. Согласно былинным записям, Буслаев во главе ватаги новгородцев, которых можно сопоставить с ушкуйниками, совершает «паломничество в Святую Землю», где насмерть разбивается о священный камень из-за осквернения погребенных останков (вероятно, разрыл курган с погребением) и купания голым в неположенном месте (в священной реке). Полотно иллюстрирует эпизод, когда Василий Буслаев оскверняет богатырские останки, за что череп прогнозирует ему скорую смерть и погребение рядом с собой.

Василий Буслаев в исполнении Константина Васильева получился смесью Зигфрида из «Нибелунгов» и Буслая (в исполнении Н.П. Охлопкова) из «Александра Невского» (1938 год, режиссер С.М. Эйзенштейн). Безумие в глазах и череп в руках на фоне снежной или меловой скалы роднит Буслаева с Гамлетом – принцем датским. Вообще работы Васильева легко представить плакатами к неснятым фильмам.

Считая себя продолжателем дела Васнецова и Билибина, Васильев работал совершенно в ином стиле. Некоторая плакатность эпических героев Константина Алексеевича, позволившая критикам говорить о вариации китча, восходит с одной стороны к романтизму XIX века, с другой стороны, конечно, к агитплакатам и киноафишам 30-50-х годов XX века. Сейчас бы стиль Васильева назвали героико-фэнтезийным и сравнили с манерой Бориса Вальехо и Фрэнка Фразетты с поправкой на минимальность эротизма.

 

Хотен Блудович – невоплощенный герой

Если четверо предыдущих богатырей неоднократно изображались известными художниками, то, к сожалению, такой герой как Хотен Блудович не нашел достойного мастера. Вероятно, это произошло из-за кажущейся банальности его приключений: мать героя пыталась просватать за него красавицу Чайну Часовую, но получила оскорбительный отказ ее матери, но сам Хотен добился согласия девушки и устранил все препоны в виде ее девятерых братьев и войска, направленного князем. Ссора при сватовстве, противостояние родов, нечеловеческая сила жениха подчеркивают безусловный архаизм былины. Этот герой еще ждет своего творца-художника.

 

Изображения устного творчества

«Художники национального русского Возрождения» Васнецов и Билибин – ученики Репина и учителя Васильева пытались творить между Сциллой официального патриотизма (с опорой на «Московский период русской истории») при Александре III и Николае II и Харибдой живой, но исчезающей народной традиции (или того, как они это понимали).

В поисках «былинного стиля» Репин добавил к реализму импрессионизм, Васнецов – русский модерн, Билибин – германский Сецессион и живую традицию Русского Севера, а Васильев – Романтизм XIX века и искусство плаката 30-50-х гг. XX века.

Жители Русского Севера сохранили былинное наследие, этнографы-славянофилы зафиксировали его, а художники реалисты и модернисты проиллюстрировали. Причем если Репин и Васнецов, в основном, работали для частных лиц: владельцев и посетителей выставок, то Билибин уже делал ставку на книжную миниатюру (благодаря чему его творчество знакомо российским и советским детям), а полотна Васильева похожи на агитационные и кинематографические плакаты. Следующей стадией будет изображение былинных героев в графических романах, тем более, что они уже рисовались в русском предшественнике комикса – лубке. И первым будет графический роман о Хотене Блудовиче…

 

Продолжение следует.

 

***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Подробнее см. в материале GoArctic

2 Источник

3 При всей архаике образа Вольги, у него присутствует каплевидный позднесредневековый щит. Васнецов, при глубоком знании исторических источников, периодически допускал несущественные ошибки, или сознательно занимался мифотворчеством. Например, на картине «Гусляры» (1899 год) гусли лежат на коленях у музыкантов, хотя при игре их располагали «стоя», уперев в колени. Авторитет Васнецова в изображении былинных и прочих фольклорных сюжетов настолько велик, что эту «ошибку» неоднократно повторяли другие художники.

4 В 1992 году схожий рисунок Билибина был взят за основу эмблемы Банка России.

5 Подробнее см. в материале GoArctic

6 Если углубится в область бессознательных домыслов, то можно назвать эту картину Билибина иллюстрацией песни 1938 года «Если завтра война, если завтра в поход», где есть строки: 

«…С нами Сталин родной, и железной рукой

Нас к победе ведет Ворошилов!

Подымайся, народ, собирайся в поход…»

Усатый военный вождь с красным плащом (как со знаменем) ведет войско в поход на Запад, а мирные жители продолжают труд по обеспечению жизнедеятельности. Согласно былинным записям, Вольга – мудрый богатырь-оборотень превращает своих воинов в муравьев, которые проникают таким образом в неприступную индийскую (по другим версиям, турецкую) крепость, и выигрывает войну. Впрочем, эту «гипотезу» нужно воспринимать исключительно как шутку и рассматривать эту работу в контексте всех билибинских былинных иллюстраций 1940 года.

далее в рубрике