Сейчас в Мурманске

15:24 19 ˚С Погода
18+

«Конвой»: норвежский взгляд на трагедию PQ-17

В фильме отсутствуют как героическая, так и любовная линии, зато есть серьёзный конфликт интересов и характеров

Кино Норвегия История Великая Отечественная война Арктические конвои
Валерий Кондаков
2 августа, 2025, 10:02
«Конвой»: норвежский взгляд на трагедию PQ-17

Афиша к фильму «Конвой» (2023 г., режиссёр – Хенрик Мартин Дальсбаккен). Источник: ru.kinorium.com


Норвежский вклад в Победу

Летом 1942 года арктический конвой PQ-17, который доставлял военную технику и сопутствующие товары из Исландии в СССР, был практически полностью разгромлен. Из 35 транспортов в Архангельск дошли лишь 11. Об этом трагическом событии рассказывают советский фильм «Семнадцатый трансатлантический» и российский сериал «Конвой PQ-17»

В 2023 году на экраны вышел «норвежский взгляд» на трагедию PQ-17, ведь за годы Второй мировой войны более 30 000 норвежцев были призваны в торговый флот, многие из них участвовали в арктических конвоях и около 4000 мобилизованных так и не вернулось домой. Норвежцы считают (по крайней мере, об этом сообщают титры фильма «Конвой»), что это их вклад в Победу.


Распад конвоя. PQ-17

По сюжету «вдохновлённого реальными событиями» фильма ῝Конвой῝», небольшое грузовое судно с норвежским экипажем на борту выходит из Исландии в составе конвоя PQ-17. Путь до пункта назначения должен был занять 12 дней, но на седьмой день капитан Скар (Андерс Баасмо Кристиансен), его новый главный помощник Мёрк (Тобиас Зантельман) и радистка Рагнхильд (Хайди Рууд Эллингсен) получают информацию о расформировании конвоя, и о том, что теперь каждое судно должно самостоятельно, без военной поддержки, достичь советских берегов. Но тогда тяжелогружённые транспортные средства станут лёгкой добычей для немецких подлодок и самолётов...



Радистка Рагнхильд, главпом Мёрк и капитан Скар (слева направо). Кадр из фильма «Конвой»


На офицерском совещании главпом Мёрк предлагает вернутся в родную Скандинавию, как уже сделало несколько кораблей. Он не любит русских, так как те не помогли ему, когда его судно «Ютландия» было торпедировано немцами. Однако капитан принимает решение продолжить движение согласно первоначальному плану и не сообщать новости команде. Он помнит, как норвежское правительство оказалось не готово к войне, вывезло семьи в Швецию, а само удрало в Лондон. Скар понимает, что русским именно сейчас необходимо оружие, чтобы сдержать, а затем сломить мощь немецкой армии.


Два капитана

На восьмой день пути дежуривший на капитанском мостике Мёрк видит терпящее бедствие судно, он принимает решение сменить курс и двинуться на помощь. Однако, это противоречит инструкции, и Скар отменяет решение, тем более, что происходит детонация и тонущий корабль стремительно идёт на дно. Тут на поверхности воды появляются морские мины, и Мёрк понимает, что поменяв курс, он подверг опасности не только груз, но и экипаж.

Скар отряжает самых молодых на то, чтобы те, привязанные к палубе, аккуратно отталкивали мины от корпуса судна. Взрыва удаётся избежать, но из-за плохо завязанного морского узла второй радист Исаксон оказывается за бортом и тонет. Неправильный выбор Мёрка приводит к смерти.



Исаксон выполняет свою работу и затем гибнет. Кадр из фильма «Конвой»


Из бумаг погибшего Исаксона боцман Ларс (Пребен Ходнеланд), а затем и вся команда, узнаёт о расформировании конвоя. По старому морскому обычаю экипаж приглашает капитана разъяснить ситуацию. Тот, предварительно вооружившись пистолетом, произносит пафосную речь о предательстве правительства, о сражающихся русских, и о том, что если они повернут в Скандинавию, то Исаксон умер зря.

Капитан Скар привык принимать самостоятельные решение и не слушать мнение команды, он типичный «морской волк» в духе Ф. Ницше и Д. Лондона. Главпом Мёрк (бывший капитан потопленной «Ютландии») трусоват, но при этом заботится о членах команды и переживает за каждую жизнь. Он пытается объяснить ситуацию и найти союзника в лице Рагнхильд.

