Сейчас в Архангельске

16:50 0 ˚С Погода
18+

Корабли-призраки, восьмидесятый градус и каникулы на ледоколе

Арктический книжный обзор: ещё раз про конвой PQ-17, автофикшен морского геолога, экспедиция к Северному полюсу глазами ребёнка

Литература Книги об Арктике Ледоколы Арктические конвои
Наталья Ломыкина
29 октября, 2024, 07:00

Корабли-призраки, восьмидесятый градус и каникулы на ледоколе



Уильям Жеру «Корабли-призраки: Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой»

Издательство «Альпина нон-фикшн», перевод с английского Заура Мамедьярова

История арктического конвоя PQ-17, который 27 июня 1942 вышел из Исландии в СССР со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании, известна многим, кто интересуется историей Второй мировой войны и Арктикой. Крупный, нагруженный самолетами, танками, грузовиками, топливом арктический конвой из 35 грузовых судов под прикрытием 21 боевого корабля должен был прибыть в Мурманск. Однако разведка показала, что немцы обнаружили конвой и готовится атака. Тогда первый морской лорд Британского адмиралтейства Дадли Паунд лично отдал трагический для многих приказ: «Конвою рассеяться!». Транспортные суда остались без защиты крейсеров и эсминцев в коварной летней Арктике с ледяным штормом, где волны замерзают на весу, с бесчисленными айсбергами, липкими туманами и сводящими с ума миражами. Под налетами бомбардировщиков, преследуемые подводными лодками, они продолжили двигаться мурманским маршрутом, который Уинстон Черчилль называл «худшим в мире». 

В это время у норвежских берегов стоял, готовый выйти наперехват, грозный линкор «Тирпиц», самый большой боевой корабль военно-морских сил Германии. Матросы арктического конвоя между собой называли его «злым и страшным серым волком», а все тот же лорд Паунд, оценивая вооружение немцев, сказал, что если бы немецкими ВМС в Норвегии командовал он, то с таким линкором мог бы гарантировать Гитлеру, что ни один транспорт союзников до Мурманска не дойдет.

Операция закончилась потерями: 22 судна арктического конвоя PQ-17 были потоплены, 153 человека погибли, однако 13 судов все же дошли до берегов СССР и передали помощь. Среди них мини-конвой лейтенанта Гредуэлла – три судна под охраной траулера «Айршир», которые находчивые моряки для маскировки покрасили в белый цвет и увели на север вдоль кромки полярного скопления дрейфующего льда. О них американский журналист Уильям Жеру и написал «Корабли-призраки».

Для работы над этой книгой Жеру тщательно изучил историю арктических конвоев Второй мировой, прочел и сопоставил дневники, письма и воспоминания участников PQ-17, провел десятки интервью с теми из военных моряков, кто еще остался в живых, и их родственниками. Его собеседником, например, был Джеймс Бекер Норт, на момент выхода конвоя самый молодой – всего двадцать лет! – и неопытный матрос судна «Трубадур», который «никогда прежде не выходил в море, а о Советском Союзе знал лишь, что "это большая страна, которая тоже воюет с немцами"». Жеру сделал его одним из основных действующих лиц своей книги, потому что мог не только проверить фактологию воспоминаний Норта, но и расспросить его самого о чувствах: «Когда конвой отбил атаку немецких торпедоносцев, Норта охватил воинственный настрой и он почувствовал себя неуязвимым. Теперь же, наблюдая за тем, как конвой рассеивается, Джим, по его собственным словам, "испугался до чертиков"». 

Важной находкой для Жеру стал путевой дневник американского офицера Говарда Каррауэя из экипажа того же корабля «Трубадур» – он писал своей молодой жене Авис практически каждый день и описывал в том числе отношения внутри команды и само старенькое судно, которое называл то «грудой мусора», то «проклятым сортиром дальнего плавания».

Понимая, что одними документами нельзя вдохнуть жизнь в события 80-летней давности, Уильям Жеру побывал в России, Исландии и Норвегии и сам прошел арктическим маршрутом по Норвежскому, Баренцеву и Белому морям. В итоге у него получилась книга, которая даст фору любым приключенческим романам и историческим детективам. В ней есть большая политика, реальная военная драма, сложнейший моральный выбор и человеческое мужество – и всё это в арктических льдах. Никакому фантасту не придумать более сложные для выживания условия, чем достались военным морякам конвоя за семь месяцев арктического дрейфа: липкие объятия тумана, коварный блинчатый лед, тяжелые многослойные сложные миражи и «дьявольский зеленый свет солнца».

Уильям Жеру не первый, кого увлекла драматичная история арктического конвоя PQ-17: в 1950-х вышли книги Алистера Маклина «Крейсер “Улисс”» и Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя PQ-17», затем в 1970-х о тех же событиях Владимир Довгань снял фильм «Семнадцатый трансатлантический», а Валентин Пикуль написал исторический роман «Реквием по каравану PQ-17»  (в 2004 году его экранизировал под названием «Конвой PQ-17» режиссер Александр Котт). Уильям Жеру фокусируется на малоизвестной части трагедии конвоя PQ-17, и «Корабли-призраки» убедительно дополняют общую картину.

Безусловная сила текста Жеру в его динамике – он с первых страниц буквально заставляет тебя жить в Арктике, на борту судна, которому ничего не остается, кроме как идти вперед по кромке спрессованного льда. За счет живых голосов участников и журналистского умения Жеру писать у читателя остается ощущение подлинности пережитого, но при этом «Корабли-призраки: Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой» дают объективное ретроспективное осмысление не слишком известных, но очень важных для хода Второй мировой войны событий.



