«Драуг»: атмосферно и аутентично
Фильм о скандинавских сверхъестественных существах можно посмотреть, укутавшись в плед с чашкой горячего чая, холодным осенним вечером ради атмосферы мрачного средневекового ужаса
Фрагмент постера фильма «Драуг» (2018 г., режиссёры – Клас Перссон и Карин Энгман). Источник: www.odmarden.se/draug/index.htm
Скандинавская нежить
У каждого народа есть свои собственные представления о сверхъестественных существах. Так в Скандинавии помнят о ниссе, троллях, хульдрах и других представителях «сокрытого народа», а также опасаются йотунов и драугов. Драуг – неупокоившийся мертвец, тело которого не подвержено разложению, но источает трупный запах. Внешний вид драугов зависит от вида их смерти, поэтому видны раны (в том числе, ожоги) на их телах. Кроме того, им приписываются сверхъестественная сила и магические способности, но тот, кто знает особое заклинание, может подчинить их себе.
Драуги, особенно те, что охраняют после смерти свои сокровища, неоднократно становились героями фильмов. Например, в битве с драугом Амлет – главный герой фильма «Варяг» («Северянин») добывает карающий меч, который так и зовут «Драуг»; именно в драугов (а не в зомби) превращаются эсэсовцы в дилогии «Операция «Мёртвый снег» Томми Вирколы. В 2018 г. режиссёры Клас Перссон и Карин Энгман сняли малобюджетный хоррор о противостоянии викингов и драугов в средневековой Швеции.
Драуг. Кадр из фильма «Варяг» («Северянин», 2022 г. режиссёр —Роберт Эггерс)
Шведский драуг
Действие фильма «Драуг» разворачивается в XI веке в шведском Хельсингланде, где местные жители продолжают сопротивляться натиску королевской власти и христианизации. В лесу пропадает христианский миссионер по имени Бюре, и отряд во главе с «лордом Сигтуны» Хаконом (Ральф Бек) отправляется на его поиски. Помимо предводителя в спасательный отряд входят его воспитанница и уроженка тех мест Нанна (Эльна Карлссон), его старый друг и местный правитель Кеттиль (Томас Хеденгран) со своей славянской рабыней-любовницей Дежой (Нина Филимошкина) и пара воинов с именами Гундер и Одд.
Кеттиль сообщает Хакону, что в лесах, помимо местных мятежников против королевской власти («Робин Гуды Хельсингланда»), завелась нечисть. Это подтверждает провидица с хутора на краю леса, которую называют «Червоточина», тёща хуторянина Аре. Она заклинает спасателей не сходить с лесной тропы, иначе произойдёт страшное. Отряд отправляется в лес, где вступает в стычку с мятежниками и берёт в плен шурина Аре по имени Кол. Спасатели вынуждено сходят с тропы, и находят в чаще останки Бюре и его спутников.

Отряд сворачивает с тропы. Кадр из фильма «Драуг»
Вскоре появляются драуги, распространяя зловоние и забирая жизнь Одда. Хакон и Гундер находят место в пещере, где обитают драуги, и пытаются их убить, но в итоге страшно умирает предводитель отряда. Попутно выясняется, что много лет назад Хакон, Кеттиль и Бюре, завоёвывая и христианизируя Хельсингланд, сожгли в этом лесу семейную пару и, как им казалось, их дочь. Однако выясняется, что девочка осталась жива и ... это Нанна. Что она выберет: по-язычески мстить или по-христиански простить? Конец у фильма странный, страшный и ужасно неописуемый.
Атмосфера и аутентичность
Для малобюджетного фильм снят очень неплохо. Несмотря на медлительность повествования (скандинавский слоубёрн), обилие диалогов, минималистичность действия «Драуг» завораживает своей атмосферой. Здесь страшен не столько образ драуга, сколько туманные, почти невидимые, но ощутимые угрозы, символизирующие столкновение миров: старого местного языческого и нового пришлого христианского. Это подчёркивается визуально: съёмка с естественным освещением в шведском, точнее, в хельсингландском лесу (с мхом, туманом и грибами под ногами) создаёт ощущение клаустрофобии и первобытного страха, где каждый шорох — предвестник беды. Минималистичный саундтрек усиливает ощущение надвигающейся тьмы. Зритель чувствует сырость и страх, как будто сам бредёт по тропе, которая никак не может закончится и с которой смертельно опасно сойти.

Кеттиль рассказывает, как убили родителей Нанны. Кадр из фильма «Драуг»
Фильм «Драуг» напоминает «Ведьму» (2015 г.) Роберта Эггерса: он такой же медленный, атмосферный, с акцентом на психологический ужас и аутентичность деталей. В этом ещё один плюс фильма, ведь несмотря на малый бюджет, одежда, оружие (мечи, скамасаксы), украшения (фибулы) и прочие детали выглядят аутентично (сообразно исторической эпохи). Даже единственная экшен-сцена: стычка местных мятежников со спасательным отрядом хореографически выверена и реалистична.
В отличие от высокобюджетных кинокартин и сериалов по «эпохе викингов» типа «Викинги: Вальхалла», при просмотре которых возникают вопросы не только у историков, но и у простых зрителей, фильм «Драуг» представляется историчным.

Викинги против мятежников. Кадр из фильма «Драуг»
В целом картину «Драуг» можно посмотреть, укутавшись в плед с чашкой горячего чая, холодным осенним вечером ради атмосферы мрачного средневекового ужаса, точности исторических деталей (насколько это возможно), образа богини Хель и неожиданной концовки. Интересно, что мрачный викинг-хоррор «Драуг» снимали в Хельсингфорсе, там же, где и ослепляющий ярким светом фолк-хорром второй волны «Солнцестояние» (2019 г., режиссёр Ари Астер).
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic