Традиционные знания, белый медведь и современность
Медведи относятся к людям примерно так же, как к другим медведям.
Сотрудник нацпарка «Русская Арктика» у берлоги белого медведя в маскировочной зимней куртке. Фото: А. Ермолин
Современная деятельность и традиционное знание
Будучи когда-то участником конференции по изучению и сохранению дикого северного оленя в канадской территории Юкон, я был свидетелем тому, насколько уважительно относятся учёные и специалисты по охране природы к знаниям «первых людей» – индейцев и эскимосов, как местные сообщества вовлечены в управление собственными ресурсами. Общины коренных народов участвуют в разработке и согласовании планов управления ресурсами, квотировании добычи диких животных и так далее. И главное тут – это использование на современном уровне так называемых «традиционных знаний», когда веками (и даже уже тысячелетиями) выработанные основы локального природопользования являются залогом устойчивого развития Арктики. В части животного мира, конечно, это особенно заметно в домашнем оленеводстве, когда добывающие компании вынуждены вести свои работы на пастбищных территориях, и без постоянного диалога с оленеводами говорить о сколь-нибудь значимом сохранении природы и уклада жизни людей при одновременном развитии недропользования, – невозможно. Но не меньше значат традиции, практические навыки и способы длительного совместного сосуществования с суровой северной природой проживающих здесь коренных народов для того, чтобы современный человек, представитель урбанистического мира, смог удержаться и не разрушить бесповоротно этот хрупкую вселенную, пытаясь просто привнести своё «городское» представление о её устройстве.Казалось бы, новые методы научного познания позволяют обойтись без использования «бытового» опыта северных народов. Спутниковые технологии, беспилотные летательные аппараты, химические лаборатории – разве они не могут заменить эмпирику старожилов, передаваемую, к тому же, из уст в уста многие поколения, зачастую без письменной фиксации? Оказывается, нет, не могут. Более того, если мы забываем про традиционные знания, то зачастую совершаем ошибки в общении с дикой природой или «изобретаем велосипед». Разберём этот постулат, читая вышедшую недавно книгу Владилена Кавры «Род белого медведя. Белый медведь в культуре коренных жителей Чукотки». В настоящее время это, пожалуй, единственный хорошо оформленный источник сведений о том, как дикое животное, занесённое ныне в Красную книгу, было «понято» арктическим народом много-много лет тому назад. К сожалению, сам автор не дожил до выхода своего труда…
Обложка книги Владилена Кавры
Начнём с интересной информации, которую мы получаем, прочитав книгу. Все помнят мультфильм про Умку, вышедший в 1969 году? В нём Умка – это маленький белый медвежонок, с тех пор все это хорошо запомнили. Так вот, оказывается, «умкы» – это белый медведь вообще, а вот мультяшный медвежонок по-чукотски назывался бы – «умкэкэй»! Так писатель Юрий Яковлев адаптировал название к русскому языку. Но, оказывается, чукчи имеют целых десять градаций белых медведей по возрасту и по полу и ещё двенадцать – по типу поведения. Традиционные знания отражают физиологическое состояние медведя, позволяют корректировать и поведение человека в момент встречи с животным. Это очень важно, ведь такое подробное деление как раз способствует правильной интерпретации намерений зверя относительно человека.
Как одеваться для белого медведя
Интересен аспект выбора одежды для нахождения среди белых медведей. Да, одежда должна быть тёплой и обеспечить возможность длительного нахождения в условиях низкой температуры воздуха и возможного сильного ветра с метелью. Но ещё очень важен выбор её цвета! В какой цвет одеваться, если цель – изучение белых медведей? А во что надо одеть сопровождающего группу туристов сотрудника? Некоторые советы на этот счёт можно получить из опыта жителей Чукотки. Мы привыкли одеваться либо в цвета, соответствующие окружающей обстановке, либо во что-то яркое, чтобы было издалека видно. Учёный будет стараться надеть маскировочный белый (или в целом «арктической» раскраски) костюм, чтобы не выделяться на фоне льдов и снега. Это, конечно, не будет препятствовать распространению запахов человека, но всё же позволит на дистанции дольше оставаться незаметным.
Инспектор заповедника «Медвежьи острова» во время весеннего учёта в зимней полевой одежде. Фото: И. Мизин
Но как на это реагирует белый медведь? Ведь если и туристы также будут незаметны, не приведёт ли это к тому, что белый медведь не обнаружит их заблаговременно?
