500 лет по Северному пути
12 декабря в новом здании Третьяковки на Кадашевской набережной в Москве открылась выставка «Арктика. Полюс цвета»
Куратор Светлана Усачева (слева) и заместитель гендиректора ГТГ по развитию новых музейных пространств Дарья Парфененко на открытии выставки. Фото предоставлено ГТГ
По замыслу организаторов выставка «отражает эволюцию восприятия северного края». В уходящем году в России отмечают 500-летие начала освоения Северного морского пути, поэтому «отражать» пришлось много чего.
«Континент, полный красок»
Слово «полюс» ассоциируется с крайними проявлениями чего-либо, в данном случае – цветовой гаммы. Она за полярным кругом может показаться предельно минималистичной, но это, во-первых, как повезет (северное сияние случается не каждую полярную ночь), а, во-вторых, надо иметь в виду, что художники смотрят на окружающий мир совсем по-другому.
«Арктика глазами художников – континент полный красок и краски эти разные, – объясняет сотрудник сектора новейших течений Третьяковки Мария Седова, – даже на первых картах, составленных русскими землепроходцами, уже есть яркие пятна. Ими отмечены реки, протоки, проливы, первые монастыри и города. Что уж говорить о творениях профессиональных художников более позднего времени».
Куратор выставки Мария Седова. Фото из архива М. Седовой
Мария Седова – одна из тех, кто придумал этот проект. Вместе с Надеждой Мусянковой, Светланой Усачевой, Ангелиной Лебедевой и Никитой Ерофеевым.
«Мы отобрали произведения по арктической теме из собрания Третьяковской галереи, – рассказывает Мария, – придумали сюжетные остановки на нашем художественном пути и стали "нанизывать" на него материал из других музеев и частных коллекций».
Так, Сергиево-Посадский музей-заповедник предоставил коллекции чукотской и эскимосской резьбы конца XIX – 70-х годов XX в. Некоторые работы будто сделаны по эскизам Фёдора Решетникова. Художник известен как автор вошедшей в учебники русского языка картины «Опять двойка», но, кроме того, он был участником экспедиций Отто Шмидта на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин».
.jpg)
Летчики, спасшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Их и запечатлел на своей картине челюскинец Федор Решетников. Фото предоставлено ГТГ
Ода полярникам
Советскую эпопею в Арктике 1930-х годов можно сравнить по масштабу разве что с космическим проектом 1950-1960-х годов. Не удивительно, что на выставке ей посвящено множество работ. Это и скульптурная композиция «Челюскинцы» (1939), выполненная в технике Богородской игрушки, и полный драматизма пейзаж Алексея Рыбникова «Первая Ленская во льдах» (1934), и минималистичные «Полярники» (2010) красноярского художника Алексея Мартинса…
.jpg)
Почти белый квадрат Алексея Мартинса. Фото предоставлено ГТГ
На «Полярниках» следует остановиться отдельно. Две работы серии как раз про минималистичное (и очень распространенное в массовом сознании) восприятие Арктики. Перед нами монохромные пейзажи: на белом фоне непропорционально малые изображения людей и техники. По замыслу художника, они создают «пространственный эффект, характерный для восприятия этой территории».
Послание несет и то, как в начале 2010-х создавалась серия. В выставочном пространстве в Москве принтер печатал графические листы, отправленные по интернету из Красноярска. Получился перформанс, цель которого Мартинс сформулировал следующим образом: «преодолеть сибирскую дистанцию посредством искусства».
На контрасте с Мартинсом работы многих других художников, представленных на выставке, радуют яркими сочными красками. Отметим такие образцы арктического пейзажа, как «Северная соната» (1927) Митрофана Берингова и «Не для туристов» (1964) Игоря Рубана, а также портрет коренной жительницы Севера «Счастливая» (1974) Андрея Яковлева.
.jpg)
Работа почетного полярника СССР Игоря Рубана «Не для туристов». Фото предоставлено ГТГ
Луна странствий
Само по себе интересно, как участники выставки попадали в Арктику. Художник-концептуалист Георгий Кизевальтер попал по распределению – три года он отработал учителем английского языка в деревнях и небольших городах Якутии. От этого времени остались экзотические сувениры вроде унт и шкур якутских лошадей, которые много позже оформились в работу «Воспоминания о Якутии» (1988).
«У меня зародилась идея, – объясняет Кизельватер, – показать контраст "теплой" "Большой земли", где я родился и где оставались все мои друзья, пока я жил в Нюрбе и Мирном, и холодной сибирской землей, где мне так и не удалось "свить гнездо", хотя меня весьма настойчиво к тому подталкивали директора школ, где я работал».
.jpg)
«Воспоминания о Якутии» Георгия Кизельватера. Фото предоставлено ГТГ
Архипелаг Шпицберген художник и писатель Леонид Тишков увидел в 2010 году в составе международной экспедиции. Так родился его «Арктический дневник», состоящий из фотографий, рисунков черной ручкой и заметок на полях, в которых читается боль автора за погибающую на наших глазах экосистему. «Зачем? Убивать китов сейчас?» – написано на одном из листков дневника.
Пожалуй, самый известный проект Тишкова – мобильная световая инсталляция «Частная луна». С 2004 года «луна» странствует по миру вместе со своим хозяином. Побывала она и на Шпицбергене. На льдине или на заброшенной метеовышке, на берегу океана или у избушки полярника (напуганный полярник вышел к ней с ружьем) – везде «луна» смотрится органично и, вместе с тем, волшебно.
Дачный несезон
Специально к выставке фотограф Мария Груздева отобрала работы из проекта «Луораветлан», который она ведет с 2020 году.
«На Крайнем Севере, – рассказывает Мария, – я встретила слово, которое в каждом языке звучит по-своему: "ненэй ненэць" на ненецком, "луораветлан" на чукотском. Но в переводе они означают одно – "настоящий человек". Этот проект не только об особенном пространстве Заполярья, но и об удивительных людях, живущих там».
Особенные в Арктике не только люди, но и животные. В 2021 году фотограф Дмитрий Кох вместе с друзьями снял судно, чтобы дойти на нем до острова Врангеля. Всё ради самой большой в мире популяции белых медведей. Из-за шторма команда недалеко ушла от материка и бросила якорь у острова Колючин. Это была фотографическая удача, ведь медведи на Колючине жили в… интерьерах заброшенной метеостанции.
Снимок Дмитрия Коха с белым медведем в окне был признан лучшим изображением дикой природы в антропогенном окружении на конкурсе «Дикая природа России» от журнала National Geographic. Название снимка, – «Дачный сезон», – напоминает нам о том, что в новогодние праздники делать на даче нечего. Вместо этого самое время сходить на выставку «Арктика. Полюс цвета» в Третьяковке.
%20(1).jpg)
Фоторабота Дмитрия Коха как символ сосуществования человека и дикой природы в Арктике. Фото предоставлено Государственной Третьяковской галерей (ГТГ)
Кроме отмеченных выше, вы увидите работы Тыко Вылки и Константина Панкова, Александра Борисова и Константина Коровина, Федора Конюхова и Аркадия Насонова, и многих других замечательных авторов. Выставка продлится до 21 июня.
.jpg)
Панно «Ловля рыбы на Мурманском море» (1896) Константин Коровин написал для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Фото предоставлено ГТГ
***
Алексей Егоров, специально для GoArctic