Сейчас в Архангельске

08:23 6 ˚С Погода
18+

Некоторые маяки Северной Америки: история и современность

Здесь, как и в Скандинавии, маяки являются действующими объектами технического наследия и популярными туристическими местами

Туризм Аляска Канада Маяки Арктики
Денис Ивановский
24 апреля, 2025, 10:02
Некоторые маяки Северной Америки: история и современность

Маяк мыса Святого Ильи. Фото: capestelias.org


Материал продолжает цикл публикаций об арктических маяках. О самых красивых маяках Скандинавии – читайте здесь

 

Маяк мыса Святого Ильи, Аляска

Побережье Северного Ледовитого океана на Аляске практически не используется для регулярного судоходства, поэтому вместо фундаментальных построек там устанавливают автоматические световые или радионавигационные маяки. Так, например, поступили на мысе Барроу – самой северной точке Аляски. В качестве навигационной точки там используют обычные прожекторы, размещенные на побережье. Маяки в их классическом понимании сосредоточены преимущественно в южной части штата, где находится вся портовая инфраструктура.

Маяк мыса Святого Ильи расположен на юго-западной оконечности острова Каяк, являющегося частью архипелага Принца Уильяма. Он был построен для обеспечения безопасности морского судоходства в водах северной части Тихого океана. Сегодня маяк мыса Святого Ильи – это объект технического наследия и памятник истории освоения Аляски.

В конце 19-го века на юге штата, в районе Клондайк, началась золотая лихорадка. Кратно увеличился объём морских грузоперевозок между портами южной Аляски и северными штатами США. Вскоре после золота в штате стали активно добывать и медь.

Навигационные условия в этом регионе отличались высокой сложностью: частые туманы, бурные штормы, скалистые берега и удалённость от крупных населённых пунктов. На развитие инфраструктуры в 1900 году правительство США выделило 100 тысяч долларов, которых хватило на постройку двух маяков – на островах Файв-Фингер и Сентинел. Этого оказалось недостаточно для обеспечения безопасного судоходства в регионе, и правительство страны утвердило финансирование строительства маяка на мысе Святого Ильи. Поскольку снабжение строительной площадки было затруднено, по возможности использовались ресурсы острова. Более 190 тысяч кирпичей были изготовлены на месте из песка и гравия, добытых на пляже. Работы были завершены в 1916 году.



Маяк в окружении скал. Фото: capestelias.org


Маяк был спроектирован с учётом специфики климата и географических условий. Башня в высоту 16,7 метров выполнена из армированного бетона – на тот момент передового строительного материала, устойчивого к экстремальной погоде. Первоначально маяк был оборудован линзой Френеля, обеспечивавшей дальность видимости до 18 морских миль (около 29 км), а источником света была керосиновая лампа, требовавшая постоянного обслуживания.

Рядом с маяком были построены вспомогательные здания: дом смотрителя и помощников, водонапорная башня, хранилище топлива и радиостанция. Все сооружения располагались на узкой полоске скального берега, подверженного постоянной эрозии и штормам.

Жизнь смотрителей маяка была трудной и изолированной с единственным способом доставки припасов по морю. В 1925 году была размещена радиостанция, позволившая не только передавать сигналы бедствия, но и участвовать в спасательных операциях. Известен случай, когда в 1933 году смотритель маяка спас выживших с судна, потерпевшего крушение у подножия скал. Он в одиночку спустился к берегу по канату и вытащил троих человек. Во время Второй мировой войны маяк играл важную стратегическую роль, обеспечивая навигацию для военных кораблей и конвоев. Тогда же была усилена его защита и добавлены дополнительные средства наблюдения.

В 1974 году маяк был автоматизирован, и постоянный персонал покинул объект. В 1998 году – официально выведен из эксплуатации Береговой охраной США, но продолжает работать в автоматическом режиме как частный навигационный объект.

С начала 2000-х годов за сохранение комплекса отвечает некоммерческая организация Cape St. Elias Lightkeepers Association (CSELA). Добровольцы ежегодно приезжают на остров для проведения восстановительных работ.

Маяк мыса Святого Ильи включён в Национальный реестр исторических мест США. Доступ к нему возможен только по морю или с воздуха и требует предварительного согласования с местной администрацией. На острове пригоден для проживания только лодочный сарай с дровяной печью, где организована гостиница на 10 мест. Ежегодно маяк посещают всего около 200 человек, преимущественно историки, фотографы и специалисты в области сохранения архитектурного наследия.

 


Маяк на мысе Бад. Фото: graydiocanada.com


Маяк на мысе Бад, Канада

19-й век был периодом бурного роста атлантической торговли. После открытия Суэцкого канала и расширения сети британских морских маршрутов значимость североатлантических проходов резко возросла. Стратегически значимым стал канадский остров Ньюфаундленд и пролив Белл-Айл к северу от него, через который проходили основные морские маршруты в порты Квебек и Монреаль, идущие с европейского континента через Северную Атлантику.

Прибрежные воды Ньюфаундленда были крайне опасны, со своими частыми туманами, каменистым дном и айсбергами. Многие суда проходили пролив Белл-Айл вслепую. Так было принято решение построить систему маяков на северо-восточной оконечности острова Ньюфаундленд. Маяк на мысе Бад, возведённый в 1884 году, стал первым.

Он представлял собой деревянную башню высотой около 10 метров с красно-белой окраской и соединенной с небольшим домом смотрителя. В 1908 году здание было полностью перестроено – новая башня высотой 15 метров была сделана из литого чугуна, устойчивого к суровому прибрежному климату. Чтобы защитить и укрепить эту башню, её облицевали цементом и окружили восемью контрфорсами.

Время не щадило маяк, и бетонная конструкция стала со временем разрушаться. Вместо того чтобы её не ремонтировать, в 1961 году была возведена новая восьмиугольная бетонная башня и дом для смотрителя. Электричество на станции появилось в 1966 году, а в 1971 году на смену паровому сигналу пришёл электронный. Вскоре маяк был частично автоматизирован, а к 1990-м годам полностью перешёл на удалённое управление.

Историческая значимость маяка на мысе Бад выходит за рамки его навигационных функций. В непосредственной близости предполагается место высадки Джона Кабота, итальянского мореплавателя на английской службе, который, по одной из версий, стал первым европейцем, ступившим на берега Северной Америки в 1497 году.

В годы двух мировых войн маяк использовался не только как навигационный объект, но и как наблюдательный пункт. Во время Второй мировой войны через эти воды проходили союзные конвои, и маяк служил важным ориентиром и средством обнаружения немецких подводных лодок.

Сегодня маяк на мысе Бад продолжает функционировать в составе системы береговой охраны Канады. Оригинальная деревянная башня 1884 года была сохранена и установлена в качестве музейного экспоната рядом с новым маяком. В окрестностях маяка в начале 21-го века организовали туристскую инфраструктуру с неформальным названием «Аллея айсбергов». Остров для морских туристов стал идеальным местом для наблюдения за плавающими льдами, отколовшимися от Гренландии, и более чем двадцатью видами китов. Ежегодно маяк и его окрестности посещают до трёх тысяч туристов.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic


далее в рубрике