Галлен-Каллела: художник, воо/изобразивший нацию

Культура и искусство
Валерий Кондаков
28 Июля, 2020 | 13:51
Галлен-Каллела: художник, воо/изобразивший нацию
Отъезд Вяйнямёйнена. 1896-1906 гг. Художник А. Галлен-Каллела. Источник: i.pinimg.com


Поиск идентичности. Шведы создают финскую нацию. Роль «Калевалы»

Если мы проведем социологический опрос на тему «С чем у Вас ассоциируется Финляндия?», то среднестатистический европеец скажет: «водка, сауна, береза, хоккей, медведь, озера», то есть вспомнит символы, которые ассоциируются также и с Россией. Если задать этот вопрос более «искушенным» людям (культурологам, литературоведам и пр.), то они вспомнят муми-троллей Туве Янссон, музыку Сибелиуса, живопись Галлен-Каллелы, военный и управленческий гений Маннергейма и, конечно же – национальный эпос «Калевалу».

Мало кто из неспециалистов знает, что к большинству культурных символов Финляндии непосредственно приложили руку шведы, жившие на ее территории. Для Янссон, Сибелиуса, Галлена, Маннергейма и многих других родным языком был шведский. Именно финские шведы создали Финляндию как независимую европейскую страну.

После того, как в 1809 году земли будущей Финляндии были отторгнуты от Швеции и вошли в состав Российской империи, там начался процесс зарождения финской нации. Швеция как государство довольно скоро смирилась с потерей, и финские шведы поначалу пытались договориться с российской правящей фамилией о статусе, схожем с положением остзейских немцев в Прибалтике. Империя достаточно легко интегрировала в состав своей элиты финских шведов, но после образования в 60-е годы XIX века («первые шестидесятые») двух претендующих на руководящую роль групп: свекоманов (шведоманов) и финноманов, стала все чаще поддерживать последних.

Все больше финских шведов стали искать идентичность «не в крови, а в почве». Элиас Лённрот (1802-1884 гг.) после получения степени доктора медицины в Гельсингфорсском университете, вдохновленный примерами скандинавских собирателей и популяризаторов саг, совершил 11 путешествий по территориям современных Финляндии, Карелии, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей. Лённрот записывал руны – эпические песни и магические заклинания карелов, финнов, ижоры, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Однако, Лённрот не только сохранил устную традицию. Из разрозненных рун он монтажным путем (отбрасывая, на его взгляд, лишнее) создал цельный финский эпос. Парадоксально, что, хотя большая часть песен, легших в основу произведения, была записана на землях современных Карелии и Ленинградской области, то есть за пределами Финляндии, «Калевала» считается финским эпосом. Впрочем, в России его справедливо именуют карело-финским произведением. Сейчас на Западе это назвали бы примером культурной апроприации, а в XIX веке это было нормальным явлением.

Издание первой версии «Калевалы» в 1835 году и второй (более полной) в 1849 коренным образом повлияло на формирование финской идентичности.1 Шведская элита открыла для себя финский глубинный народ. Финны получили свою «Илиаду», своего «Беовульфа», свои «Эдды».

 

Аксели Галлен. Модернизм как архаизм

После открытия карельской рунической поэзии Карелия стала восприниматься «финской Исландией» – местом, где сохранилось все подлинное и истинно финское. Элита Великого княжества Финляндского стала совершать своеобразные паломничества в Беломорскую Карелию. Туда за вдохновением устремились художники, скульпторы, поэты, архитекторы. Возникло национал-романтическое восторженное отношение к Карелии, оформившееся в культурное течение «карелианизм», лидерами и вдохновителями которого были два живописца: Луис Спарре и Аксель Галлен.

Луис Спарре (1863 – 1964 гг.) – шведский художник, который обучался в Париже в академии Жюлиана, где и познакомился с Акселем Галленом. Следует отметить, что данное учебное заведение было кузницей кадров национал-романтиков: в разное время здесь учились Эмиль Нольде, Максимилиан Волошин, Станислав Выспянский, Альфонс Муха.

Несмотря на то, что в 1908 году Спарре вернулся в Швецию, он успел внести весомый вклад в финское искусство. Он стал автором нескольких карельских пейзажей и иллюстраций к «Калевале», женился на сестре Маннергейма, основал вместе с женой и свояком компанию по производству керамики и мебели «Ирис» в Борго (Порвоо) и стал одним из режиссеров первого финского художественного фильма «Тайные самогонщики» (1907 год).2

 

Аксель Галлен-Каллела. Фото 1906 года. Источник: Wikimedia Commons

 

Карелианизм. Галлен становится Каллелой

Главным отцом «карелианизма» по праву должен считаться Аксели Галлен-Каллела (1865-1931 гг.). Рожденный в Великом княжестве Финляндском швед Аксель Вальдемар Галлен обучался живописи в Гельсингфорсе, а затем в Париже. После Франции в поисках своей идентичности в 1890 году Галлен вместе со Спарре поехал в Беломорскую Карелию. Вдохновившись местной природой, он написал свои знаменитые пейзажи (например, «Иматра зимой», 1893), показывающие своеобразную суровую красоту края и бытовой героизм местных жителей. Однако, Галлен известен не столько пейзажами, сколько модерновыми иллюстрациями к «Калевале» (триптих «Легенда об Айно», 1889-1891, «Защита Сампо», 1896, «Мать Лемминкяйнена», 1897 и др.).