Елена Попова «Восьмидесятый градус»

Издательство «Альпина.Проза»

С историческими обстоятельствами, военной необходимостью и экстремальными условиями, в которых оказались участники арктического конвоя, читателю все более или менее понятно. А что происходит в Арктике в мирное время, кто сегодня может отправиться в арктическую экспедицию, как условия дрейфа во льдах переносит не морской офицер, а женщина-ученый? Морской геолог Елена Попова после научной экспедиции в Арктику ради изучения океанического дна превратила собственные наблюдения, дневники и почти ежедневные письма подруге – исследовательнице современного театра Полине Шатохиной – в автофикшен «Восьмидесятый градус». 

Научная экспедиция ее героини – молодого полярного геолога Лиды из петербургского НИИ – тоже семимесячный дрейф в арктических льдах. Но, в отличие от моряков конвоя PQ-17, ни Лиде, ни ее коллегам-ученым, ни журналистам, которые находятся на борту, не нужно сражаться за жизнь. Экспедиция идет по плану, хотя Арктика, конечно, показывает свой непростой характер. И все же «Восьмидесятый градус» в большей степени история психологическая.

Молодой женщине предстоит жить и работать на огромном судне в коллективе малознакомых людей, преимущественно мужчин, с которыми у нее не так много общего (да и сама она далеко не подарок). Ясно, что это и в обычном рабочем коллективе задача не из легких, но на суше хотя бы не качает, и с работы можно уехать домой, и в любой момент позвонить тому, кто тебя понимает. С экспедиционного судна никуда не деться. 

Каждый день на борту Лидой воспринимается как преодоление, ведь даже рутинные действия – например, выйти на палубу за едой – становятся для неподготовленного человека испытанием. По льду идут трещины, за бортом –38 градусов, работа требует отдачи, но для Лиды главным становится внимание к психологическому климату в коллективе. 

«Восьмидесятый градус» – женский автофикшен об адаптации человека ХХI века к себе подобным. Истории об арктических экспедициях, по большому счету, всегда состоят из двух ключевых разновидностей противостояния: человек – природа и человек – человек. Но если в книгах об экспедициях прошлого главным испытанием все-таки всегда становилась суровая Арктика и человеческие конфликты отступали на фоне выживания в экстремальных условиях, здесь во время спланированного дрейфа на современном судне с запасом еды, спутниковой связью, заранее скачанными фильмами и книгами и даже зерновым кофе основным становится способность человека взаимодействовать с себе подобными.

«Восьмидесятый градус» предлагает взглянуть на современного, сформированного цифровой цивилизацией, избалованного опосредованным общением человека, который на долгие семь месяцев остается в арктическом плавании с ограниченным кругом людей, собранных вместе исходя из сугубо практических соображений. Для Лиды такое исследование себя и себе подобных оказывается совсем не утешительным, но для читателя это повод задуматься о собственной душевной стойкости, о гибкости, об эмпатии и о тех требованиях, которые мы щедро предъявляем к другим и крайне неохотно – к себе. 



Пётр Волцит «Каникулы на ледоколе»

Издательство «Ламинария», иллюстрации Светланы Шендрик

Адресованная детям научно-популярная познавательная книга биолога и педагога Петра Волцита «Каникулы на ледоколе» посвящена биологии, географии и истории Севера. Петр Волцит с помощью замечательного иллюстратора Светланы Шендрик показывает работу научной экспедиции в Арктике глазами ребёнка. 

Рассказчика – мальчика по имени Сережа – папа на летних каникулах берет с собой в экспедицию к Северному полюсу на ледоколе «Сибирь». Папа Сережи изучает китов и других морских животных и собирается исследовать жизнь живых организмов вокруг подводных гейзеров. Сережа в экспедиции впервые, ему интересно все: как устроен ледокол, зачем нужны маяки и как находили дорогу моряки в те времена, когда маяков не было, кто такие поморы и когда люди начали изучать морские глубины, каким бывает лед и о чем он говорит морякам и так далее. 

Каждый разворот посвящен определенной теме. На одном – «птичий базар», то есть скала, где на разных уровнях гнездятся птицы, на другом – разновидности китов, которых можно встретить в арктических водах, вот – полярное сияние, а вот – добыча нефти на шельфе. 

Петр Вольцит вместе с художником показывают, как проходит северный морской путь, как складывалась история ледоколов и освоения арктических вод. У Вольцита широкий кругозор и легкий слог, он много лет ведет занятия для юных натуралистов и обладает удивительным даром систематизировать факты и легко, понятно объяснять довольно сложные вещи, например, работу метеостанции или пользу фитопланктона. 

В книге Сережа многое узнает от капитана ледокола и членов экспедиции, а сам автор консультировался с ученым-биологом Александром Кокориным, руководителем лаборатории гидробиологии Управления научных исследований и разработок Центра морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова – ему адресована благодарность издательства за помощь в проверке фактов.

«Ламинария» – молодое независимое детское издательство, которое специализируется, прежде всего, на книгах о море и о животных. По мнению главного редактора Марии Тереховой, в таких книгах можно найти и приключения, и новые знания. 

После чтения книги Петра Волцита «Каникулы на ледоколе» можно отправиться в музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, поехать в Мурманск и записаться на экскурсию по атомному ледоколу «Ленин». А еще запомнить, что все «корабли» – военные, а остальные – «суда» (судно - например, научно-исследовательское судно - НИС), и попробовать решить задачу капитана: «Медведь прошел 5 километров на юг, потом 5 километров на восток, потом 5 километров на север и оказался в той же точке. откуда вышел. Какого цвета был медведь?»


***

Наталья Ломыкина, специально для GoArctic

далее в рубрике