Наверное, надо всех одеть в красное! Мы знаем уже, что белые медведи имеют хорошее зрение, вполне себе различают цвета (как минимум, на уровне человека-дальтоника) и способны в целом различать основную гамму. Тут на помощь приходит традиционное знание: если одежда красного цвета, то это может ассоциироваться у хищника с кровью, особенно, если человек в такой одежде прилёг или низко присел. Надо, следовательно, избегать такой одежды у тех, кто во льдах находится с туристской целью. Красный или оранжевый цвет вызывает повышенное любопытство к объекту со стороны белого медведя. А вот белый цвет, наоборот, спокойное и даже безразличное. Так что правы зоологи, носящие маскхалаты. Ну, а тёмные тона служат причиной осторожного (в книге Кавры – «трусливое, любопытное») отношения зверя к силуэту человека. Согласитесь, что, зная такие вещи, уже можно более осмысленно выбрать полярную одежду для той или иной категории людей. Иногда бывают и «попадания» – так, например, в национальном парке «Русская Арктика», не подозревая об опыте северных народов в общении с белыми медведями, с третьей попытки выбрали тёмный цвет одежды для своих сотрудников, что совпало с вышеописанным знанием.
Даже в тумане красный цвет крутки может привлечь белого медведя. Фото: И. Мизин
Сотрудник «Русской Арктики» в тёмном обмундировании сопровождает туристическую группу на Северном полюсе. Фото: А. Ломакин
Поведение белого медведя
Для людей, находящихся в Арктике в ареале белых медведей, встречи с этими животными не редкость. Эти встречи потенциально опасны, однако вовсе не каждый белый медведь стремится сразу наброситься на увиденного издалека человека. Тем не менее, полезно уметь различать особенности поведения хищников. Конечно, оценить степень угрозы конкретного медведя может либо специалист, изучавший такие науки, как этология, физиология млекопитающих и некоторые другие дисциплины, либо человек, долгое время живущий среди белых медведей и имеющий большой опыт наблюдения за ними. Такой опыт у чукчей накопился примерно за пару тысячелетий их совместной жизни с белыми медведями, поэтому знать его необходимо. Этот опыт говорит нам без всяких научных статей, что возле источника пищи (выброшенного на берег кита или погибших на лежбище моржей) могут собираться целые группы медведей. Такие агрегации впоследствии были описаны в научной литературе и являются сегодня важной чертой жизни белых медведей.
Белые медведи «предпочитают индивидуальное пространство». Причём оно составляет примерно 15-20 метров, как говорит нам традиционное знание. А поскольку оно сформировалось в том числе в ходе непосредственного контакта чукчей со зверями в самых разных ситуациях, то представляется более надёжным верить этим цифрам, чем присутствующим в некоторых смешных инструкциях по предотвращению конфликтных ситуаций между человеком и белыми медведями рекомендациям, что уже с тридцати метров надо обязательно стрелять в зверя. Полная, конечно, чушь. «Медведи смотрят на людей, как на часть окружающей их среды. Наблюдая взаимоотношения между особями медведей, они относятся и реагируют на людей примерно так же как, как они относятся к другим медведям».
Меры предосторожности при встрече с белыми медведями
Отпугивание белого медведя при помощи вытянутой вперёд палки (или копья, как это бывало раньше) – традиционный чукотский приём. Многолетний опыт рекомендует, что при приближении зверя нельзя убегать, кричать. Нужно стоять неподвижно. Ну, и поднять вверх то, что есть в руках. Нет ничего – поднимайте вверх руки. Почему так надо себя вести? Ответ довольно прост: «При встрече медведей происходит проверка доминированием. Медведи всегда блеф-атакуют». Вот и демонстрация человеком себя в виде более высокого и крупного объекта может предотвратить нападение и остановить белого медведя, который видит, что перед ним явно «доминирующее» существо. Этим приёмом активно пользовались работники заповедника «Остров Врангеля», которые много времени проводили с местными жителями и знали их приёмы. Этими навыками они поделились с сотрудниками заповедника «Ненецкий», чья островная территория находится на самом краю возможного захода белых медведей карско-баренцевоморской субпопуляции. В 2017 году с применением традиций Чукотки их знакомил известный российский полярный зоолог Анатолий Кочнев. Метод «большой дубины» отлично применим в опытных руках. Ну, а неопытным туристам лучше наблюдать белых медведей с борта круизного теплохода или под присмотром арктического гида.
Анатолий Кочнев ведёт семинар для работников заповедников по способам отпугивания белых медведей на острове Матвеев. Фото: Н. Першанина
Коренные жители считали берлогу белых медведей домом. Добыча медведиц в берлогах строго воспрещалась! О нахождении берлог всегда сообщали охотникам, эти места они объезжали стороной.
Табу при добыче медведей
Несмотря на то, что белые медведи были объектом охоты и источником пропитания для чукчей, было несколько ограничений на этот процесс. Вот эти «семь строгих табу»:
-
Нельзя добывать медведиц с медвежатами. Разбивать семью, убив одного медведя.