 

Триптих «Легенда об Айно», 1889. Художник А. Галлен. Обратите внимание на использование свастики в оформлении рамы. Позднее она станет одним из символов Вооруженных сил Финляндии. Источник:gallen-kallela.fi

 

Пройдя творческий путь от натурализма к модернизму, Галлен выработал собственный стиль, сочетающий элементы неоромантизма, символизма, натурализма и экспрессионизма. Несмотря на любовь к северу, в некоторых картинах (например, «Защита Сампо», которая сейчас смотрится, как картинка из японской манги) чувствуется влияние ориентализма (в частности, китайских и японских гравюр).

 

Gallen-Kallela_The_defence_of_the_Sampo.jpeg 

Защита Сампо. 1896 год. Художник А. Галлен. Источник: Wikimedia Commons

 

Галлен, как российский подданный, неоднократно выставлял свои работы в России. Например, на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он представил свою знаменитую «калевальскую серию» и другие работы. Галлен был неплохо интегрирован в российское культурное сообщество. Он написал портрет Максима Горького, его самого изобразил Илья Репин. Влияние Галлена чувствуется в работах И.Я. Билибина (1876-1942 гг.) и других русских художников. Будущий организатор знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилев привлек Галлена к иллюстрированию журнала «Мир искусств», посвященного пропаганде русского символизма. В 1898 году в залах музея Художественного училища Штиглица была организована выставка русских и финляндских художников, где были представлены 11 работ Галлена.

 

Мать Лемминкяйнена. 1897 год. Художник А. Галлен. Источник: Wikimedia Commons

 

Проклятие Кулерво. 1899 год. Художник А. Галлен. Источник: Wikimedia Commons

 

Художники Золотого века финского искусства, лидером которых был Галлен, продемонстрировали европейцам свою идентичность, показав два главных бренда: финский (похожий на скандинавский) северный пейзаж и эпос «Калевала», – на Всемирной выставке 1900 года в Париже. У Финляндии был отдельный от империи павильон, который должен был показать финское своеобразие, отличное от России и родственное Европе. В принципе, это удалось.

 

Озеро Кейтеле. 1905 год. Художник А. Галлен. Источник: Wikimedia Commons

 

Под воздействием процессов формирования нации все больше ассоциируя себя с Финляндией, в 1907 году Аксель Галлен видоизменяет имя и фамилию на финский манер и официально становится Аксели Галлен-Каллелой. Находя вдохновение в финском архаизме и продолжая «углубление в мировую историю», в 1909-1910 гг. он путешествует по местам зарождения человечества – по территории современной Кении.

 

Охотник и гепард. Между 1910 и 1914 гг. Художник А. Галлен-Каллела. Источник: Wikimedia Commons

 

Независимость Финляндии. Роль Галлена-Каллелы в формировании идентичности

К началу ХХ века процессы нациестроительства в Финляндии переходят от культурного этапа к политическому. Формируются тайные общества (кагаль), налаживаются контакты с противниками России – Японией, Германией, российскими партиями, готовившими революцию. Готовятся и совершаются террористические акты – например, в 1904 году в здании Финляндского сената Эйген Шауман, швед, сын финляндского сенатора, выстрелом из пистолета смертельно ранил генерал-губернатора Финляндии Бобрикова. После начала Первой мировой войны все больше представителей финской элиты стали симпатизировать немцам и готовиться к вооруженной борьбе. После октябрьских событий 1917 года и фактического распада империи, Финляндия получает независимость. Исходя из «права народа на самоопределение», большевики, надеясь на мировую революцию, поначалу никому не препятствовали. Помогая местным коммунистам, советская власть вернула под свой контроль почти все народы бывшей Российской империи. Исключение составили поляки, активно боровшиеся с Россией, а также балтские и финские народы Прибалтики и Финляндии. Причем, если Польша имела богатый национальный и государственный опыт, то у Финляндии его не было. Национальной идеей Финляндии стал «карелианизм», придуманный шведской культурной и научной элитой (Спарре, Галлен, Доннер и др.).

