Сейчас в Архангельске

06:30 3 ˚С Погода
18+

Начинается реализация проекта «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» – экспедиция на территорию Унского лесозавода

Проект подготовки к созданию индустриально-мемориального комплекса в Архангельской области был поддержан грантом Фонда Потанина

Архангельская область История Беломорье Особо охраняемые природные территории
Анна Щетинина
30 июля, 2024, 10:11

Начинается реализация проекта «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» – экспедиция на территорию Унского лесозавода

Фото предоставлено пресс-службой национального парка «Кенозерский». Источник: pravdasevera.ru



Весной прошел грантовый конкурс «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина, который поддерживает сохранение и музеефикацию индустриальных объектов. Архангельская область стала лидером по количеству проектов-победителей этого конкурса, – было поддержано три проекта, о чем подробно писал GoArctic. Одной из концепций, получивших поддержку в 2 320 408 рублей, стал проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка». Цель проекта – рассказать о сложном периоде индустриализации и репрессий через создание индустриально-мемориального комплекса на мысе Заяцком Белого моря (национальный парк «Онежское Поморье»), – рассказывает ИА «Регион 29».

Мыс Заяцкий – одно из немногих мест, где можно увидеть материальные свидетельства времен индустриализации и ГУЛАГа в в Архангельской области, а именно – остатки Унского лесозавода: по предварительной версии, это предприятие, входившее в структуру ГУЛАГа, было открыто в 1931 году, когда советская власть начала отправлять на северные земли раскулаченных крестьян из южных регионов страны. Но при изучении документов из фонда лесозавода исследователи обратили внимание на фразу, что «в прошлом, 1930 году, удалось восстановить бывший лесозавод». В руинах разрушенных цехов на территории бывшего лесозавода до сих пор находятся локомобили – паровые английские энергоустановки.

И вот – 31 июля на мыс Заяцкий отправится большая исследовательская экспедиция, целью которой является начало подготовительных работ по созданию индустриально-мемориального комплекса, который будет рассказывать гостям на территории бывшего Унского лесозавода – заповедной земле парка «Онежское Поморье» – о том, через какие перипетии пришлось пройти жителям этих мест в непростые годы первой половины XX века Специалисты национального парка «Онежское Поморье», Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Института археологии Российской академии наук, Международного центра реставрации проведут исследования для проекта «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья». В ходе проекта будет представлена советская повседневность индустриальных посёлков 1930-х-1950-х гг.



Фото предоставлено пресс-службой национального парка «Кенозерский».  Источник: pravdasevera.ru


Реставраторы произведут фотофиксацию и обмеры всех обнаруженных объектов, предложат план дальнейшей консервации уникальных локомобилей. Исследователи выработают предложения по присвоению статуса объектов культурного наследия регионального значения для этих машин. Специалисты Кунсткамеры, которые сотрудничают с парком «Онежское Поморье» уже около 10 лет, выполнят картографирование выявленных археологических объектов с помощью квадрокоптера, а геодезисты создадут цифровую модель местности для проектируемого индустриального парка.

Также впервые будет проведён сбор полевой информации от жителей ближайшего населенного пункта Пертоминска об истории Унского лесозавода. Полученные материалы в будущем дополнят выпущенную парком в этом году книгу о спецпереселенцах «Излом».

Впервые паровые машины бывшего Унского лесозавода были обнаружены на мысе Заяцком в 2022 году в ходе экспедиции Русского географического общества. В разрушенных цехах исследователи тогда обнаружили локомобили — паровые энергоустановки английской фирмы, именуемой с 1862 года как MARSHALL SONS & Co GAINSBOROUGH. До 1914 года фирма занимала около 30% российского рынка локомобилей. Вероятнее всего, прибывшая в Архангельск накануне Первой мировой войны партия локомобилей не успела отправиться в центральные губернии и «застряла» в порту. В условиях военного времени энергоустановки были реализованы на месте и стали частью местного лесозавода.

 

далее в рубрике