-
Нельзя добывать медведиц в берлогах. Как у людей, берлога – жилище белых медведей.
-
Нельзя одному семейному клану или одной семье добывать более одного белого медведя в течение двух-трёх лет.
-
Нельзя добывать животных семьям, имеющим грудных или малолетних детей.
-
Нельзя добывать медведей с человеческим поведением. Человеческое поведение (примечание автора) в данном случае предполагалось коренными жителями Арктики следующее: когда медведь зевает, прикрывает морду лапой, приходит на могилу, играет с собакой, ведёт себя очень спокойно.
-
Нельзя добывать медведей в летний период. Достаточно другой пищи. Ворс на шкуре в это время линял и был очень редким. Исключение: добыть медведя могли в случае болезни родственника.
-
Семьи с медвежьим родом вводили ограничения на добычу. Существовала строгая очередность добычи медведя во всём семейном клане.
И пока «цивилизованный белый человек» не пришёл в Арктику, за судьбу медведей можно было не беспокоиться, северные народы жили с ними в относительно гармоничном состоянии. Но, увы, как только шкуры белых медведей попали на рынки Европы и Америки, начался безудержный промысел этого вида. Погоня за деньгами и тогдашний уровень экологических знаний быстро привели к тому, что традиционные знания были забыты или воспринимались как «пережитки прошлого». Белых медведей стреляли везде и всегда без счёта, родовые берлоги безжалостно раскапывались, медвежат забирали, а медведиц убивали на месте. Даже многие коренные жители, забыв заповеди предков о добыче только одного зверя, приняли участие в этом процессе. К чему это всё привело, известно очень хорошо: к 1956 году в Советской Арктике белых медведей стало настолько мало, что пришлось вводить абсолютный запрет на их промысел…
Новое внимание к традиционному знанию
Отчасти в наше время традиционные знания снова стали востребованы – например, в Чукотском автономном округе довольно успешно работает «Медвежий патруль», участники которого в национальных посёлках ведут предупредительную и разъяснительную работу, направленную на предотвращение конфликтов с белыми медведями. Брат Владилена Кавры Сергей, активно участвует в этой работе, сохраняя принципы, заложенные его предками. Администрация округа активно поддерживает эту инициативу, например, уже в течение ряда лет проводя единственную в нашей стране тематическую конференцию – «Вселенная белого медведя». Ежегодно на Чукотку съезжаются специалисты, изучающие этот вид по всей Арктике, чтобы обсудить текущее положение дел.
Автор статьи и Сергей Кавры в Анадыре на «Вселенной белого медведя». Фото: А. Кочнев
По теме традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера существует довольно обширная литература, уже есть некоторая систематизация их и в России. Например, выделена та часть этих знаний, которая непосредственно даёт информацию о живой природе. В исследовании, проведённом на полуострове Таймыр, выделено три основных типа данных, получаемых от коренного населения в качестве традиционных экологических знаний. Мы рассмотрели по этой классификации так называемые «объективные данные (наблюдения в природе)». Их можно применить для естественнонаучных исследований: зоологических, ботанических, климатических, ландшафтно-экологических – и интерпретировать с точки зрения современной научной проблематики.
Ну и, конечно, крайне важно формировать экологическую культуру населения на основе «включения традиционных экологических знаний в процесс образования и просвещения. Именно их экологическое сознание, мышление, поведение позволят описать взаимодействие с природой не с точки зрения потребителя, а с позиции индивида природной среды».
Современный акцент на развитие познавательного (и не только) туризма в Арктике также должен быть основан на знании культурных основ взаимодействия с окружающей природой коренных народов. Только тогда не придут на смену людям, некогда убивавшим медведей в весенний период, «туристы», желающие погонять в это же время на вездеходах по местам расположения берлог в поисках красивой фотографии. Новые возможности, которые даёт человеку мощная техника, требуют и ограничений, тем более на особо охраняемых природных территориях, в национальных парках и заповедниках.
***
Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика», специально для GoArctic
Литература
Кавры В. Род белого медведя. Белый медведь в культуре коренных жителей Чукотки. – СПб, 2017. – 96 с.
Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия на территории полуострова Таймыр, Россия: поддержание взаимосвязи ландшафтов». – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ethnoexpert.ru/ru/undp-taimyr.html
Паровщиков В.Я. Белый медведь на Земле Франца-Иосифа //Проблемы Севера. Промысловая фауна Крайнего Севера и ее использование, вып. 11, М: Наука, 1967. – с. 149-159.
Минеев А.И. Белый медведь (остров Врангеля) // Советская Арктика, № 5. – 1935. – с. 33-44.