Музеи Ненецкого автономного округа: от Пустозерска к Нарьян-Мару
Научное краеведение в НАО возникло лишь в конце 20-х годов прошлого столетия
Художественная выставка «Уголки моей Родины», посвященная 80-летию со дня рождения Майи Афанасьевны Ледковой – ненецкого художника, педагога и знатока ненецкой культуры.
Научное краеведение в НАО возникло лишь в конце 20-х годов прошлого столетия, в то время как некоторые памятники материальной культуры датируются IV-XIII веками. История же возникшего на исходе XV века и исчезнувшего во второй половине XX города Пустозерска и вовсе уникальна.
Рядом с исчезнувшим городом
В Музейное объединение Ненецкого автономного округа входят Ненецкий краеведческий музей и музей-заповедник «Пустозерск». Оба находятся в столице округа Нарьян-Маре, а Пустозeрское городище – в двадцати километрах от города.
Ненецкий автономный округ по территории в два раза больше Ленинградской области и почти в четыре – Московской, при этом в нём проживает менее 50 тысяч жителей, – таким образом, он является самым малочисленным арктическим регионом нашей страны.
Нарьян-Мар (городской статус получил в марте 1935 года) – единственный город округа. В нём и в посёлке городского типа Искателей сосредоточено более 70% населения округа. Круглогодично сюда можно добраться самолётом, летом – по воде, зимой – по зимнику.
Краеведческая работа началась здесь лишь в самом конце 20-х годов прошлого века, когда было организовано Окружное бюро краеведения (ОБК). Изначальная задача бюро: изучение языка и быта коренного населения – ненцев, а также природных богатств и способов традиционного ведения хозяйства. Одними из первых «предметов быта», собранных краеведами, стали «луки-самострелы и тредулки-самопалки, кремневые моржовки, головные уборы и прочие разные принадлежности из украшений припечорских богачей». Уже 15 января 1933 года состоялась первая выставка в недостроенном еще Доме Ненца, которую посетило более 5 тысяч человек.
Официальная дата основания музея – 6 сентября 1934 года, когда в небольшом, но уже постоянном помещении площадью 60 кв. м открылась выставка заполярного растениеводства. Фонды на тот момент насчитывали 316 единиц хранения. И сотрудник был только один, а работать ему приходилось «в очень тяжёлых условиях, необорудованном холодном помещении». Однако именно в это время закладывались основы коллекционной и источниковой базы музея, собирательской, хранительской, научно-исследовательской и просветительской деятельности.
Даже в годы войны музей ежегодно посещало до 3 тысяч человек.
В 1940-е и 1950-е годы фонды музея пополнились коллекцией минералов, образцами керамики с археологических памятников, появился раздел этнографии, прошла первая художественная выставка.
В 1960-е и 1970-е продолжилась научно-исследовательская деятельность: комплектовались коллекции ненецкой этнографии, документов и фотографий, проходили коллекционные выставки, в том числе и выездные – в сёлах округа. В 1972 году впервые обследован археологический памятник «Пустозерское городище» – место, где располагался первый русский город в Арктике.
В 1980-е – 2000-е в музее проходили дискуссии, семинары, научные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ, активизировалась экспедиционная деятельность, начался выпуск краеведческой литературы: монографий, сборников, брошюр по различным аспектам истории, культуры и природы Ненецкого округа, каталогов музейных коллекций.
Уличная выставка «Пустозерск и Нарьян-Мар. Деревянный город» во дворе Дома Шевелёвых.
Ныне в фондах объединенного музея более 55 тысяч предметов – этнографические коллекции ненецкого, коми, русского старожильческого населения; художественные собрания; фото и документальные материалы по истории и культуре округа XIX – XX вв.; коллекции палеонтологии, геологии и археологии, старопечатной книги. Сформирована и уникальная научная библиотека, которая содержит свыше 7600 томов по краеведению. Осуществляются различные проекты и организуются образовательные программы: «Школа юного краеведа», «Рисуем в музее», «Родная старина», «В гостях у Авки», «Безграничные интересы». Популярны и музейные праздники: «День птиц», «День моржа», «В единстве народов – сила России».
За годы своего существования Ненецкий краеведческий музей несколько раз менял «место жительства», а 2009 году получил собственное здание (ул. Победы, 5), где располагается и сегодня.
Пустозерский комплексный историко-природный музей был открыт 5 ноября 1991 года в составе памятника археологии федерального значения «Пустозерское городище» и мемориальной части деревни Устье с архитектурными объектами.
Город Пустозерск (основан в 1499 году по указу царя Ивана III) окончательно исчез с карты мира в 60-годы прошлого века, а в XVI-XVII вв. был административным, экономическим и культурным центром обширного Печорского края, изначально став главным опорным пунктом в продвижении русских на северо-восток и сыграв заметную роль в освоении Крайнего Севера и Сибири. Отсюда первопроходцы открывали пути на арктические острова – Новую Землю, Шпицберген, к устьям сибирских рек. Здесь положено начало поискам и добыче медных и серебряных руд на русском Севере и даже первым попыткам развития нефтяного дела в России.
Со второй половины XVII века Пустозерск становится местом ссылки для неугодных центральной власти. Сюда ссылали «с глаз долой» опальных царедворцев, участников крестьянский восстаний, но самым известным пустозерским «сидельцем» стал протопоп Аввакум «со товарищи» – идеолог раннего старообрядчества и замечательный русский писатель.
В XVIII веке Пустозерск окончательно потерял стратегическое значение. Указом Екатерины II Пустозерский уезд был упразднен, но до начала XX века государственной охране.
В 1993 году у музея появилось собственное здание в Нарьян-Маре: деревянный двухэтажный «Дом Шевелёвых», в 1933 году перевезённый в город из Пустозерска. С марта 2005 года в нём открыта постоянная экспозиция «Северный дом: его облик и душа».
Ныне музей на правах филиала входит в Музейное объединение Ненецкого автономного округа, образованное 26 марта 2020 года.
По инициативе музея в регионе проводятся Малые (школьные) Аввакумовские чтения, археологические экспедиции, ежегодные волонтерские лагеря, праздник с активным способом передвижения «День Пустозерска». Помимо обычной музейной работы организуются и встречи для потомков «пустозёров», обустраивается музейно-этнографический дворик на территории, примыкающей к Дому Шевелевых, ведутся работы по наполнению экскурсионно-туристических маршрутов «Большая Пустозерская тропа», «Легенды и были Малого бора» на месте первого русского города в Арктике…
Мир мужчины, Мир женщины, Мир детства и Мир духов
Постоянная экспозиция Ненецкого краеведческого музея «позволяет проследить тот исторический путь, который прошел регион от времен палеолита до сегодняшнего дня». Здесь представлено современное биоразнообразие арктического региона, палеонтологические, геологические и археологические находки, предметы материальной и духовной культуры жителей европейских тундр конца XIX – начала XX века.
В коллекции, посвящённой Пустозерку, хранятся археологические находки и предметы, полученные в дар от потомков пустозерцев, а также предметы церковного обихода.
Предметы «звериного стиля» – художественные произведения из металла и кости с изображениями животных, зооантропоморфных фигур и фантастических существ – найдены в округе и связаны с племенем печера, жившем здесь в IV-XIII веках.
Плакетка с изображением волка, IV – VIII вв. н. э.
Наиболее же ценной является этнографическая коллекция, посвященная европейским ненцам – коренным жителям региона.
Делится коллекция на четыре раздела: Мир мужчины, Мир женщины, Мир детства и Мир духов. Кстати, с отдельными предметами можно ознакомиться и на сайте музея. В качестве же «затравки» приведём лишь фрагменты описаний, сделанных научными сотрудниками музея, некоторых уникальных экспонатов.
Мир мужчины
Аркан – основное орудие труда ненецкого оленевода. Представляет собой длинную веревку, сплетенную из четырех ремней из кожи оленя или морского зверя (главным образом морского зайца). В окончательном виде сплетенный ремень имеет гладкую округлую форму толщиной примерно с карандаш. Обычно оленевод толщину и длину тынзея определяет, исходя из своих физических возможностей и мастерства.
Малица – ненецкая мужская одежда, сшитая из шкур оленя мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перед делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев (кроме полуострова Канин и острова Колгуев) имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы мехом наружу.
Нарты. Ненцы – кочевой народ Арктики, они до сих пор ведут традиционный образ жизни, перемещаясь в течение года со стадами оленей на большие расстояния. Несмотря на масштабную «снегоходную революцию», мобильность современных арктических кочевников пока ещё, хотя и в разной степени интенсивности, обеспечивается такой транспортной единицей, как запряженная в нарты оленья упряжка.
Пимы мужские – ненецкая национальная обувь. Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше остальных членов семьи в стойбище проводит время на улице, поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива.
