«Кракен» – первый российский кайдзю!
События фильма в новом для нашего кино жанре происходят в Арктике: в нём играют хорошие актёры, но много вопросов остаётся без ответов

Афиша к фильму «Кракен» (2025 г., режиссёр — Николай Лебедев). Источник: vesti-ural.ru
Что такое кайдзю?
Четыре года назад появилась информация о том, что скоро стартуют съёмки первого российского кайдзю — произведения о гигантских монстрах и борьбе с ними. У руля проекта должен был встать сценарист и режиссер «Бригады» и уроженец Северодвинска Алексей Сидоров.
По первоначальному сюжету экипаж советской подводной лодки во время Холодной войны должен был бороться не только с американским противником, но и с супостатом пострашнее — самым арктическим монстром — Кракеном. Фанаты кинопроизведений о гигантских монстрах, таких как Годзилла и Кинг Конг, затаили дыхание: каким он будет, первый российский кайдзю?
Режиссёр Лебедев и актёры фильма
За это время многое изменилось: Сидоров остался сценаристом, а в режиссёрское кресло сел маститый Николай Лебедев. За его плечами были как успешные проекты: «Змеиный источник» (1997 г.) — возможно первый постсоветский психологический триллер, ремейки советских лент «Звезда» (2002 г.) и «Экипаж» (2016 г.), спортивная драма о великом Валерии Харламове («Легенда № 17», 2013 г.); так и провальные: «Волкодав из рода Серых Псов» (2006 г., если автор литературной основы картины — Мария Семёнова продолжила славное дело Роберта Говарда, то Лебедев, увы, так и не стал русским Джоном Милиусом).
Капитан 2-го ранга Виктор Воронин (Александр Петров) на боевом посту на «Заполярье». Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
На главные роли были приглашены звезды первой величины: Александр Петров (капитан 2-го ранга Виктор Воронин), Виктор Добронравов (его старший брат и, соответственно, капитан 1-го ранга Александр Воронин), Алексей Гуськов (контр-адмирал Ольшанский), а также менее известные актёры: Диана Пожарская (шведка русского происхождения Джулия Браун) и Антон Риваль (француз Оскар).
Дело было в Арктике
Поменялся и сюжет кинофильма: события были перенесены в настоящее время, американская подводная лодка исчезла, оставив сражаться с русскими только Кракена. Возможно, на эти изменения повлияло то, что кинокомпания «Централ Партнершип» сняла и выпустила на экраны (за два месяца до «Кракена») фильм «Северный полюс», в котором во время Холодной войны советская подводная лодка К-3 вступает в противостояние с американской субмариной класса Seawolf. В обоих фильмах одно место действия — таинственная и холодная Арктика, в роли которой традиционно выступила Мурманская область.
Капитан 1-го ранга Александр Воронин (Виктор Добронравов) на боевом посту на «Атамане Платове». Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
По сюжету фильма, вышедшего в прокат 17 апреля 2025 г., подводная лодка «Атаман Платов» под командованием Александра Воронина с секретным вооружением на борту пропадает в арктических водах. На её поиски отправляется подводная лодка «Заполярье» во главе с малоопытным Виктором Ворониным, к которому приставляют «дядьку» контр-адмирала Ольшанского, который был старпомом у отца братьев Ворониных.
Выпускайте Кракена, или Ошибки капитана Воронина
Ольшанский считает ошибки Виктора Воронина: тот берет на борт иностранных учёных Оскара и Джулию, пытается скрыться от появившегося морского монстра и принимает решения, которые приводят к неисправностям судна. После третьей оплошности контр-адмирал отстраняет капитана и принимает единственно правильное, с его точки зрения решение: атаковать то, что не можешь понять. Однако два двойных торпедных залпа ни к чему не приводят, и капитан Воронин возвращает себе руководство.
