История навигации, экспедиции Вилькицкого и сибирская эпопея
Книги издательства "Паулсен".
Самка моржа с детёнышем. Ян Блау, 1662 г.
Представляем вниманию читателей новые книги издательства "Паулсен".
Смирнов, В.Г. Арктические экспедиции Андрея Вилькицкого. – Москва: Паулсен, 2021. – 300 с., ил.
Морской офицер, гидрограф Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858–1913) известен не только как отец знаменитого открывателя Северной Земли Бориса Андреевича Вилькицкого, но и собственными свершениями, остров в Карском море назван именно в его честь. Именно в пору его деятельности в Главном гидрографическом управлении Морского министерства исследование Северного Ледовитого океана стало систематическим. А.И. Вилькицкий возглавлял управление в 1907 – 1913 гг.
Впервые Вилькицкий оказался в Арктике в 1887 году: в июле этого года он определил самый северный в то время в России гравиметрический пункт в становище Малые Кармакулы на Новой Земле (72°22´33´´с.ш.), а кроме того выполнил промер Хайпудырской губы в юго-восточной части Баренцева моря. В 1894-96 годах он руководил исследованием устьев Оби и Енисея и прилегающей части Карского моря. Если можно говорить о том, что в эти годы Российская Империя начала масштабное «наступление в Арктику», то А.И. Вилькицкий стал первым командиром этого наступления. Однако подробного изучения его вклада в освоение Россией Северного морского пути прежде не проводилось, и книга В.Г. Смирнова восполняет этот пробел. В деталях описывается деятельность экспедиции Вилькицкого на Ямале и Таймыре, побережье которых и пригодность здешних вод для судоходства он изучал.
В 1898-м году именно полковнику Вилькицкому было поручено возглавить Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). А в 1905-м году он выполнил важное правительственное задание в Арктике: отправился за границу для осмотра приобретённых министерством путей сообщения судов и сделанных на них приспособлений для плаваний в Северном Ледовитом океане. Из этого понятно, что А.И. Вилькицкий к тому времени зарекомендовал себя как человек весьма сведущий в северном судоходстве. Его деятельность была оценена высоко:
Отдельно следует отметить выдающиеся хозяйственные способности А.И. Вилькицкого, его экспедиции были всегда хорошо подготовлены, что впоследствии было характерно и для экспедиций, организованных его сыном, который, уже после смерти отца, также возглавлял ГЭСЛО.
Хёсли Э. Сибирская эпопея. – Москва: Паулсен, 2021. – 800 с., ил.
По мнению профессора Федеральной политехнической школы Лозанны Эрика Хёсли, великий поход в Сибирь и освоение Русского Севера – история более захватывающая, чем любой вестерн. Вероятно, поэтому его так интересует мотивация первопроходцев. Хёсли создаёт действительно эпическое полотно: терпит крах Казанское ханство, буйствует опричнина Ивана Грозного, устремляются на восток предприимчивые купцы Строгановы «за сверкающими чёрными соболями из страны Югра», пушнина котируется как валюта, казаки покоряют разрозненные северные племена и берут в жёны местных женщин...