Пояс мужской – важный атрибут ненецкой мужской одежды. Он даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался – значит, его ждут дела, он готов к любой работе.
Ненецкий мужской пояс.
Мир женщины
Няндуй – полукруглая шапка ненцев полуострова Канин. Шапку – няндуй – носят девочки-подростки, девушки и молодые женщины.
Туця' – небольшая ненецкая женская сумка, вытянутая вертикально. Это всегдашняя спутница женщины, так как в ней хранятся предметы рукоделия. Сумка часто находится возле женской постели в чуме.
Паница – ненецкая женская верхняя зимняя одежда. Она распашная, полы ее соединяются с помощью кожаных завязок.
Паницы шьют целиком из оленьего меха (няблюй). Украшают меховой мозаикой – композицией из контрастных по цвету кусков меха – темным на светлом и светлым на темном фоне. Носят с поясом, который плетется из разноцветных ниток. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку в виде кольца.
Ненецкая сумка тучейка.
Мир детства
Игрушка-олень. Весь традиционный уклад жизни ненцев-кочевников держится на северном олене. Он - великая ценность, символ дома. Олень является источником пищи, материала для изготовления одежды, покрышек для чума, обуви и т.д. Кроме того, оленья упряжка – основной вид транспорта в тундре. Вероятно, именно поэтому фигурки оленей являются наиболее распространенными среди ненецких детских игрушек.
Игрушечных оленей делают из разных материалов: дерева, кости, меха, камня, пластмассы.
У каждого играющего обычно по несколько таких фигурок – это и ездовые быки, и важенки с оленятами. Обычно игрушечных оленей «запрягали» в нарточки, которые тоже делали из дерева, костей или плоских камешков.
Куклы уко. Оригинальные ненецкие куклы уко или нухуко всегда привлекали внимание путешественников и исследователей.
Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна (чаще высотой 10-15 см) с нашитыми на него разноцветными вертикальными полосками (их всегда нечётное количество). Головой куклы служит клюв водоплавающей птицы с остатками шкурки (обычно у кукол «мужчин» – клюв гуся, у кукол «женщин» – клюв утки). Место соединения сукна с клювом обёртывается кусочком материи наподобие воротника. Размер кукол от 5 до 20 см. Ни лица, ни ног, ни рук ненецкая кукла не имеет.
Колыбель. Начало жизни «нового» человека в ненецкой культуре связано с колыбелью. Именно она служит первым жилищем ребёнка, с которого начинается познание окружающего мира.
Колыбель изготавливается из древесины: берёзы, ели, сосны, лиственницы, ивы. Имеет овальную форму, плоское дно, невысокий бортик и деревянную дугу. Все детали соединены между собой полосками из кожи оленя.
Люлька ненецкая.
Мир духов
Бубен и колотушка являются важнейшим атрибутом шамана. С помощью звуков бубна шаман вызывал духов. Бубен в культуре ненцев символизировал оленя, на котором шаман путешествовал по Верхнему, Среднему и Нижнему мирам. Бубен – принадлежность только посвящённых шаманов.
Маски (сэвбабцьʼ) ненецких шаманов (тадибя) изготавливались из куска сукна четырёхугольной формы без прорези для глаз и рта. Вместо глаз, рта и носа пришивались пуговицы или бусины.
Маска выступала значимым предметом силы, она служила средством выражения внутреннего потенциала шамана, единения с духовной сущностью, а также в качестве маскировки, сокрытия личности тадибя в мире недружественных духов. Надевая маску, шаман соединялся с духами, на время утрачивая своё обычное состояние.
Самбурна – куртка ненецкого шамана. Специальный костюм был только у ненецких шаманов (тадибя), общавшихся с небесными (выду'тана) и подземными (я'няны) духами. Шаманский костюм должен был охранять тадибя от злых духов на земле во время обряда камлания, когда его душа с помощью духов-помощников (тадебциев) странствовала к божествам.
Маска шамана (сэвбабцьʼ).
Музей для музейщика – это всегда поиск нового: форм подачи, информации, технических решений, переосмысления фактов и их соотнесения с сегодняшним днем
Несколько вопросов о «личной музейной истории» мы задали Евгении Колесниковой, зав. отделом развития ГБУК «Музейное объединение НАО»
– Как вы стали работником музея?
