Еще один маяк оцифрован – маяк острова Вешняк в Белом море: его 3D-модель будет представлена на ГИС-портале «Россия – от моря до моря»
Экспедиция оцифровывает надводные и подводные объекты для создания интерактивной карты с изображениями и полной информацией о них

Маяк на острове Вешняк. Фото предоставлено фондом «Люди моря» / Источник: pravdasevera.ru
Обследование навигационных объектов Белого моря и затонувших судов проходило в экспедиции фонда «Люди моря», Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» и Русского географического общества, выполняла аэрофотосъемочные работы морская инженерная компания «Фертоинг», – сообщило издание «Правда Севера».
GoArctic писал об этой экспедиции: в течение шести недель проходил второй этап проекта по аэрофотосъемке с последующим построением цифровых трехмерных моделей более 60 объектов, составляющих морское и научное достояние России, расположенных вдоль СМП, среди них – 20 полярных станций, 22 навигационных знака и 25 мемориальных сооружений. Результаты будут размещены на ГИС-портале «Россия – от моря до моря», разрабатываемом фондом «Люди моря»: это интерактивная карта, на которой отмечены географические открытия, найденные затонувшие суда, навигационные сооружения и памятники культурного наследия с описанием, историческими фактами и медиафайлами.
Кроме того, на ГИС-портале «Россия – от моря до моря» планируются виртуальные туры по труднодоступным объектам Арктики, при создании которых будут использованы производимые сейчас панорамные кадры аэросъемки ландшафтов и трехмерные модели объектов.
Сейчас оцифрован маяк острова Вешняк в Белом море. Остров Вешняк – один из группы трех островов (Вешняк, Кувшин и Бакалда, раньше их и называли – Три острова), расположенных вдоль Терского берега Кольского полуострова, у входа в Горло Белого моря. Восточное побережье острова Вешняк является самой восточной точкой Мурманской области. Высота маяка от основания – 25 метров, высота огня от уровня моря – 44 метра, дальность видимости огня – 11 морских миль (20,4 км).
Маяк на острове Вешняк. Фото предоставлено фондом «Люди моря» / Источник: pravdasevera.ru
Маяк острова Вешняк
Маяк острова Вешняк находится в районе, который с XIII века стали называть «кладбищем кораблей» из-за большого количества случаев гибели судов. Здесь часто и резко меняется погода, но особенную опасность для мореплавания представляют сильные приливо-отливные течения.
Сейчас постоянного населения на острове нет. До 1826 года там в навигационное время находилась таможенная застава для осмотра судов, входящих в Белое море. У Трех островов всегда отстаивались суда, идущие из Архангельска и обратно.
Поскольку острова лежат на оживленном морском пути, мореходы издавна ставили там опознавательные знаки – сначала гурии (груды камней или костей морских животных конусообразной формы), потом – кресты из плавника – их сооружали на самом заметном месте побережья. Кстати, у, казалось бы, религиозного атрибута – креста – было еще второе, морское значение: поперечина на всех крестах обязательно была направлена «от ночи на летник», т. е. с севера на юг, что позволяло уточнить курс.
В конце XVIII – начале XIX веков на средства Архангельского порта на Вешняке был построено деревянное сооружение без источника света, которое в конце 1850-х годов разрушилось. И после того, как у острова, оставшегося без навигационного опознавательного знака, в 1860 году потерпел крушение крупный транспорт «Гапсаль», командир Архангельского порта распорядился установить на Вешняке основательную, высокую деревянную башню, строительство которой завершилось в 1864 году. В 1914 году на башне был установлен фонарь с ацетиленовым осветительным аппаратом, который светил белым проблесковым огнем, освещая пространство моря на расстояние до 7,5 мили. Введение в действие светового маяка существенно повысило безопасность входа в Горло Белого моря в ночное время.
В годы Великой Отечественной войны маяк участвовал в навигационном обеспечении боевых действий Северного флота и, в частности, подхода союзных конвоев к Горлу Белого моря. Всю войну огонь на Вешняке действовал безотказно.
Сейчас на башне установлены солнечные батареи и последовательная связка сменных аккумуляторов. Белый огонь на маяке зажигается каждые 5 секунд.
А недавно экспедицией оцифрован легендарный Мудьюгский маяк – первый каменный маяк на Белом море: теперь он тоже будет доступен в цифровом виде, его 3D-модель пополнит геоинформационный портал.
У GoArctic есть замечательный автор, который пишет о маяках, и на портале как раз вышел большой подробный и интригующий материал с фотоиллюстрациями о Мудьюгском маяке – у него непростая история.
Вид на маяк острова Вешняк. Скриншот из видео каякера Игоря Якутика / Источник: dzen.ru/garry1790
Что еще будет оцифровано экспедицией
В цифровом формате будет доступен и затонувший в Белом море английский пароход «Детгрив» – работы проводились в ходе совместного проекта фонда «Люди моря» и Русского географического общества (РГО) «Помни войну»: сотрудники морской инженерной компании «Фертоинг» подтвердили координаты нахождения судна и выполнили его обследование с помощью многолучевого эхолота.
Судно длиной 64 метра было обнаружено РГО в 2018 году. Годом позже во время обследования водолазы Центра подводных исследований РГО обнаружили в трюме груз леса, что помогло идентифицировать находку как «Детгрив», английский пароход конца XIX — начала XX века.
Информации о корабле немного: согласно документам, пароход потерпел крушение у острова Вешняк в 1911 году, когда доставлял груз леса из Архангельска во Францию; экипаж успел благополучно выбраться на берег, и более о проишествии ничего не известно. Судно же лежит на глубине 30 метров в 5,5 милях от предполагаемых координат гибели.
Кроме того, по результатам подводных исследований будет создана 3D-модель затонувшего на глубине порядка 45 метров в Горле Белого моря норвежского парохода «Лисакер», – о его обнаружении и обследовании тоже писал GoArctic.
Впервые норвежский пароход «Лисакер» был обнаружен специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества в 2018 году. По имеющимся данным, судно погибло в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине, когда следовало из Англии в Архангельск. Взрывом корпус разорвало на две части, которые находятся на глубине около 45 метров на расстоянии друг от друга. В носу расположены два грузовых трюма, заполненные углем.