На девятый день судно подвергается атаке двух немецких самолётов. Стрелок-швед, который добровольно воюет против Германии, чтобы показать, что не вся Швеция нейтральна, сбивает их. Однако гибнет юный Сигурд (в прошлом, матрос с «Ютландии») и ранен капитан, к тому же судно нуждается в ремонте.



Оперируют капитана. Кадр из фильма «Конвой»


Ларс и Рагнхильд вынимают осколок из капитана и зашивают рану. Для восстановления сил они собираются вколоть Скару морфин, но тогда Мёрк будет исполнять обязанности капитана и судно возьмёт курс на родную Скандинавию. Несмотря на то, что они тоже хотят домой, а не в СССР, Ларс и Рагнхильд отказываются сделать укол. Мёрк сам вводит препарат и будет колоть капитану обезболивающее пару дней, чтобы самостоятельно принимать решения и управлять кораблём.


Командирское решение

Командующий теперь Мёрк берет курс на север, где толщина льда сделает корабль неуязвимым для подводных лодок, где можно провести ремонт и вернутся в Скандинавию. Он уверен, что немецкие самолёты не будут там летать. Подобный эпизод действительно имел место в реальности: корвет «Айршир» под командованием Лео Джозефа Энтони Грэдуэлла и ещё три судна, после расформирования конвоя PQ-17, двинулись на северо-запад к паковым льдам. Они покрасили корпуса транспортных средств в белый цвет, достали из трюмов военную технику и приготовились отражать нападение. В итоге четыре корабля благополучно переждали опасное время и пришли в Архангельск.

Примерно то же самое хочет сделать Мёрк (после совета Рагнхильд): отсидеться во льдах и прийти в советский порт самыми последними. Однако это решение приводит к тому, что основная пушка на палубе выходит из строя из-за низкой температуры, кораблю попросту нечем защищаться от самолётов, кружащих в небе (Мёрк не учёл, что у немцев есть база в Северной Норвегии). Благо, капитан капитан Скар очнулся и принял командование на себя. Прямо в трюме к бою готовят шведскую зенитную пушку Бофорс (Bofors), предназначенную для передачи русским. Мёрку всё же удаётся пролоббировать идею покрасить корпус судна в белый цвет и стать таким образом незаметным с воздуха.



Швед готов поразить самолёт прямо из трюма. Кадр из фильма «Конвой»


Сигнализируют о приближении немецкого самолёта Юнкерс (Junkers), но непонятно обнаружил ли лётчик корабль? Мёрк призывает ждать до последнего, а Скар – атаковать. Атмосфера накаляется до предела, но выстрел не раздаётся и самолёт улетает. Скар понимает, что ошибся и Мёрку можно доверять принятие решений. Судно продолжает путь и доставляет груз в Советский Союз.


Фильм о принятии решения

Норвежский «Конвой» – фильм о принятии решений, в нем нет хороших и плохих, правых и виноватых, каждый просто выполняет свою работу. Капитан Скар привык единолично принимать решения, идти к цели и не думать о потерях. Для него корабль – гроб, а матросы – уже мертвецы. Таков его путь. Главпом Мёрк, наоборот, волнуется о людях, он уже потерял корабль и команду, это не его война, ему проще свернуть с пути и вернуться домой.

Радистка Рагнхильд сначала во всем поддерживает капитана, но потом, видя гуманизм Мёрка, «переходит на его сторону». В конце концов это умение признавать ошибки, воспринимать другое мнение, и позволит экипажу спастись и выполнить миссию. В этом военном фильме нет героизма (как и любовной линии), скандинавы просто выполняют свою работу, пытаясь при этом выжить.



Судно в тумане. Кадр из фильма «Конвой»


Стоит отметить, что в фильме снимали судно, построенное по образцу грузового парохода D/S Hestmanden, который был спущен на воду в 1911 году и пережил две мировые войны. Хотя представляется, что размер не позволил бы ему принимать участие в арктическом конвое PQ-17. К тому же трюм корабля показан довольно пустым, что также нехарактерно для транспортных судов конвоя. 

Однако, фильм стоит смотреть ради «норвежского взгляда» на военные действия, где бытовые радости: кофе, сигареты и картошка с селёдкой, соседствуют с постоянным риском не вернутся домой.


***

Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике