Лица Арктики. Часть первая
Российские покорители полярных широт в отечественной филателии.
Конверт Минсвязи СССР 1962 года. «Обелиск Севера» в Архангельске как памятник всем покорителям Арктики. Фото из архива автора
В публикации «С чего начинается Арктика?» на GoArctic я уже рассказывал о своем интересе к полярной филателии, о первых отечественных арктических почтовых марках, о многом другом, говорил о неисчерпаемости этой темы для коллекционеров.
Сегодня речь пойдет о главном в ней – о конкретных людях с фамилиями и именами: первопроходцах, романтиках, энтузиастах, ученых-гидрографах и географах, путешественниках, руководителях экспедиций, профессиональных полярниках, зимовщиках, моряках… Речь пойдет о лицах Арктики, исследователях и покорителях северных широт, отраженных на марках, почтовых конвертах, карточках и открытках, штемпелях спецгашений из моей (и не только моей) коллекции, по которым сегодня можно изучать историю освоения северных территорий нашей огромной страны…
А ведь эта история насчитывает целое тысячелетие, изобилует многими героическими и трагическими ситуациями, тесно переплетенными с судьбами людей. Ей посвящены тысячи книг и статей. Мы же обозначим её телеграфным филателистическим пунктиром.
…Чтобы освоить северные моря и арктическое побережье Евразии, русские первопроходцы постепенно продвигались по суше к северным и восточным границам континента. Дошли до Тихого океана и открыли Америку с противоположной стороны, нанесли на карты десятки новых островов и почти все арктическое побережье Евразии. И за всеми этими событиями стояли конкретные люди.
От поморских поселений до первых северных монастырей и городов
Первые попытки выйти на побережье Северного Ледовитого океана русские мореплаватели предприняли еще в XI веке. В Никоновской летописи есть запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Вероятнее всего, летописец назвал так Карские ворота или пролив Югорский Шар. В любом случае достижение для тех лет огромное.
В XII–XIII веках главными первопроходцами северных морей стали поморы, поселившиеся у берегов Белого моря и научившиеся жить его дарами, а не крестьянским трудом. Они открыли и освоили остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. К концу XV века поморы дошли до островов архипелага Шпицберген и острова Медвежий в Баренцевом море.
И как ни парадоксально, филателистическое свидетельство той древней истории является самым свежим, крайним для нас. Буквально на днях, 28 февраля 2023 года, в почтовое обращение вышла марка из серии «Современное искусство России», на которой помещена картина заслуженного художника РФ Николая Желтушко, изображающая поморскую деревню Кимжа Мезенского округа Архангельской области.
Именно с таких поселений, как Кимжа, начиналось освоение Арктики
Конечно, о персоналиях до XVI века речи в истории филателии практически не шло. Да и сами отечественные почтовые марки появились лишь в 1857 году, а люди на них, связанные с Севером, – только в 1931 году. Поэтому в дореволюционной России ни один полярный исследователь не удостаивался почтовых чествований. Всё это было позже.
…А тогда, много веков назад, на севере были основаны православные монастыри – Соловецкий Спасо-Преображенский (1436 г.) на островах в Белом море (ему посвящены марки Почты России 2003 и 2009 годов) и Трифонов Печенгский (1533 г.) – первая обитель за Полярным кругом, первые города – Беломорск (1419 г.), Пустозерск (1499 г.) и Архангельск (1583 г.).
Соловецкий монастырь и его основатели Зосима и Савватий на марке Почты России 2003 года
Курс – на Чукотку и Америку
К 1642 году русские казаки достигли Чукотки, полуострова на крайнем северо-востоке Евразии. Естественная граница продвижения на восток по суше была достигнута. Началась эпоха покорения северных морей. В 1648 году фантастическое для тех лет открытие совершил казачий атаман Семен Иванович Дежнев (1605-1673). Группа казаков под его руководством прошла на деревянных суденышках-кочах вдоль Чукотского полуострова, обойдя самый восточный мыс Азии, названный впоследствии мысом Дежнева, и вышла в Тихий океан. Впервые был открыт пролив между Американским и Евразийским континентами. Правда, тогда описания Дежнева остались в архиве, и на карту пролив был нанесен лишь век спустя под именем другого открывателя – Витуса Беринга.
В 1948 году Министерство связи СССР отметило 300-летие открытия пролива Семеном Дежневым двумя почтовыми марками. На них изображен заснеженный мыс Дежнева и путь, пройденный казачьими кочами
В 1973 году, к 325-летию открытия пролива, был выпущен художественный маркированный конверт Министерства связи СССР с портретом С. Дежнева
А еще один портрет Семена Дежнева появился в 2009 году на марке уже Почты России в серии «История русского казачества»
…Окончательному прояснению вопроса о существовании пролива между Азией и Америкой послужили две полярные камчатские экспедиции офицера российского флота, капитан-командора Витуса Ивановича (Ионассена) Беринга (1681–1741), снаряженные по указу Петра I за три недели до его смерти. После второй экспедиции Беринга на «Святом Петре» (совместно с лейтенантом Алексеем Ильичем Чириковым (1703–1748), капитаном пакетбота «Святой Павел», также достигшим с Камчатки берегов Аляски и положившим начало её освоению россиянами) пролив, названный впоследствии именем Витуса Беринга, а ранее открытый Дежневым, был нанесен на русские карты. Последняя экспедиция закончилась трагически: 8 декабря 1741 года Беринг умер от цинги в возрасте 60 лет во время зимовки на острове, позднее названным его именем и входящим в группу Командорских островов. На это обращу особое внимание: к сожалению, впоследствии печальный конец командора повторят многие покорители Арктики.
…В СССР и новой России памяти Витуса Беринга (или как его ещё называют – Колумба Востока) было посвящено несколько выпусков марок и конвертов. Беринг был самым часто появляющимся на отечественных знаках почтовой оплаты мореплавателем. Они выходили в 1943, 1957, 1966, 1973, 1981, 1991, 2014 годах.
Так, в частности, 200-летию со дня смерти мореплавателя была посвящена серия из четырех марок СССР, выпущенная в апреле 1943 г. Содержание сюжетов двух первых марок – схема плавания Беринга и его корабль «Святой Петр», на других – гора Святого Ильи (Монт Элиас) на побережье Аляски, где высаживался мореплаватель, и его корабль
275-летие со дня рождения Беринга, исполнившееся в 1956 г., через год (в феврале 1957 г.) было отмечено маркой СССР, на рисунке которой – портрет первооткрывателя, карта Берингова моря с маршрутом «Святого Петра»
Портрет Витуса Ивановича и на марке Почты СССР 1981 года к 300-летию со дня рождения Беринга
27 июля 1991 года вышли две почтовые марки, посвященные 250-летию плавания В.И. Беринга и А.И. Чирикова к берегам Америки. Что примечательно: они стали последними (!!!) марками на арктическую тему в истории существования СССР
Имя Витуса Беринга носит многофункциональное ледоходное судно, которое изображено на марке Почты России в 2014 году
В 2003 году Почта России выпустила художественный маркированный конверт, а в Петропавловке-Камчатском состоялось спецгашение, посвященное 300-летию со дня рождения А.И. Чирикова
Кстати, Петропавловск был назван в честь кораблей Беринга и Чирикова «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел».
Великая северная экспедиция
В 1733–1743 годах российскую Арктику впервые комплексно и масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, руководимая вначале тем же Витусом Берингом.
В ее работе приняли участие:
-
двоюродные братья Дмитрий Яковлевич (1701–1771) и Харитон Прокофьевич (1700–1763) Лаптевы, открывшие море, названное позднее в их честь морем Лаптевых;
-
начальник Западного отряда экспедиции, капитан Степан Гаврилович Малыгин (1702–1764), описавший побережье Северного Ледовитого океана от Печоры до Оби;
-
российский полярный мореплаватель и офицер флота Семен Иванович Челюскин (1707–1764).
В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана.
Так, в 1741–1742 годах Семен Челюскин прошел и описал западное и северное побережье полуострова Таймыр и определил, где находится самая северная оконечность Евразии. Через столетие этот мыс был назван именем Челюскина (кстати, о его судьбе в 2019 году подробно написал Арсений Замостьянов в материале «Венец русских моряков: судьба и подвиг Семёна Челюскина» на портале GoArctic).
Прижизненной славы ни Лаптевы, ни Малыгин, ни Челюскин не удостоились. Нет их портретов и на знаках почтовой оплаты. А вот корабли, носящие их имена, оставили яркий след в истории и были запечатлены на многочисленных марках и конвертах. О некоторых я уже упоминал в предыдущих материалах.
Так, ледокольный пароход «Малыгин» постройки 1912 года в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) в 1931 году встретился с дирижаблем «Граф Цеппелин» и обменялся с ним почтой, что нашло отражение на первых арктических советских почтовых марках, вышедших специально к этому событию
Ледокол «Малыгин» запечатлен и на марке Почты СССР 1981 года
При возвращении из гидрографической экспедиции по восточной Арктике 28 октября 1940 года «Малыгин» погиб во время шторма в районе мыса Низкий у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек).
…О легендарной истории парохода «Челюскин» постройки 1933 года, раздавленного льдами в первом рейсе, спасении его пассажиров и членов экипажа напоминать, думаю, не требуется. Она отражена в знаменитой «челюскинской» серии марок 1935 года.
Пароход «Челюскин» и вся спасательная эпопея вновь появились на почтовых марках СССР 1984 года
А образ самого Семена Челюскина можно увидеть на конверте и штемпеле спецгашения 2007 года
…Уже в 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.
***
Аркадий Романов, специально для GoArctic