Войска независимой Финляндии, ведомые шведом, будущим маршалом и президентом Карлом Густавом Эмилем Маннергеймом (1857-1951 гг.), победили в Гражданской войне. В этой войне принимал участие и сам Галлен-Каллела, и его сын Йорма. Позднее сын продолжит дело отца: станет художником и погибнет на второй день Зимней войны в чине лейтенанта.

 

Карикатура для журнала «Fyren» 1918 года, показывающая Галлена-Каллелу, придумывающего национальные символы. Источник: gallen-kallela.fi

 

Со свояком своего друга Луиса Спарре маршалом Маннергеймом у Галлен-Каллелы сложились дружеские и рабочие отношения. В 1919 году Галлен-Каллела даже был назначен его адъютантом. Маршал предложил художнику заниматься дизайном флагов, государственных символов и униформы независимой Финляндии. Галлен-Каллела разработал дизайн финского форменного штык-ножа образца 1919 года, выпускавшегося компанией «Fiskars». Также он придумал дизайн орденов Белой розы Финляндии и Креста Свободы. Кроме того, Галлен-Каллела предложил использовать для национального флага сочетание белого креста на синем фоне, что, однако, слишком напоминало шведский (желтый крест на синем фоне) и, особенно, греческий флаги. От этой идеи пришлось отказаться. Все же цветовая гамма Гален-Каллелы сохранилась на финском флаге в виде синего скандинавского креста на белом фоне.

Особенно интересна разработка государственных символов так называемой Ухтинской республики. Получив независимость, финны решили насильно присоединить к Финляндии и «свою духовную родину» – Карелию.

В конце марта 1918 года отряд шюцкора (добровольной военизированной организации, созданной в 1918 году для борьбы с коммунистами) занял село Ухта в Беломорской Карелии, где было организовано местное самоуправление.

21 марта 1920 года временное правительство созвало съезд представителей 11 северных волостей, в работе которого приняли участие 116 делегатов. Существуют неподтвержденные сведения о том, что 29 марта были окончательно утверждены герб и флаг независимой Карелии, созданные Галлен-Каллелой.

 

664px-Coat_of_Arms_of_East_Karelia__1920-1922_.svg_1.jpg 

Герб Ухтинской республики. 1920 год. Автор А. Галлен-Каллела. Источник: Wikimedia Commons

 

Герб представлял собой двуцветный красно-зеленый варяжский щит, увенчанный традиционным головным убором лесорубов. На щите был изображен медведь черного цвета с сучкорезом весури в лапах, попирающий цепь, с белыми искрами северного сияния над головой.

 

810px-State_flag_of_East_Karelia__1920-1922_.svg.jpg 

Флаг Ухтинской республики. 1920 год. Автор А. Галлен-Каллела. Источник: Wikimedia Commons

 

Национальный флаг представлял собой черный скандинавский крест с красной каймой, расположенный на зеленом полотнище. Цвета флага имели следующее значение: зеленый символизировал лес и природу страны, красный — кровь, пролитую за родину, а также радость и огонь, поскольку в древности предки карел использовали подсечно-огневое земледелие, черный — родную землю и печаль. Вскоре в Ухту вошли советские войска, и сепаратизм был пресечен.

Тем не менее, финны предприняли еще несколько попыток присоединить Беломорскую Карелию. Осенью 1921 года было подготовлено восстание среди карел. Политическим руководителем восстания был Василий Сидоров, известный под псевдонимом «Укки Вяйнямёйнен», а военным руководителем — Ялмари Таккинен – под псевдонимом «Илмаринен». Невзирая на звучные имена могучих героев «Калевалы», советские войска подавили восстание и 7 февраля 1922 года заняли столицу — село Ухта.3

Перехватывая «культурное знамя карелианизма», советская власть в 1935 году переименовала Ухтинский район в Калевальский. Поселок Ухта был переименован в 1963 году в поселок Калевала, чтобы не путать с городом в Коми АССР.4

После неудачного завершения попытки присоединения Карелии, Галлен-Каллела вернулся к творчеству. С 1923 по 1926 путешествовал по США, изучая индейское искусство. В 1928 году оформил стены вестибюля Национального музея Хельсинки сюжетами своей «калевальской серии». Если Лённрот «взял» у народа руны и написал «Калевалу», то Галлен-Каллела почти сто лет спустя своей настенной живописью «вернул» его народу. В 1931 году он умирает в Стокгольме, возвращаясь из Дании, где читал лекции.

 

Аксели Галлен-Каллела на фоне своих творений в музее. Фото 1928 года. Источник: Wikimedia Commons

 

Галлен и Рерих. Дружба и взаимовлияние

Интересно, что на протяжении творческой жизни Галлен-Каллелу связывали дружеские отношения с представителями российской интеллигенции: Леонидом Андреевым, Максимом Горьким, Ильей Репиным, Сергеем Дягилевым и др. Особенные творческие и дружеские отношения сложились у Аксели Галлен-Каллелы с Н.К. Рерихом.

 

Аксели Галлен-Каллела. Художник И.Е. Репин. 1920 год. Источник: Wikimedia Commons

 

Николай Константинович Рерих (1874-1947 гг.) – русский художник, философ-мистик и археолог. По легенде, фамилия Рерих имеет отношение к легендарному основателю русской государственности – варягу (возможно, выходцу из шведских земель) Рюрику. Николай Константинович с 1895 года учился живописи в студии знаменитого художника А. И. Куинджи, с 1898 года сотрудничал с Петербургским археологическим институтом. Профессионально проводя археологические раскопки, Рерих и в живописи стремился отображать историю Руси и народов, ее населявших.

 

На Дальнем Востоке. 1904 год. Художник Н.К. Рерих. Обратите внимание на использование ориентализма. Сражение богатырей и самураев как аллегория русско-японского противостояния 1904-1905 гг. Источник: rerih.org

 

С 1894 по 1904 годы Рерих много путешествовал по историческим местам России, где пытался понять историю своей страны, найти «русскую духовную родину». В раннем периоде его творчества выделяются исторические полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895 г.), «Вечер богатырства Киевского» (1896 г.), «Гонец (Восстал род на род)» (1897 г.), «Сходятся старцы» (1898 г.), «Идолы» (1901 г.), «Строят ладьи» (1903 г.) и др.

 

Северный этюд. 1905 год. Художник Н.К. Рерих. Источник: rerih.org

 

В начале ХХ века Рерих и другие участники «Мира искусства» репрезентовали русскую идентичность во Франции. Некоторые критики именно с работами Рериха связывали представления о «новом русском национальном искусстве».

 

Колдуны. 1905 год. Художник Н.К. Рерих. Источник: Wikimedia Commons


В статье «Неонационализм» Рерих писал, что культурная преемственность передается пространством, почвой, а не кровью; а племена, сменяющие или соседствующие друг с другом – лишь орудия этой преемственности. Для Рериха изображение финнов и скифов было так же важно, как изображение славян и скандинавов. Сложение неонационального искусства Рерих видел в возрождении архаики.

 

Голова финна. 1900-е. Художник Н.К. Рерих. Источник: rerih.org

 

После знакомства с работами Галлена Рерих был восхищен ими, с еще большим вниманием он отнесся к любимому им Северу (современной Карелии и Ленинградской области). В 1907 году Рерих побывал в Финляндии, где еще больше проникся духом Севера.

 

Избушка в горах. 1911 год. Художник Н.К. Рерих. Источник: rerih.org

 

В 1916 году из-за болезни лёгких Рерих вместе с семьей по настоянию врачей переезжает в Великое княжество Финляндское на побережье Ладожского озера. В тревожном 1917 году Рерих и Галлен-Каллела встретились и пообщались в Петрограде.

 

Карельский пейзаж. 1917 год. Художник Н.К. Рерих. Источник: rerih.org

 

После обретения независимости Финляндия закрывает границы и проводит в 1918 году выселение русских, так или иначе подозреваемых в связи с большевиками. Благодаря своевременному заступничеству Галлен-Каллелы Рериха не выселяют. Он пишет картины и стихи, с успехом проводит выставки в Финляндии, Швеции и Дании.

 

Дочь викинга. 1918 год. Художник Н.К. Рерих. Источник: rerih.org

 

В 1919 году Рерих с целью подготовки к индийской экспедиции уедет в Англию, а затем в США, где будет помогать Галлен-Каллеле в решении его вопросов с картинами. Два истинных патриота, великих художника-модерниста, увлеченных поиском национальной и наднациональной архаики в Европе, Азии, Африке и Америке, будут переписываться, но больше не увидятся. Один станет легендой нации, которую, во многом, вообразил и изобразил, а другой, услышав «зов Шамбалы» покинет Родину и станет философом-мистиком (и путешественником-авантюристом) мирового масштаба.

 

***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Кроме того, влияние «Калевалы» чувствуется в творчестве поэтов русского Серебряного века: Брюсова, Городецкого, Хлебникова. «Калевалой» вдохновлялись Генри Лонгфелло при создании «Песни о Гайавате» и профессор Толкин при создании «Сильмариллиона».

2 Интересно, не этим ли произведением вдохновлялся Леонид Гайдай, снимая свою немую короткометражку «Самогонщики» (1961 года). В 1980 году в Порвоо Гайдай снимет комедию «За спичками» из жизни финнов и карелов при русском царе.

3 Подробнее в материале GoArctic.

4 Интересно, что в 2013 году эскизы государственной символики Ухтинской республики, нарисованные Галлен-Каллелой, были приняты местными депутатами в качестве официального герба Калевальского поселения.

далее в рубрике