Виктор и Джулия. Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
Шведская учёная Джулия Браун, родившаяся в Омске, но не считающая русский своим родным языком, подсказывает капитану Воронину, что он имеет дело с Кракеном, доисторическим монстром, который по непонятной причине (вероятно, от звуков взрывов) пробудился и принялся за то, что любит больше всего: топить корабли и утаскивать их в своё логово в котловине Нансена.
Значит, капитану Воронину именно туда дорога. Он покидает капитанский мостик и, перебравшись в батискаф, возглавляет миссию по спасению своего брата и других членов экипажа «Атамана Платова». Он продолжит совершать ошибки, но они, чудесным образом, почти не повлияют на ход событий.
«Заполярье» в Арктике. Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
Удастся ли Виктору помириться с Александром? Уничтожат ли братья Воронины секретное оружие? Что будет с Кракеном? Бросит ли Джулия своего Оскара, забудет Швецию и вернётся в Россию? «Кракен» уже собрал в прокате более миллиарда рублей и всё ещё идёт в российских кинотеатрах. Спешите, как говориться, видеть...
Ни любви, ни страха, ни юмора, но есть надежда
Для первого российского кайдзю фильм получился неоднозначным.
Во-первых, демонстрация самого монстра занимает мало экранного времени, хотя показан он неплохо. Наоборот, много времени уделено событиям на подводной лодке, при этом жизнь моряков-подводников практически не показана. Даже в «Северном полюсе», не говоря уж о картине «72 метра» (режиссёр Владимир Хотиненко) ей уделено больше места. Там матросам и морским офицерам сопереживаешь, а здесь? Если уж они не боятся Кракена, неведомого морского монстра, то и зрителям не следует. В фильме нет ужаса, того неописуемого (по словам Г.Ф. Лавкрафта) страха, который нагнетает Кракен.
Матросы на службе. Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
Во-вторых, в фильме напрочь отсутствует юмор. Никто не ждёт от Петрова фортелей главного борца с Кракеном — капитана Джека Воробья (в исполнении Джонни Деппа), хотя Александр прекрасно бы справился с этим. Ведь он отлично исполнил роль «нашего отечественного пирата» Весельчака У в фильме «Сто лет тому вперёд» (2024 г., режиссёр — Александр Андрющенко).
В «Кракене» же Петров безэмоционален: непонятно за что его любят, а за что не любят. Да и сама любовная линия «намечена лишь пунктиром»: Джулия (как в одноимённой песне группы «А'Студио»), увезённая в детстве из Омска, не любит Россию, но испытывает чувства к русскому капитану Воронину и французскому учёному Оскару.
В-третьих, в фильме «Кракен» много оборванных сюжетных линий, которые ни к чему не приводят: детство братьев, их отношения с отцом, «неуставное поведение» Виктора и пр. Возможно, режиссёр и монтажёры работали в спешке, пытаясь сделать всё, чтобы «Заполярье» обогнала К-3...
Почему Кракен?
Главный вопрос: почему первым российским кайдзю стал Кракен, пока остаётся без ответа. Годзилла символизировала страх японцев перед радиационной опасностью, а Кинг Конг олицетворял страх европеоидных мужчин перед массовой миграцией с юга.
Что скрывает Кракен? Страх перед экологической катастрофой в Арктике? Неконтролируемая добыча нефти и таяние ледников приводят к пробуждению древних монстров? Или ужас перед ядерной угрозой в Арктике? США модернизируют базу «Туле» в Гренландии, а там в 1968 г. уже имел место инцидент с исчезновением термоядерных боеприпасов... Ответов нет!
Тьма морская. Кадр из фильма «Кракен». Источник: kinopoisk.ru
И ещё вопрос: ждать ли новых российских кайдзю фильмов? Николай Лебедев — уникальный автор: после «Змеиного источника» появилось много психологических триллеров, после «Звезды» — военных, а после «Легенды 17» — спортивных драм; но он же «своим Волкодавом» фактически похоронил «славянское фэнтези», которое только недавно через «сказочность» вернулось на широкие экраны. Что ждёт российское кайдзю? Ответ сокрыт в арктической морской пучине. Покажет время!
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic