Посещаемость Дома-усадьбы «художника вечных льдов» Александра Борисова в Архангельской области за четыре года выросла втрое
Музей регионального значения развивается как туристический бренд Русского Севера

Дом-усадьба Александра Борисова. Источник: t.me/Tsybulskiy_A
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934), которого называли «художником вечных льдов» за то, что он стал первым русским живописцем, воспевающим Арктику, – родился и умер в неарктическом месте. Энтузиасты спасли его дом в деревне Городищенская Красноборского округа от гибели, и теперь это музей регионального значения – Музейно-культурный центр «Дом-усадьба художника Александра Борисова», филиал государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Посещаемость музея за последние пять лет выросла почти в три раза – с 5,8 тыс. человек в 2020 году до более чем 16,4 тыс. в 2024 году, – отметил в своём тг-канале губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. GoArctic писал о Борисове, в том числе – и на медиаресурсе «Герои Арктики», где можно рассмотреть работы художника. В следующем году исполнится 160 лет со дня его рождения.
Экспозиция в Доме-усадьбе Александра Борисова. Источник: t.me/Tsybulskiy_A
Усадьба Борисова – это строение конца XIX века, объект культурного наследия регионального значения. С 2001 года в регионе ведут работу по восстановлению исторического облика дома и развитию музейных программ. В 2009 году здание было выведено из аварийного состояния, но, несмотря на объем уже проведенных работ, усадьба все еще нуждается в реставрации и модернизации – к примеру, – в обустройстве парковки для туристов. Музейно-культурный центр ведёт масштабную работу по популяризации творчества Александра Борисова, который стал одним из символов Русского Севера. В усадьбе проходят тематические выставки, пленэры, музейно-образовательные программы. Музейщики разработали проекты «Дорогами Борисова», «Путешествие в страну Снежной Королевы», «Северное сияние», «Серебряный возраст» и благотворительный цикл программ «Радуга дыхания» для детей, проходящих лечение в местном санатории.
В итоге деятельность по восстановлению дома художника и художественной жизни в нем принесла свои плоды – победу в национальном конкурсе «ТОП-1000 культурных и туристических брендов России». Музейно-культурный центр принял участие в проекте «Гений места» и издал книгу «Живая правда художника А.А. Борисова».
Экспозиция в Доме-усадьбе Александра Борисова. Источник: t.me/Tsybulskiy_A
Но живопись была не единственным делом Александра Борисова. Он был еще и писателем, общественным деятелем, исследователем полярных земель, внёсшим значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Во время путешествий он писал путевые очерки и заметки, – по ним вышли книги «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» и «В стране холода и смерти». Обеспокоенный бедственным положением ненецких оленеводов-кочевников, Борисов составлял научные доклады об экономике Севера и проекты по развитию региона. Предлагал осваивать тундру и строить каналы для лучшего сообщения между северными реками. Одной из крупных инициатив Александра Борисова была Обь-Мурманская железная дорога: «Великий северный путь» должен был пройти через всю страну – от Баренцева моря до Татарского пролива (около Сахалина). Его проект сначала поддержало царское правительство, а после революции – Совнарком, и Борисов работал над проектами вокзалов и гостиниц для этой железной дороги совместно с архитекторами Алексеем Щусевым и братьями Васнецовыми, – жаль только, эта работа не сохранилась, а в 1931 году правительство СССР и вовсе отказалось от строительства дорогостоящей и сложной дороги.
Экспозиция в Доме-усадьбе Александра Борисова. Источник: t.me/Tsybulskiy_A
Зато этой дороге посвящен новый проект Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) – документальный фильм «Великий. Северный. Железнодорожный», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив (ПФКИ). По словам руководителя проекта Валентина Юшкевича, – идея Великого Северного железнодорожного пути, соединяющего Арктику с Тихим океаном, опередила свое время, и поэтому именно сейчас в ретроспективе можно оценить масштаб, правоту и актуальность замысла Александра Борисова. К созданию просветительского фильма будут привлечены профессиональные исследователи – историки, экономисты, краеведы, научное, музейное и архивное сообщества.
А еще одна ипостась Александра Борисова выразилась в том, что по его проекту в 20-х годах прошлого века на курорте с минеральными водами недалеко от дома художника, рядом с селом Красноборск, построили санаторий «Солониха», – и Борисов был первым директором санатория.