Между тем голландцы и англичане ищут северный путь в Китай, а швед Олаф Магнус выпускает свою карту северных морей – вполне под стать их эпичности:
Книга Хёсли замечательна тем, что он рисует картину одновременно размашистую и подробную, в ней есть место и движениям народов, и дипломатическим переговорам между государствами, и запискам охотников-промысловиков, и ярким характерным приметам быта русских и кочевников. Повествование очень динамично и увлекательно, по стилю оно почти художественное (или, скажем так, популярное) – но при этом с постоянной опорой на исторические источники. В русской истории у Хёсли есть свои любимцы – например, купеческая династия Строгановых, - но русские – не единственные действующие лица «Сибирской эпопеи», ведь Сибирь очень интересует европейских монархов и авантюристов, и, пожалуй, в этом смысле книга – наиболее ценный источник информации. Впрочем, поход Ермака и победа над ханом Кучумом описаны не менее увлекательно. Несмотря на то, что Хёсли не жалеет красок для воссоздания, в том числе, жестокости батальных сцен, в нём нет предвзятости, он даже словно любуется продвижением русских на восток:
Катится русская волна – за «мягкой рухлядью», за серебряной рудой – и по ходу её движения встают остроги-города: Тюмень, Тобольск, Сургут, Мангазея… впереди Якутск, а затем – великий океан:
На сцену выходит новый герой – Семён Дежнёв. Как и в случае с Ермаком, оговариваясь, что о нём известно немногое, Хёсли тем не менее добросовестно излагает практически всё, что известно…
Эту добросовестность пополам с простотой изложения, да общую масштабность создаваемого полотна можно считать главными чертами книги. Правда, чем дальше (а «Сибирская эпопея» доведена вплоть до конца XX века) – тем больше возрастает драматизм и становится несколько заметнее идеологическая составляющая. Повествование закругляется: если первоначально движителем освоения Сибири были меха, то теперь – нефть. Однако от этого грандиозность истории отнюдь не становится меньше, и завершает книгу пассаж, в котором Хёсли настаивает на определяющем значении Сибири для России:
Дональд Джонсон, Юха Нурминен «История мореплавания и навигации». – М.: Паулсен, 2021. – 378 с., ил.
Эта роскошно иллюстрированная книга – конечно, не только об арктическом мореплавании, но и об освоении людьми всего Мирового океана. Кроме того, поскольку авторов интересует именно хождение по морям, осталась за пределами их интересов такая большая тема, как русское речное судоходство – ведь, пожалуй, не было другой страны, для истории которой речное судоходство имело такое большое значение, как для России. Уделяется некоторое внимание кожаным байдарам эскимосов и алеутов, -- а вот о кочах, ходивших и по северным рекам, и по арктическим морям, лишь упоминается вскользь…
О великих географических открытиях написано многое, но в книге Джонсона и Нурминена открытия второстепенны по сравнению с мореходством – сложным делом, которое зависит от карт и навигационных приборов, от конструкции судов и от климатических условий, от льдов и рельефа побережья, от ветров и течений, от звёзд и оптических явлений… даже от птиц, которые могли показывать морякам близость земли. Всё это – составляющие навигации, и в книге рассказывается, как ориентировались в океане арабы, полинезийцы, викинги…
Викингам, названным «морскими королями севера», уделена особая глава, и можно заглянуть в историю нашей Арктики, какой она была в IX веке:
Ориентируясь по течениям и ветрам, по видимым наземным ориентирам и звёздам, викинги продвинулись из Норвегии на восток, юг и, в особенности, на запад, став на этом направлении первооткрывателями многих земель. А английский монах Николай Линнский в 1360-м году предпринял «путешествие к Северному полюсу» с намерением описать все северные острова. Сам монах считал свою экспедицию удавшейся, хотя в лучшем случае ему удалось бы добраться до острова Элсмир.
Со временем навигация всё усложняется. Про то, как менялись карты, компасы, корабельные часы, как совершенствовались астролябия, квадрант и другие приборы, в книге есть отдельные истории. В некоторых случаях – как в измерении глубины – технология оставалось неизменной в течение тысячелетий, со времён Древнего Египта, и только в наше время лот, состоящий из троса с грузилом на конце, был заменён эхолотом…
Первым русским мореходом, о котором упоминает «История мореплавания и навигации», стал Семён Дежнёв, которого называют «российским купцом». Говорится, что его важное и ценное открытие осталось неизвестным для европейцев. Однако начиная с эпохи Петра I достижения отечественных мореплавателей неизвестными миру более не оставались. Тем не менее, в книге им уделяется мало внимания, а ведь одни только поморы и их регулярное хождение в Ледовитый океан заслуживали бы отдельной главы! Но если воспринимать книгу Джонсона и Нурминена не как всемирную морскую историю (и тем более – не как морскую историю России), то из неё (и её замечательных иллюстраций) можно почерпнуть массу интересных сведений о том, как в течение тысячелетий осуществлялось такое сложное и опасное дело, как плавание человека в деревянной скорлупке по враждебной ему стихии.
Подготовила Татьяна Шабаева.