Идеи, которые ждут своего часа
Посвящается «российским и советским арктическим проектам, которым не суждено было сбыться»: мост через Берингов пролив, искусственное «утепление Арктики», летающие ветроэлектрические станции и ледоколы на реактивных двигателях

П.А. Филин, М.А. Емелина, М.А. Савинов «Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей и писателей». – М.: Паулсен, 2024. – 238 с.
Эта книга, написанная авторами портала GoArctic (впервые опубликована в 2018 году, сейчас вышло переиздание), посвящена «российским и советским арктическим проектам, которым не суждено было сбыться». Почему же они так интересны, если не были осуществлены? Потому что потребности, рождавшие эти проекты, были объективно существующими, и они никуда не делись. Мы и по сей день надеемся на облегчение условий судоходства в арктических морях, на улучшение транспортной досягаемости, и если проекта сооружения дамбы или моста через Берингов пролив сейчас не существует (хотя с современными технологиями он более выполним), то это не значит, что не может быть такой мечты. А вот проекты искусственного «утепления Арктики» нынче не в тренде, и смелые эксперименты с перенаправлением тёплого течения, вытеснением или уничтожением арктического льда, которые предлагали советские учёные, вряд ли найдут многих сторонников.
Другая издавна существующая проблема – энергообеспечение Арктики. И здесь, в отличие от грандиозных проектов с разворотом течений, многое сбылось. Сегодня у нас нет «летающих ветроэлектрических станций», но есть плавучие АЭС, как нет и ледоколов на реактивных двигателях, но есть атомные ледоколы. А в проектировании каналов (кроме Беломорско-Балтийского, не построенных) интересно то, что они, как правило, повторяли существовавшие за столетия до этого русские волоковые пути. То есть наиболее востребованные маршруты в Арктике веками остаются одними и теми же.
Цельнометаллические вагоны, курсирующие в тоннелях в вечной мерзлоте на скорости 500 км/ч, электролёты, подзаряжающиеся энергией от заправочных станций по всему маршруту, подводные лодки, перевозящие пассажиров и выбрасывающие на поверхность герметичные камеры… пусть это и не присутствует в нашей жизни, но уже на что-то очень похоже.
Далеко не все проекты были отвергнуты из-за невозможности или нецелесообразности («фантастичности») – некоторым помешало осуществиться стечение обстоятельств. В большинстве эти научные, технические, архитектурные предложения, которые заинтересованно и добросовестно собрали П. Филин, М. Емелина и М. Савинов, являются не курьёзом, а схематическими очертаниями новых возможностей, эта книга – копилка идей. И может быть, мы ещё не раз заглянем в эту копилку и найдём там именно то, что нужно здесь и сейчас.
***
Татьяна Шабаева, специально для GoArctic