– Это смешная история, которая к осознанному решению не имеет никакого отношения. Я была шапочно знакома с директором музея. У многих северян есть традиция в выходные ходить в баню. Встретились мы с Еленой Геннадьевной Меньшаковой, директором музея, в парной и она попросила поискать человека на вакансию в музее. На себя в тот момент я эту вакансию не примеряла, у меня была вполне меня устраивающая работа. Поспрашивала знакомых и забыла об этом. Между решением прийти в музей и нашим разговором прошел, наверное, месяц или два. Была весна, желание что-то менять, возможно, какая-то накопившаяся усталость, даже не могу сказать, чем я руководствовалась, просто набрала номер и спросила о наличии вакансии... Так что я в музее человек совершенно случайный. Но как вы знаете, все случайное далеко не случайно. Пару лет назад разбирала семейный архив и наткнулась на запись в альбоме о том, что в 6-7 классах школы я хотела стать археологом, сразу припомнилось, что читала в огромных количествах книги по истории, даже выписывала какие-то профессиональные журналы и пугалась слова «стратиграфия». До сих пор к археологии отношусь с большой нежностью.
– Какие личные истории у вас связаны с одной из музейных экспозиций или предметом из музейной коллекции?
– Истории в музее скорее не личные, а коллективные, потому как работа у нас командная. В 2021 году мы делали на одной из наших локаций, в Доме Шевелевых, небольшую выставку на лестнице «Николаас Витсен и исчезнувший город» к юбилею главного героя. За неделю до открытия нам позвонили из посольства Нидерландов и сообщили, что они к нам едут, так наша выставка из проходной превратилась в «международную», что, конечно, изменило и сам проект. Закончили мы его в результате только в конце года, проведя вместе с посольством викторину, создав маршрут по Пустозерску по записям бургомистра Амстердама Н. Витсена и выпустив серию постов в социальных сетях. Мой коллега, к примеру, к этой выставке прошел несколько километров на лыжах по тундре в поисках черепа оленя, так как считал, что «кабинет редкостей» XVII-XVIII веков без него будет неполноценным, а я к той же выставке порола пуховую подушку сына, чтобы продемонстрировать товары, вывозимые голландцами из Пустозерска. Просто именно этих предметов не оказалось в собрании музейного объединения... Мне кажется, у каждого научного сотрудника масса таких историй.
– Что бы вы посоветовали молодому человеку или девушке, которые хотят работать в музее? От чего бы предостерегли?
– Неблагодарное дело советовать, но, наверное, важно не ставить перед собой ограничений. Музей, несмотря на то, что это хранилище истории, опыта, знаний, для музейщика - это всегда поиск нового: форм подачи, информации, технических решений, переосмысления фактов и их соотнесения с сегодняшним днем... Часто сталкиваюсь с тем, что самое трудное для людей выйти за пределы привычного, посмотреть на музейный предмет с другого ракурса, обратиться к специалистам другой сферы, коллегам из другой страны... Как бы это ни банально звучало, но быть открытым, все время учиться, а не почивать на лаврах, и не говорить, что что-то невозможно. Вот от фраз: «Этого нельзя сделать» и «Я не обязан это делать», – хотелось бы предостеречь. Нужно быть морально готовым к тому, что в музее могут потребоваться самые неожиданные твои знания и умения, что музейщик - это не только тот, кто занимается научной деятельностью и ведет экскурсии, но и иногда и тот, кто, в случае необходимости, может приколотить гвоздь, тот, кто должен разбираться в строительных материалах, технике, свете, чтобы объяснить свои задумки специалистам. Если ты считаешь, что протереть витрины – это ниже твоего достоинства, наверное, тебе не стоит идти в музей.
При подготовке статьи использованы информационные материалы и фото с сайта музея.
***
Игорь Кузнецов, специально для GoArctic
Информация для посетителей
ГБУК «Музейное объединение НАО»
166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Победы, дом 5.
Тел./факс: 8(81853) 46748
Электронный адрес: mail@naomuseum.ru
Сайт музея
Время работы
Ненецкий краеведческий музей
г. Нарьян-Мар, ул. Победы, д. 5
(81853) 4-20-60
Вс, Пн – выходные
Вт, Ср, Чт, Пт – с 10:00 до 18:00
Сб – с 11:00 до 18:00
Музей-заповедник «Пустозерск»
г. Нарьян-Мар, ул. Тыко Вылки, д. 4
(81853) 4-63-34
Вс, Пн – выходные
Вт, Ср, Чт, Пт – с 10:00 до 18:00
Сб – с 11:00 до 17:00